ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Экология

Экологический поход в осенний лес

Добавлено: 2016.07.21
Просмотров: 143

Филимонова Татьяна Александровна, учитель начальных классов

Школа, в которой я работаю, находится в уникальном месте: село Лувеньга расположено на берегу Кандалакшского залива Белого моря. Более того, здесь же находится научная база Кандалакшского государственного заповедника. Такие условия местоположения являются естественной лабораторией по формированию экологической культуры школьников.

Традиционно в нашем звене начальных классов каждую четверть проводится День здоровья. В этом году мы решили провести его в форме экологического похода под девизом: "Мы - друзья леса". Тема похода была выбрана неслучайно: вокруг села были замечены несанкционированные свалки мусора, произвольные вырубки леса без соблюдения правил лесозаготовок. Всё это не могло оставить нас равнодушными, ведь это - наша родная земля, здесь наш дом. Поэтому главными целями похода стали: формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля.

В назначенный день учащиеся собрались в школе. Настроение у всех было замечательное. Перед началом похода был проведён инструктаж по технике безопасности, повторили правила дорожного движения. Я обратилась к детям со словами: " Антуан де Сент-Экзюпери сказал: "Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдётся сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: "Каждый хотел лучшего только для себя!".

Дорога от школы до места стоянки не заняла много времени. По пути нашего следования мы сразу же обнаружили свалку мусора прямо у дороги. Выяснили, что часть этого мусора можно было сжечь в костре, а металлические банки надо было сложить в пакет и закопать в яму или увезти с собой. Место свалки было сфотографировано для дальнейшего использования снимков в экологической газете по результатам экскурсии. На месте стоянки мы сразу же взялись за наведение порядка. Часть учащихся готовили кострище: сняли дёрн лопатой, обложили место для огня камнями. Снятые пласты почвы уложили под деревья. Вторая группа детей занялась сбором хвороста. Дети приносили сваленный тонкомер, сучья. Все заметили, что в лесу много поваленных деревьев. Мы обследовали места вырубок и выяснили, что здесь велась несанкционированная вырубка леса с нарушением правил лесозаготовок: оставлены высокие пни, не убраны сучья и тонкомер. После работы - привал. Развели костёр, попили чайку, спели любимые песни. Далее снова работа. Недалеко от места нашего привала дети обнаружили участок леса, на котором были вырублены все деревья. Участок имел чёткую прямоугольную форму. Мы с помощью рулетки измерили длину и ширину участка и сосчитали его площадь. Она составляла 1 ар. На этой площади дети сосчитали оставшиеся пни срубленных деревьев. Оказалось, что на площади в 1 ар было свалено 67 деревьев в возрасте 30 - 40 лет. Дети самостоятельно считали возраст сосен по мутовочным кольцам. А сколько кустиков ягодных растений было уничтожено - и того больше! Детей очень взволновал этот факт, и мы решили проследить за дальнейшей судьбой этого участка. Сидя у костра, мы много говорили о пользе леса. Дети рассказывали интересные случаи из своих наблюдений. Например, девочки 3 класса были свидетелями отчаянной схватки чаек за рыбные отходы, которые всегда остаются на берегу. Их оставляют рыбаки после возвращения с уловом.

Удивительные у нас места! Красота такая, что дух захватывает. Небо может меняться каждый час, а солнце, садясь в холодные воды залива, рассыпает розовые искры на всю водную гладь, отчего вода становится то розовой, то пурпурной. Мы учим детей видеть эту красоту и отражать её в своих работах. Традиционно мы проводим конкурс рисунков "Красота вокруг нас". Ребята каждый раз радуют нас всё новыми и новыми интересными произведениями, которые они выполняют в разной технике: акварель, графика, гуашь.

В нашей школе 7 лет существует научное общество, которым руководила прекрасный знаток своего дела, учитель высшей категории Жулай Татьяна Юрьевна. К нашему великому сожалению Татьяна Юрьевна ушла из жизни в расцвете лет. Её ученики (а это ребята старших классов) ежегодно завоёвывали дипломы лауреатов как на региональном уровне, так и на всероссийских конкурсах молодых талантов. Мы гордимся своими старшеклассниками и их наставником, поэтому решили, что можем и мы вносить посильный вклад в общее дело охраны природы.

На заседании методического объединения учителей начальных классов я, как руководитель МО, предложила своим коллегам программу эколого - краеведческого воспитания учащихся, в которой предусмотрены экологические походы, видеолектории, выступления экологических агитбригад, конкурсы на лучшее озеленение класса, школы, проект "Аллея первоклассников", День Земли, праздник птиц и многое другое. Учителя единодушно поддержали меня и сейчас мы плодотворно работаем над реализацией этой программы. Нам с удовольствием оказывают помощь родители, старшеклассники.

Экологический поход "Мы - друзья леса" завершился выработкой правил поведения в лесу. С этими правилами наши ученики решили посетить детский сад в нашем селе и рассказать малышам о том, чем они занимаются.

  1. Не разорять птичьи гнёзда!
  2. Не брать птенцов из гнезда!
  3. Не ломать ветки, не рвать цветы!
  4. Не оставлять непотушенный костёр!
  5. Убирать мусор после себя!
  6. Не рубить лес! Пользоваться валежником!

Я.Аким. "Земля".
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо:
Береги свою планету -
Ведь другой похожей нету!

Приложение.