ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Экология

Воспитание бережного отношения к природе через изучение памятников природы Томского района

Добавлено: 2016.11.25
Просмотров: 110

Селявская Надежда Александровна, учитель географии

Закон Российской Федерации “Об охране окружающей среды” (1992г.) предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, целью которого является развитие экологической культуры народа, каждого члена общества.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ее ценностных ориентаций, поведения и деятельности. Традиционно объединяя обучение, воспитание и развитие в общее понятие образования, экологическое направление ориентируется на образ экологически грамотного, обладающего экологическим мышлением и сознанием человека XXI века, т.е. человека, имеющего экологическое мировоззрение. Одним из направлений экологического образования является краеведение, способствующее воспитанию гражданственности, ответственности за судьбу страны, прививающее навыки осмысленного осознанного действия. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе, бережному отношению к ней. Местный край изучается на разных учебных дисциплинах, но наибольшие возможности для этого дает работа в объединениях учащихся.

В соответствии с концепцией непрерывного экологического образования в течение нескольких лет в школе работает объединение учащихся, занятых изучением памятников природы Томского района, включающее разные формы занятий: теоретические, экскурсионные. Учащиеся получают возможность расширять свой кругозор, обогащать чувства, развивать исследовательские навыки в процессе сбора материала, описаний, зарисовок фото- и видеосъемок объектов экскурсий.

Занятие краеведением помогает ответить на вопрос: “Кто мы, откуда мы?”. Пусть не все наши выпускники будут краеведами, но равнодушными к Родине – не будут. Любовь к Родине связана с любовью к родным местам, где человек родился, вырос, живет. Неотъемлемой частью страны является наш край: Томская область, г. Северск. Всестороннее изучение природных, социально-экономических условий родного края – средство формирования у учащихся взглядов, убеждений, активной гражданской позиции. В течение нескольких лет учащиеся школы № 87 знакомятся с родным краем, изучая памятники природы – уникальные места, особо охраняемые природные территории. В Томской области более 100 участков разной площади и объектов, которые обладают большой научной, экологической и эстетической ценностью. Учащимися нашей школы изучаются совместно с преподавателями кафедры рационального природопользования и краеведения и туризма геолого-географического факультета Томского государственного университета разные памятники природы Томского района: геологические, тектонические, ландшафтные. Особенно увлеченно изучали учащиеся водные памятники необыкновенной привлекательности: знаменитые “Таловские чаши”, родник “Надизвестный”, озеро Песчаное в п. Тимирязево, болото в городской среде Северска. Эмоциональным откликом на познаваемое, сопереживание состоянию, защите природных охраняемых территорий явились статьи учащихся в местную газету “Новое время”, экологические акции, участие в конференции “Я – гражданин России”.

Учащиеся не только изучают особенности своей местности, но и как бы проживают явления природы, пропуская их через собственное творчество. Посещение особо охраняемых природных территорий, заповедников, уникальных ландшафтов особенно важно в экологическом образовании, т.к. проходит при этом ленту двух начал: интеллектуального и духовного. Другими словами, естественно-научные знания сочетаются с чувственным восприятием объекта. Чем интереснее, необычнее ландшафт или памятник, чем больше он запоминается, тем эффективнее восприятие информации, связанной с ним.

Изучая “Таловские чаши”, учащиеся узнали, что они получили свое название от находившейся рядом деревни Таловка. Слово “тала, талая” в русском языке – незамерзающая вода с полыньями. И, действительно, вода в Таловских чашах не замерзает даже зимой, так как температура воды в источнике + 5 ° С, и расход – примерно1л/сек. Стенки чаш на 70-75% сложены отложениями известкового туфа (травертина) и бернессита – сравнительно редкого оксида марганца сложного состава, что придает им своеобразный землистый цвет. Водоносные горизонты и травертиновые выходы разбросаны по всей территории Томской области. Но нигде не образовывалось ничего подобного Таловским чашам, в этом и заключается уникальность данного природного объекта.

