ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Новый год

"Рождественские забавы" (урок РР)

Добавлено: 2016.08.16
Просмотров: 128

Семенова Анастасия Афанасьевна, учитель русского языка и литературы

Цель: повторение сведения о словосочетаниях; закрепление знания об устном народном творчестве (пословицы, загадки, календарные и православные праздники); развитие связной устной и письменной речи.

Реквизит урока: Цветная бумага, клей, ножницы, бумага формата А4, альбомные листы, платки, раздаточные карточки, «башмачок».

Ход урока

I. Слово учителя

Василий Андреевич Жуковский, с произведениями которого вы познакомитесь в 9 классе, написал балладу «Светлана» - на тему народных гаданий. Героиня баллады в тревоге за жениха хочет узнать о его и своей судьбе и, по тогдашнему обыкновению, гадает.

Народное гадание- суеверие, но Жуковский первый из поэтов почувствовал и передал наивность и очарование народного обычая. Баллада тем и полюбилась читателям, что в ней запечатлена поэзия народного быта.

В.А.Жуковский

Светлана

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
(1) За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
(2) Снег пололи; (3) под окном
Слушали; (4) кормили
Счетным курицу зерном;
(5) Ярый воск топили;
(6) В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

В этом отрывке у Жуковского упоминаются разные народные гадания. Вот эти-то и гадания мы сыграем на нашем уроке, как забавную рождественскую игру. Поэтому тема нашего урока называется «Рождественские забавы». Итак,

II. 1. «За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали…» - в обычае было гадать по башмаку, валенку: девушка снимала его с ноги и бросала через ворота на улицу, потом выходили глядеть, в какую сторону он лег носком- в ту сторону и замуж идти.

Если башмак или валенок лежал обращенным к домашним воротам- девушке еще быть дома, т.е. рано еще выходить замуж.

Задание: С каждой группы выходят по одной девочке и бросают через левое плечо «башмачок». На полу лежат карточки с датами: календарные и религиозные праздники (31 декабря, 7 января, 19 января, 22 мая, 12 июля, 14 января и др.).

Выбрав карточку, обсуждают с группой и рассказывают о выбранной дате.

2. «Снег пололи…» - пишет Жуковский о другом гадании. Девушки выходили во двор, взяв из дома скатерть. Брали ее за края и всыпали в нее снег. В воображении скатерть заменяла снежное поле. Скатерть раскачивали из стороны в сторону, пока не услышат лай собаки. По лаю собаки гадали о будущем.

Задание: Команды берут по платку. На платках вырезанные слова пословиц (Языком болтай, а рукам воли не давай; Что написано пером, того не вырубишь топором; Язык хлебом кормит и дело портит; Каково лето, таково и сено; Мороз невелик, да стоять не велит; Весна прикажет, осень свое скажет). Как «мозаику», составить пословицу, записать в тетради.

3. «…под окном Слушали…» - молодые люди выходили на улицу, подходили к какому-нибудь дому и подслушивали под окном. Так гадающий мог узнать имя своего суженого.

Задание: Сочинение стихотворения о временах года (по группам). Или отгадывали профессии и род занятий людей: («Все профессии хороши!» 1) Чем занимается кинолог? (дрессура служебных собак) 2) Как зовется работник телевидения или радио, сообщающий новости? (диктор) 3) Как в старину называли актеров? (лицедеи) 4) Как называют командира казачьего войска? (атаман) 5) Профессия человека, прислуживающего за столом. (официант) 6) Врач, специалист по глазным болезням. (окулист) 7) Мастер по ковке металла. (кузнец) 8) Как зовут Главу нашего села? (Федоров К.К.)).

4. «…кормили Счетным курицу зерном…» - так говорится о другом гадании у Жуковского. Это гадание проще. Кучу зерен предварительно пересчитывали. Давали курице немного поклевать- после этого зерна снова пересчитывали. Если их остаток оказывался «парным», т.е. делился надвое, девушка считала, что в грядущем году будет «парой» - выйдет замуж.

Задание: (Команды должны принести себе как можно больше очков, отгадывая задания «Своей игры»: 1) Как называется олений мох? (Ягель.); 2) Какое растение является цветком индийских богов? (Лотос.); 3) Столица России. (Москва.); 4) Город, основанный Петром I в 1703 году. (Санкт-Петербург.); 5) В каком городе живет Дед Мороз? (Великий Устюг.); 6) Какой город спасли гуси? (Рим.); 7) Главный город Японии? (Токио.); 8) Хозяин леса. (Медведь.); 9) Что это такое: «Не имей 100 – рублей, а имей 100 – друзей»? (Пословица.); 10) Горы, которые делят Россию на две части света. (Уральские горы.); 11) Где будут проходить зимние Олимпийские игры 2014 года? (В Сочи.); 12) Как называется наше село? (Тюбя, Булус); 13) Назовите Главу нашего улуса. (Ильин А.И.); 14) Автор сказки «Двенадцать месяцев? (С. Маршак.))

5. «Ярый воск топили…» - говорится далее. Гадание состояло в том, что растопленный воск капали в блюдо с водой и по застывшим причудливым фигурам судили о будущем.

Задание: Вырезание любимых животных, цветов, снежинок, листьев (задание выполняется по группам). У кого лучше?

6. «В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны…» - поэт рассказал и о том, как гадали под пение так называемых подблюдных песен. В блюдо, чашу-миску или деревянную дежу - квашню каждая девушка клала что-нибудь свое: колечко, сережку и прочее. Все это накрывалось платком. Гадание состояло в том, что хор пел, и под пение из-под платка доставали первое попавшееся под руку колечко, сережку. Чье кольцо, чья сережка- к тому и относили содержание пропетой песни.

Задание:Спеть «подблюдну» песню, т.е. исполнить песни о своем времени года.

III. Рефлексия.

Что получилось на уроке, что - не очень? Понравился ли урок? Если понравился (не понравился), то чем? Как работалось вам на уроке?

IV. Подведение итогов урока.