ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Патриотическое воспитание

Разработка урока "Песни казаков о Родине и крае"

Добавлено: 2016.07.25
Просмотров: 116

Бабшукова Ирина Ивановна, учитель истории и кубановедения

Цели.

  • Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков;
  • Прививать любовь к малой Родине и её прошлому,
  • Развивать интерес учащихся для изучения истории родного края. Оборудование: карта краснодарского края, выставка книг, плакат с надписями.

(На доске).

“Чем дальше в будущее входим
Тем больше прошлым дорожим
Ив старом красоту находим,
Хоть новому принадлежи.
В. Шафнер.

Учитель.

Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Ивановна. Сегодня, я, проведу у вас урок кубановедения. Я не знаю, кто вы и как вас зовут, но твердо могу сказать, что вы любите песни. Откуда мне это известно? Просто я еще в жизни не встречала человека, который не любил бы песни. Мы живем в чудесном крае, где хорошо развиты песенные музыкальные традиции.

Покажите на карте территорию Краснодарского края:. ( Если дети затрудняются показать самой)

Столетиями, летят над краем, над кубанскими хуторами и станицами прекрасные народные песни. В России трудно найти более песенный край, чем Кубань. Потому что здесь на южных рубежах великой державы обрели свою родину два славянских народа русский и украинский, для которых песня всегда значила в жизни очень многое.

Краснодарский край называют житницей России, потому на плодородном Черноземле выращивают прекрасные урожаи пшеницы - жито, как раньше говорили.

И живут на нашей благодатной земле замечательные люди, которые заселили эти земли давно, и называли их тогда - казаки. Казаки славились отвагой, были хорошими воинами и на суше и на море. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед все были воинами.

После службы казаки возвращались домой, продолжали трудиться на земле, вели своё хозяйство. Песни сопровождали казаков везде, это и посев, и сбор урожая, и свадьба и крещение ребёнка.

Как я уже сказала, что селились на Кубани и украинцы, и крестьяне из центральных районов России. Вот поэтому и язык здешних поселенцев необычный: перемешались говоры украинский и русский. Теперь мы этот язык называем - кубанским. Не только говорили, но и пели казаки на смешанном говоре. Давайте проверим, хорошо ли мы с вами знаем язык наших прабабушек и прадедушек. Что означают эти слова. ( Слова на доске)

Бачить, качка, намысто, нэнька, шануваты, шукать, швыдко, гылка, драбына, гэть, гар Учитель.

Богат наш край и пословицами. В них отразился быт, труд обычаи наших земляков. Отличаются пословицы только произношением.

Игра “Переведи пословицу” -

  • Шила в мишку ны сховаишь.
  • Лычико биленькеда ума маленько.
  • Ны в усах казачья слава.
  • А ну хвате болтать, пора писню заспивать

Учитель.

  • Ни один праздник, ни одно событие не обходилось без казачьей песни.
  • О песнях казаки говорили так:
  • Казак без песен, что виноградная лоза без гроздей.
  • Казаку и камушек подпевает.
  • Веселы привалы, где есть казаки запевалы

Учитель.

Приложение

Песни бывают разные: народные, композиторские. (Слайд)

Издавна народ придает своему песенному творчеству особое значение. Песни не только развлекают, но учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают, таким образом, духовный мир.

У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная. И так как мы живем в Краснодарском крае, то здесь будут свои традиции, песни. Песня -это бесценное богатство народа. По ней можно представить историю страны, региона, народа. (Фрагмент песни “1791”)

Казаки, которые первыми принимали удары и первыми встречали неприятеля, всегда были привязаны к военной песне, в ней была их жизнь.

Военная песня - это памятник истории. Традиционные сюжеты переосмысливались менялись действующие лица, добавлялись новые исторические факты-. Почти в каждой песне выражалось и настроение, и боевая обстановка. Так на Кавказе, во время войны с горцами, боевые сражения шли почти непрерывно и сложенные в то время песни живо рисуют картину происходящего. (Фрагмент песни “Из-за леса”) Безвестными героями сложены казачьи песни в трудных походах. Они передавали извечную тоску по родной земле. (Фрагмент песни “Прощай, Уманская станица”) Очень опасной и беспокойной была жизнь, но казаки считали долгом чести охранять границы России, сохраняя достоинство. Несмотря на все трудности, они были верны присяге:

“Перво-наперво защищать Родину от лютого врага, честь свою соблюдать, отца-мать слушать и почитать”.