И в нашем городе учащиеся нашли объект, представляющий ценность как памятник природы. Речь идет о небольшом местечке рядом с городским рынком за Музыкальным театром. Старожилы помнят, что когда-то это было большое болото, на котором местные жители собирали клюкву. Сейчас площадь болота сильно сократилась. Из-за городской застройки теперь уже основная его часть оказалась под бетонными плитами и асфальтом. Сначала большую территорию “поглотили” автостоянки, а затем и рынок.

Совместно с учеными кафедры охраны природы ТГУ учащимися было установлено, что болотце, которому 5000 лет, поддерживает уровень воды в реке Томь. Если его осушат, то река не будет получать такого существенного питания. А это грозит не только понижением уровня воды в Томи, но и в других реках, впадающих в нее. Осушение болота приведет к снижению влажности воздуха, климат в городе станет еще континентальнее. Ухудшится и здоровье людей вследствие роста аллергических заболеваний. Сегодня планируется остаток болота уничтожить строительством. Экологи выступают за сохранение болота. Многие северчане пока не понимают, зачем это нужно.

Школа № 87 активно борется за сохранение болота как экосистемы. Учащиеся объединения проводили акцию по защите болота. Нужно было в первую очередь привлечь внимание жителей города к наличию складывающейся проблемы между значимостью этого природного комплекса и происходящими изменениями под воздействием хозяйственной деятельности.

Как это можно было сделать? В первую очередь ребята составили листовку-обращение к жителям своего микрорайона. Следующим шагом было направление материала в местную газету. В газете “Новое время” от 11 июня 2002г. была напечатана статья о болоте и проблемах, связанных с ним, учащегося школы Лозы Ивана.

Для дальнейшего решения проблемы исчезновения болота как природного комплекса была составлено обращение в городскую администрацию через так называемое эффективное письмо.

Для сохранения болота предложено сделать следующее:

  1. Изъять территорию болота из площадей планируемого строительства;
  2. К рыночным торговцам подходить более жестко, т.е. запретить выбрасывать мусор на территорию болота, а на администрацию рынка возложить ответственность за своевременный вывоз мусора и за уборку территории, прилегающей к рынку;
  3. Принять для болота статус охраняемой территории – памятника природы местного значения;
  4. Создать экологическую тропу, на которой учащиеся всего города могли бы заниматься изучением этого природного комплекса.

Занятия учащихся в объединении помогают увидеть в природе уникальные творения. Одухотворяющее прикосновение к природе воспитывает у ребят уважительное, бережное отношение к ней, любовь к родным местам, к Отчизне.

Объединение учащихся “Юные краеведы”

Открытое занятие.

Тема: “Акция в поддержку экологического движения”.

Проектируемые результаты:

в итоге этого занятия учащиеся смогут:

  1. Понять, что любая экологическая проблема - это также проблема социальная.
  2. Понять важность личного примера в деле охраны окружающей среды.
  3. Осознать, что экологические проблемы обусловлены поведением человека.
  4. Понять, что коллективные и индивидуальные письма могут оказаться очень полезными в
    деле решения определенных экологических проблем.
  5. Применять определенные правила написания публицистических писем.

Оборудование:

  1. видеофильм “Водные памятники Томского района”;
  2. раздаточный материал “Советы по составлению эффективных писем”;
  3. раздаточный материал “Особенности публицистического стиля”;
  4. раздаточный материал “Обращение к жителям г. Северска”;
  5. таблицы “Северское болото”, “Советы по составлению эффективных писем”;
  6. гербарный материал “Растения болота”;
  7. бумага, фломастеры;
  8. плакаты-лозунги “Мысли глобально, действуй локально”. “Не участвуя в решении проблемы, вы участвуете в ее создании”.
  9. Межпредметные связи: русский язык, география, обществознание.

Ход занятия.

  1. Организаторская часть: приветствие учителями школы участников, присутствующих на занятии: учеников и гостей.
  2. Введение в содержание занятия.

Учитель географии Селявская Н.А.:

В течение нескольких лет мы знакомимся с родным краем, изучая памятники природы - уникальные места, особо охраняемые природные территории.

Список природных достопримечательностей может быть бесконечным. В природе все удивительно, надо только уметь видеть это. Любознательное и внимательное отношение к природе поможет выявить множество замечательных ландшафтов, уникальных природных творений. Чем интереснее, необычнее ландшафт или памятник, тем больше он запоминается, тем ярче восприятие информации о нем.

