ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Краеведение

Авторская программа элективного курса "Кубань — мой край родной"

Добавлено: 2016.10.25
Просмотров: 105

Князева Ирина Георгиевна, учитель немецкого и английского языка

Пояснительная записка

Согласно Федеральному базисному плану общего среднего образования учебный план должен включать региональный компонент, содержащий материалы о конкретном регионе, в котором расположено учебное заведение. Учащиеся должны знать, как страну изучаемого языка, так и свою страну, и край, в котором они живут.

Содержательной основой опыта является изучение родного края, городов и станиц, родной станицы Роговской, где мы живём.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей. Однако в практике использования краеведческих материалов в процессе обучения иностранным языкам учителя испытывают серьёзные затруднения, связанные с неразработанностью данной проблемы, с отсутствием практических методических материалов и системообразующего начала. Таким образом, представляется актуальной проблема научно – методического обоснования использования регионального компонента в обучении иностранному языку.

Региональный компонент отражает своеобразие природы, географии, истории и культуры родного края и является дополнением к содержанию федерального компонента по немецкому языку.

Введение материалов краеведческого характера в обучение иностранному языку расширяет воспитательный потенциал предмета, помогает его эффективному усвоению, способствует развитию у школьников интереса к родному краю.

Изучив учебный материал по данной теме, мною была составлена авторская программа и разработано календарно – тематическое планирование.

Авторская программа к элективному курсу “Кубань – мой край родной” составлена с учётом государственных стандартов среднего (полного) общего образования (2004 год) и предназначена для обучения учащихся 10 или 11 классов МОУ СОШ №15. Предлагаемый мною элективный курс “Кубань – мой край родной” преподаётся в 10 или 11 классах и рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).

Элективный курс относится к числу обязательных курсов по выбору учащихся, которые входят в состав гуманитарного профиля обучения на старшей ступени и реализуется за счёт школьного компонента учебного плана. Программа курса направлена на формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и страноведческой компетентности. Одной из главных целей является дать учащимся более глубокую информацию о географии, истории, политике, экономике, культуре родного края. Программа элективного курса сочетает в себе теоретические и практические занятия, учитывает формы контроля.

Цели и основные задачи элективного курса
“Кубань – мой край родной”

Цели:

  • повышение мотивации к изучению немецкого языка;
  • формирование речевой, языковой, социокультурной и учебно– познавательной компетенций;
  • воспитание патриотических чувств;
  • формирование активной гражданской позиции;
  • расширение кругозора учащихся.

Эти цели предполагают взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами немецкого языка для подготовки к межкультурному и деловому общению. Данные цели предполагают отработку культуроведческих умений и навыков общения в различных ситуациях.

К основным принципам речевой деятельности старшеклассников относятся:

  • принцип поликультурного и билингвального развития личности средствами иностранного языка;
  • принцип коммуникативно-речевого и эмоционально– эстетического соразвития учащихся;
  • принцип актуализации опоры на межпредметные знания и умения школьников.

Основные задачи:

  • развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций;
  • сохранение традиций жителей Кубани (кубанских казаков);
  • приобщение учащихся к решению экологических и социально-культурных проблем края;
  • активизация творческой и познавательной активности учащихся;
  • приобщение учащихся к материальной и духовной культуре края;
  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни;
  • комплексное поликультурное и билингвальное развитие школьников;
  • систематическая работа по самообразованию с использованием всех доступных источников информации, в том числе справочной литературой, Интернет ресурсами, создание условий для культурного творчества при культуроведческом обогащении речевой практики.

Тематическое планирование

Тематика курса

Теория Практика Проекты Самостоятельные и контрольные работы Всего
Вводный курс. История Кубани. Традиции кубанских казаков. 1 1 - - 2
Кубань – наша Родина. 1 1 - 1 3
Флора и фауна Кубани. Экологические проблемы Краснодарского края. Природные памятники Кубани. 1 2 1 - 4
Города и станицы Краснодарского края. 1 7 1 1 10
Система образования на Кубани и в Германии 1 1 - - 2
Кубанская молодёжь, проблемы занятости и трудоустройства 1 1 - - 2
Социокультурные связи Кубани и Германии 1 1 1 - 3
Искусство Кубани. 1 2 - - 3
Выдающиеся исторические личности. 1 1 - - 2
Спорт на Кубани. Олимпийское движение.

1

1 - 1 3
Итого:

10

18 3 3 34

Планируемые результаты изучения элективного курса
“Кубань – мой край родной”

В конце обучения данного курса у школьников должны сформироваться устойчивый интерес к изучению немецкого языка, понимание необходимости изучения иностранного языка для дальнейшей жизни, патриотические чувства.

Учебный аспект

При завершении изучения немецкого языка в средней общеобразовательной школе учащиеся должны продемонстрировать следующие коммуникативно – прагматические умения:

В области аудирования:

– полностью понять услышанное;
– понять основное содержание;
– извлечь необходимую информацию из прослушанного текста.

В области чтения:

– полностью понять прочитанное;
– понять основное содержание прочитанного;
– извлечь необходимую информацию из прочитанного текста.

В области говорения:

– задавать вопросы, расспрашивать, выражать благодарность, мнение, восхищение, сомнение, убеждение;
– участвовать в диалоге без предварительной подготовки;
– общаться по заданной ситуации в рамках изученной тематики;
– рассказать о своих делах, друзьях, свободном времени, проблемах, о своей стране, стране изучаемого языка, о своей малой Родине.

В области письменной речи:

– писать простые связные тексты на знакомые и интересующие темы;
– правильно заполнять анкеты;
– писать автобиографию; заявления о приёме на работу.

Воспитательный аспект

Реализация любой учебной программы невозможна без выполнения воспитательной работы. Главной задачей данного элективного курса является воспитание уважительного отношения к своей малой Родине – Кубани, к её истории и традициям, к культуре и быту кубанских казаков. Огромное внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, доброжелательному и уважительному отношению к другому мнению, вежливости и сопереживанию.

Список использованной литературы

  1. Бим И.Л., Маркова Т.В. Об одном из возможных подходов к составлению программ по иностранным языкам./ И.Л. Бим, Т.В. Маркова. – М.: Иностранные языки в школе, 1992. – №1.
  2. Борисова Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе./ Р.Г. Борисова. – М.: Иностранные языки в школе, 2007. – №8.
  3. “Lanta Tur”. Россия, Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе: Экскурсионные программы. – М., 2004.
  4. Орлов В.А. Технология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения. Интернет журнал“Эйдос”.16 апреля, 2003.http//www.edos/ru/jornal/2003/0416.htm.
  5. Прадед З.В. Региональный компонент на уроках немецкого языка в 10–11 классах.– Иностранные языки в школе.– №2, 2008.
  6. Рекомендации Департамента образования и науки Краснодарского края № 01.12Х752 от 26.12.2005 по составлению и оформлению модифицированных программ и календарно – тематического планирования. http//www.gas.kubannet.ru.
  7. Соловова Е.Н. Разработка авторских программ и курсов./ Е.Н. Соловова. – М.: Иностранные языки в школе, 2004. – №4.
  8. Царькова В.Б. Диалог культур: путь от идеи до практики. Копелевские чтения– 1999. Россия и Германия: диалог культур.– Липецк, 2000.