ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Здоровье

Программа экспериментально-исследовательской деятельности по теме "Социальная адаптация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения"

Добавлено: 2012.09.01
Просмотров: 1345

Майер Ольга Анатольевна, учитель начальных классов; Гончарова Ольга Александровна, учитель начальных классов; Смертина Светлана Юрьевна, учитель начальных классов; Бикбова Анна Николаевна, учитель начальных классов; Сергеева Ольга Николаевна, учитель начальных классов

В современных исследованиях в области педагогики, психологии, социологии воспитания детей-сирот в России можно условно выделить следующие направления:

  • изучение феномена сиротства в различные периоды развития общества (И.Ф.Дементьева, М.В.Фирсов и др.);
  • исследования особенностей развития детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.) и условий воспитания (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, Л.Я.Олиференко и др.);
  • исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, Л.М.Шипицына и др.).

Анализ научных исследований и данных практической педагогической деятельности показывает, что исследований, посвященных проблеме социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), разработано недостаточно.

Нами были выделены следующие противоречия:

  • между высоким уровнем требований (социально-экономических, психологических, политических) сегодняшнего дня к обеспечению социальной и недостаточной научно-методической разработкой этого процесса ее осуществления;
  • между необходимостью повышения уровня сформированности знаний, умений и навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья для успешной социальной адаптации и недостаточной эффективной работой по социальной адаптации в условиях школ-интернатов;
  • между потребностью создания программ и обеспечение их учебным материалом, способствующих повышению уровня социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья для успешной самостоятельной жизни и отсутствием таковых в образовательной практике.

Проблема эксперимента заключается в необходимости выявления и разработке средств социально-педагогической деятельности, применение которых позволит повысить уровень социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на этапе подготовки к самостоятельной жизни.

Выявленные противоречия и вытекающая из них проблема эксперимента обусловили выбор темы эксперимента “Социальная адаптация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в воспитательно-образовательном процессе”.

Объект эксперимента: процесс социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет эксперимента: социальная адаптация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната средствами педагогической деятельности.

Цель эксперимента: разработка и теоретическое обоснование совокупности средств педагогической деятельности, способствующих повышению уровня социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната (на этапе подготовки к самостоятельной жизни).

Гипотеза исследования:

Повышение уровня социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогической деятельности будет обеспечено, если:

  • выявлены средства и особенности организации социально-педагогической деятельности в условиях школы-интерната по социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на начальном этапе подготовке к самостоятельно жизни;
  • создана и реализована структурно-функциональная модель процесса социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната;
  • разработана и внедрена в практику работы школы-интерната программа деятельности педагогов по подготовке младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни;
  • определены критерии и показатели социальной адаптации младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Для достижения цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи эксперимента:

  1. Выявить степень разработанности проблемы социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната в педагогической теории и современной социально-образовательной практике.
  2. Разработать и апробировать модель процесса социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
  3. Разработать критерии социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната и комплекс диагностических процедур, направленных на выявление уровня социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната.

Идея исследования заключается в том, что педагоги, работающие в школе-интернате, могут помочь младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья успешно подготовиться к самостоятельной жизни, если будет реализована модель социально-педагогической деятельности, в рамках которой на основе диагностики круга проблем младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната, будут выявлены средства, создана и реализована программа социально-педагогической деятельности, направленная на повышение уровня социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на этапе подготовки к самостоятельной жизни.

Методы эксперимента:

  • теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
  • праксиологические методы: педагогический эксперимент; методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, методы графической обработки данных).

Этапы эксперимента:

Первый этап – диагностико - проектировочный (2007 – 2008г.г.)

Цели и задачи:

  1. Изучение психолого-педагогической, философской, методической литературы по теме исследования.
  2. Подготовка пакета диагностических материалов для выявления уровня социальной адаптированности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Анализ исходного уровня социальной адаптированности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната для детей-сирот.
  4. Подготовка педагогов к опытно-экспериментальной работе. Разработка системы подготовки педагогов к освоению технологии педагогического эксперимента и выполнению программы экспериментальной деятельности.
  5. Разработка программы эксперимента по социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Прогнозируемые результаты:

  • Аналитический обзор философской, педагогической и социально-психологической литературы по проблеме экспериментальной деятельности. Знание концептуальных основ социальной адаптации младших школьников в трудах ученых – педагогов и психологов.
  • Пакет диагностических материалов для выявления уровня социальной адаптированности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
  • Аналитические материалы по уровню социальной адаптированности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната №68.
  • Программа эксперимента “Социальная адаптация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в воспитательно-образовательном процессе”.
  • Выявление трудностей и проблем адаптации учащихся начальных классов при переходе в старшее звено коррекционной школы-интерната для детей-сирот.
  • Система подготовки педагогов к освоению технологии педагогического эксперимента и выполнению программы экспериментальной деятельности.
  • Повышение профессионального уровня педагогических кадров через курсовую подготовку и внутрикорпоративное повышение квалификации.

Второй этап – практический (2008-2009, 2010г.г.).

Цели и задачи:

  • Осуществление опытно-экспериментальной работы.
  • Расширение структуры социокультурного пространства школы-интерната как одно из условий эксперимента.
  • Разработка программы психолого-педагогической поддержки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
  • Разработка инструментария, обеспечивающего социальную адаптацию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
  • Разработка программы мониторинга успешности эксперимента.
  • Уточнение, анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Соотнесение результатов исследования с поставленными целями. Корректировка используемых технологий, методов и форм работы.

Прогнозируемые результаты:

  • Установление новых социальных связей как условие успешной социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
  • Программа психолого-педагогической поддержки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната.
  • Критериальная база оценки уровня социальной адаптированности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната для детей-сирот.
  • Программа мониторинга деятельности участников эксперимента.
  • Результаты диагностических исследований по социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
  • План мероприятий по корректировке испытываемых технологий.

Третий этап – обобщающий (2010г.)

Цели и задачи:

  • Разработка рекомендаций по итогам эксперимента.
  • Проведение семинаров, научно-практических конференций для учителей коррекционных школ города и области.
  • Подготовка публикаций (СМИ, научно - педагогические журналы и т.д.).

Прогнозируемые результаты:

  • Оптимальный уровень социальной адаптированности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
  • Обобщенные результаты реализации разработанной программы эксперимента:
  • - сборник научно-методических материалов по проблеме эксперимента;
    - публикации (СМИ, научно - педагогические журналы и т.д.).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • выявлены, определены и систематизированы предпосылки противоречия и направления социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
  • определены организационно-педагогические условия, позволяющие осуществлять социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната;
  • разработан педагогический инструментарий, позволяющий осуществлять социализацию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
  • выявлены критерии для оценки результативности осуществления социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Практическая значимость исследования определяется тем, что все предложенные в нем подходы успешно будут воплощены в практике социальной реабилитации детей-сирот школы-интерната №68 г. Новокузнецка.

Кроме этого, разработанная программа по социальной адаптации младших школьников может быть реализована в рамках любого другого образовательного учреждения типа "школа-интернат для детей-сирот".