Ценными и дорогими природные участки становятся не из-за достоинств природы (в ней все достойно внимания), а в связи с уважительным отношением человека к ней. Без “одухотворяющего” человеческого прикосновения ни один уголок природы не станет близким и дорогим, даже если он внесен в реестр природных памятников.

- Сколько выявлено памятников природы в Томской области?

Ответ: В Томской области выявлено более 100 участков разной площади и объектов, которые обладают большой научной экологической и эстетической ценностью.

Словарь: Это позволяет их отнести к памятникам природы (на доске написано “памятники природы”).

  • Как подразделяют памятники природы?

Ответ: Они подразделяются на геологические, водные, ботанические, зоологические, комплексные.

  • Какие памятники природы мы изучали в Томском районе?

Ответ: Водные памятники.

  • Назовите их.

Ответ: 1) Таловские чаши; 2) Родник “Надизвестный”; 3) озеро Песчаное; 4) болото в городской среде Северска.

Просмотр фрагментов видеофильма о памятниках природы Томского района: 1) Таловские чаши; 2) Родник “Надизвестный”

Учитель географии:

  • Можно ли в нашем городе указать место, представляющее ценность как памятник природы?

Ответ: Болото, расположенное в черте города, за музыкальным театром.

Словарь: Это болото как природный комплекс (на доске написано“природный комплекс”) изучается учащимися нашей школы под руководством и в совместном сотрудничестве с учеными Томского государственного университета.

На этом природном комплексе организуется деятельность школьного экологического лагеря.

Выступление учащейся с материалами о болоте г. Северска: природная ценность и сложившаяся проблема (в процессе выступления демонстрируются гербарные образцы растений болота).

Беседа с учащимися после выступления докладчика:

  • Почему значимо болото в едином комплексе г. Северска? Что угрожает этому болоту?
  • Что можем мы сделать для сохранения болота как природного комплекса?

Ответ: Привлечь внимание жителей города к наличию складывающейся проблемы между значимостью этого природного комплекса и происходящими изменениями под воздействием хозяйственной деятельности людей.

  • Как это можно сделать?

Ответ: Это можно сделать с помощью листовки-обращения о проблемах болота к жителям города.

Озвучивание обращения (читает учащаяся).

  • Как это обращение донести до адресата?

Ответ: Можно обращение как листовку распространить, но для этого нужны специальные средства:

Можно это обращение-листовку направить в местную газету как статью.

Вступление в работу учителя русского языка и литературы Горбачевой Л.Г. (использование раздаточного материала “Особенности публицистического стиля”).

Публицистический стиль.

Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Публицистический стиль сочетает функцию сообщения с функцией воздействия, т.е. открывает возможности оценки изложенного, для того, чтобы повлиять на мысли и чувства читателей.

Средства языка.

Синтаксические

Лексические

Морфологические

  1. Обращения.
  2. Побудительные предложения.
  3. Восклицательные предлоги.
  4. Риторические вопросы.
  1. Торжественная лексика.
  2. Антонимы.
  3. Слова с переносимым значением.
  4. Фразеологизмы.
  5. Описательные обороты.
Использование местоимений “ты”, “вы” как обобщение.

- Вспомним особенности статьи в газету? Есть ли все необходимые признаки обращения в газету в нашем материале? Какой вывод можем сделать по нашим материалам? Выберем название статьи из предложенных вами вариантов.

Учащиеся выписывают на доске варианты названий статьи.

  • Достаточно ли будет нашего обращения к жителям города через газету для решения проблемы исчезновения болота как природного комплекса в процессе планируемого строительства?

Ответ: Это достаточным считать нельзя.

  • От кого еще зависит судьба болота?

Ответ: Зависимость прямая от администрации города, которая формирует планирование относительно освоения территорий города.

Учитель русского языка: Кроме обращения в газету мы можем направить обращение в городскую администрацию через эффективное письмо.

  • Как составляются такие письма?

Обратимся к памяткам - раздаточному материалу.

Демонстрация плаката

“Советы по составлению эффективных писем”.