Кроме традиционных народных песен на военную тему встречается ряд песен, отражающих быт и обычаи казачьего народа.

Немало и лирических песен о любви. Они в полном объёме раскрывают душу влюблённых, с нежностью, с грустью, а то и с молодецкой бойкостью. (Фрагмент песни “Скажи служивый”)

Немало песен сложено о природе и красоте Кубани. Мне удалось найти песню, которую написали и исполняли только в станице Платнировской. (Фрагмент песни “ Вишенки”) Знали и любили казаки и обрядовые, шуточные, плясовые.

Это были народные песни, а есть песни, которые сочиняют композиторы. Трудная казачья доля, героизм, мужество, бесстрашие воспеваются во многих народных и композиторских песнях. “Любо. Братцы, любо

Казаки, не падая духом, отдавали свои жизни за Родину. (Фрагмент песни “ Не для меня”)

- Какие качества присущи казакам?

(Мужество, храбрость, отвага, бесстрашие оптимизм, вольнолюбие). Они были сильными и выносливыми, потому что с детства привыкли к физическим упражнениям (Физкультминутка)

Одной из самых популярных и самых известных песен стала песня, написанная в го, первой мировой войны “Ты, Кубань, ты наша Родина”. Стихи К. Образцова, положенные на музыку стали гимном всей Кубани, песня стала отражением: всей казачьей жизни полной походов и побед.

  • Кто из вас может рассказать историю создания гимна?
  • Кто из вас может рассказать первых два куплета?

Многие коллективы на Кубани собирают народные песенные традиции: “Криница”, “Кубанцы”, (Показ фотографии)

Но одним из самых выдающихся является Кубанский казачий хор (Показ фотографии)Это ярчайший представитель кубанской казачьей культуры. Одновременно на сцене работает до 120 артистов — ведь коллектив включает в себя непосредственно хор, танцевальную группу и оркестр духовых и народных инструментов. Участники этого коллектива до сих пор по крупицам собирают народные песни, ездят по сёлам и станицам

Вот уже более тридцати лет коллективом руководит Виктор Захарченко. Артист, достигший вершин мастерства, требовательный и жёсткий предводитель Кубанского казачьего хора. Потомственный казак. Ученый. Профессор. Член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации. В этом году мы отмечаем важную дату не только для этого человека, но и для всего края и даже России.

Какую дату мы празднуем и когда?

Виктор Захарченко, не только руководит хором, но и является композитором. Сейчас, вами услышим одну из его песен. У вас на партах слева этой песни, я думаю, что мы все вместе ее споем. (Фрагмент песни “ Казаки”)

Но не только большие коллективы исполняют песни казаков. Сегодня я пригласила к в гости лауреата краевого конкурса “Адрес детства - Кубань”, призера международного конкурса “Таланты России”, проходившего в городе Сочи Машу Бакумченко. Вы сейчас услышите в ее исполнении песню “Краснодарский край”.

Учитель.

Не даром говорится:

Где поётся, там весело живётся.

Итог занятия.

Все что я хотела вам рассказать, я рассказала. А сейчас я проверю, насколько вы внимательно меня слушали.

Тестовые задания

  1. Кто из перечисленных деятелей культуры является пропагандистом казачьей песни? А) В. Захарченко, б) А. Кузнецов, в) Д. Перепелкин;
  2. О каком жанре народной песни мы сегодня не говорили? А) исторические, б) военные, в) свадебные;
  3. Какие две народности поселились на южных рубежах России? А) русские, б) татары, в) украинцы;
  4. Какая песня не звучала на уроке? А) “Казаки”, б) “Краснодарский край”, в) “О; мый, мыленький, варенечкив хоче!”
  5. Кто из перечисленных поэтов является автором гимна? а) Зиновьев, б) Подкопа^ в) Образцов

А теперь, я прошу чтобы вы поменялись тетрадками со своими соседями по парте, давайте все вместе проверим правильность ваших ответов. (Работа с интерактивной доской)

Учитель.

Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Вам, ребята надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою малую Родин

Что жизнь коротка - не беда,
В ней можно успеть очень много.
Лишь мирно бы солнце светило всегда,
Сияло над каждым порогом.
Всем ясно, что стала мала
Сегодня земля для сражений
И только, как прежде, она
Просторна для добрых свершений!
Мир дому вашему!
Мир краю нашему
Живи и процветай, Краснодарский край!

Вы, ребята, живите, творите, дерзайте! Сохраняйте нашу землю!