  1. Будь краток.
  2. Ясно выражай свои мысли.
  3. Продемонстрируй хорошую информированность по всем аспектам данной экологической проблемы. Приведи примеры и доказательства.
  4. Всегда давай понять, что рассчитываешь на ответ.
  5. Если долго не будет ответа, напиши снова.

  6. Будь вежливым и тактичным, но твердым.
  7. Будь терпеливым.
  8. Покажи, что тебе очень хочется самому принять участие в решении данной проблемы.

Для подготовки такого письма разделимся на три группы:

I группа: готовит материал о сущности просьбы, обращения.

II группа: обсуждает аргументацию обращения.

III группа: делает выводы и формирует свои предложения (создание на болоте экологической тропы).

Словарь: Экологическая тропа.

В группах обсуждается вариант материала. На листах бумаги записываются выводы.

Представитель группы озвучивает итоговый вариант материала, записи помещаются на листе бумаги на доске.

Озвучивание полного варианта обращения:

Обращение к жителям г. Северска

Человек – хозяин природы?

Воспитание любви к своей стране, родной культуре и речи - задача первостепенной важности. Но кем воспитывается эта любовь?

Она начинается с малого - с любви к родному краю, родному городу, родной природе.

Да, человек - хозяин своей земли. Хозяин... строил и мечтал. Мечтал о том, когда земля его станет богатой и могучей. На земле теперь выросли заводы и города, шахты и электростанции. А сама земля? Что с ней сделалось?

Она начинает терять свое “лицо”. Под бетон и асфальт уходит то, что когда-то украшало, доставляло удовольствие, приносило пользу.

И мы, жители небольшого города, но скоро - наукограда, в большинстве своём забыли (а, может, и не хотели знать) о том, что небольшой уголок рядом с городским рынком представляет собой большую научную ценность. Маленькое болотце, покрытое мхом и скрепленное корнями болотных трав, кочками, своим унылым видом просит нас: “Люди! Не губите!”

Роль болота в природе очень велика. Это хранитель чистой пресной воды. Сохраняя в себе огромный запасы влаги, оно поддерживает уровень воды в реке Томь. Если болото осушится, то река не будет получать такого существенного питания, а это грозит не только понижением уровня воды в Томи, но и в других реках, впадающих в нее. Осушение болота приведет к снижению влажности воздуха. Климат в городе станет континентальнее, ухудшится и здоровье людей, так как сухой воздух отрицательно воздействует на воздухоносные пути. Это может привести к увеличению аллергических заболеваний.

Не лучше ли вместо бетонных площадок под автомобили сохранить уголок живой природы, куда можно было бы ненадолго уйти от городской суеты, окунуться в целебный воздух, издаваемый болотцем, и отдохнуть, а потом снова - шум, гомон, скрежет, визг.

Мы, учащиеся школы № 87, обращаемся к жителям города: “Помогите сохранить памятник природы!”.

Мы, учащиеся школы № 87, занимающиеся вопросами изучения памятников природы, обращаемся к Вам, в чьих руках находится настоящая судьба города Северска, с просьбой сохранения одного из них в нашем городе.

Речь идёт о небольшом местечке рядом с городским рынком. Это бывшее большое болото, основная часть которого оказалась под бетонными плитами и асфальтом.

А мы, совместно с учёными кафедры охраны природы Томского государственного университета, с 1997 года начали изучать это место и пришли к выводу, что это болотце большая ценность в связи с тем, что является останцем природного комплекса в условиях города. Этому болоту уже 5000 лет!

Городскими властями было обещано, что это место останется уголком природы, которое приведут в надлежащий эстетический вид. На сегодняшний день мы знаем, что болотце может быть уничтожено строительством спортивного комплекса.

Уважаемые градоправители и градостроители, мы надеемся, что Вы не дадите умереть единственному в нашем городе памятнику природы. Ведь такими памятниками не каждый город может похвастаться. Мы в нашем маленьком городе имеем замечательное местечко, которое может стать не только предметом исследований, но и местом отдыха горожан, если обустроить его.

С уважением учащиеся и учителя школы № 87.

Обращение педагогов, проводивших открытое занятие, к присутствующим с просьбой поддержать акцию учащихся школы.

Итог занятия.