ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Новый год

Рождественские чтения "Подвиг как высшее проявление духовной жизни человека"

Добавлено: 2017.06.06
Просмотров: 24

Беленкова Татьяна Николаевна, заместитель директора по ВР

Цель: способствовать развитию духовно-нравственных качеств личности.

Задачи:

  • формировать познавательные интересы учащихся, чувство патриотизма, гордости;
  • развивать навык общения, умение рассуждать и высказывать свое мнение;
  • воспитывать бережное отношение к историческому прошлому, к преемственности поколений.

Место проведения: актовый зал.

Подготовка к рождественским чтениям.

  1. Подготовка докладчиков
  2. Подготовка надписей для оформления зала:
    1) “Рождественские чтения”
    2) “Подвиг, как высшее проявление духовной жизни человека”
    3) “Самая большая победа – это победа над самим собой”.
    В.А. Сухомлинский
    4) “Быть человеком – это чувствовать свою ответственность”.
    Антуан де Сент Экзюпери
  3. Подготовить примеры о героях и подвигах настоящего времени.
  4. Выборы одного учащегося от класса, участника блиц – опроса + 2 “советника” для работы в аналитической группе.

Присутствующие: учащиеся 9-х классов, классные руководители, учителя – предметники, священнослужитель Отец Александр.

Ведущий.

Сегодня 12 декабря. Мы с вами являемся участниками Рождественских чтений. Тема сегодняшнего разговора “Подвиг, как высшее проявление духовной жизни человека”.

Это мероприятие проходит в рамках школьного патриотического марафона, посвященного памятным датам в декабре:
– 3 декабря по сложившимся традициям в нашей школе является Днем памяти героя Советского союза, нашего земляка, выпускника нашей школы Петра Яковлевича Самохина,
– 5 декабря – начало контрнаступления советских войск в битве под Москвой,
– 9 декабря – День героев отечества,
– 26 декабря – освобождение города Наро-Фоминска от немецко-фашистских захватчиков.

В словарях трудно найти толкование слов “герой”, “победа”, “подвиг”. Наверное, считается, что смысл этих слов понятен каждому из нас, как истина, что осмысление лексического значения должно идти от души и сердца человека, гражданина, личности.

Мы не задумываемся, когда произносим слова “мама”, “папа”, “родина”, “отец”, “отчизна” – святые слова для каждого. Мы не задумываемся о плохом, когда у нас все хорошо, и тем более не просчитываем, какой ценой заплачено за наше благополучие, счастье, покой. И, как правило, только на уроках истории мы вспоминаем имена великих людей. К тому же, не думаем о том, что стоит за подвигом героя – любовь к родине и человечеству, благородство и честолюбие, или корысть.

России приходилось воевать во все времена. Очень хороша и привлекательна для врагов наша страна. Что оставалось делать россиянам – исключительно побеждать. Так испокон веков повелось на Руси… Каждое поколение училось использовать опыт предшественников… И зазвучали имена, являющие собой гордость нашей страны. Они вписываются в историю государства надолго, особенными буквами, которые ни стереть нельзя, ни переписать.

Вот несколько эпизодов из исторического прошлого нашей страны.

1-й учащийся.

1242 год. Ледовое побоище. В историю вошло имя Александра Невского, который побеждал и был непобедим. О тех событиях нам гласят летописи… Король страны римской, из Северной земли собрал силу великую и двинулся с огромным войском на Русь, опьяненный безумием, отправил своих послов в Новгород к князю Александру со словами: “Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою”.

Александр же услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь святой Софии и, упав на колени перед алтарем, начал молиться… получив благословение архиепископа Спиридона, князь вышел из церкви, начал ободрять дружину свою, говоря: “Не в силе Бог, но в правде”. Тяжелым было то сражение. Александр увенчал победой свое войско. Конечно, он не один одержал эту победу.

Сохранилось на Псковщине такое предание. Сказывают, что князь Александр выстроил свои рати на Чудском озере близ Вороньего камня – огромного валуна, лежавшего на Вороньем острове. Во время боя князь стоял возле камня и оттуда руководил ходом сражения. Со временем остров был размыт водой, ушел под воду вместе с валуном.

Даже после Ледового побоища немецкие рыцари никак не хотели оставить Русь в покое – то и дело наведывались с набегами в Причудье. Занимались они разбоем по ночам. Легенда гласит, что поднимался из-под воды громадный валун и пробивал днища кораблей, топил врагов земли Русской.

После смерти князь Александр был канонизирован и причислен к лику святых.

Но какую любовь надо испытывать к родной земле, чтобы поднять народ за собой на кровавый бой!

Неразрывна связь времен: великий полководец Петр 1 увековечил память великого полководца Александра Невского. В 1710 году по указу Петра 1 основана Александро-Невская лавра – знаменитый монастырь. В лавре похоронен и великий полководец Суворов. Они наша слава, наша память.

2-й учащийся.

1380 год вошел в историю Руси, как год ознаменованный победой русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.

Монгольские воины были хорошо вооружены – каждый имел по два – три лука, несколько колчанов со стрелами, топор, веревочный аркан, хорошо владел саблей. Лошадь воина укрывали шкурами, что защищало ее от стрел и копий противника. Голову, шею, грудь монгольского воина защищали железный или медный шлем, панцирь из кожи. Полчища врага вовсю хозяйничали на Русской земле и шли все дальше – им нужна была вся Русь, с ее богатствами, просторами, с народом, ведь орде нужны были рабы.

Князь Дмитрий видел, что одному орду не победить. Кинул он клич к единению, и много народу решилось на бой отчаянный, бой смертный – надо было спасать родину.

Летописи тех времен свидетельствуют о Сергие Радонежском (Варфоломее Кирилловиче) (1314–1392) – одном из самых почитаемых святых на Руси. После переезда семьи в город Радонеж вместе со своим братом Стефаном он основал в 70 километрах от Москвы Троицкий монастырь, ставший впоследствии Свято-Троице-Сергиевой лаврой, которая стала идеалом для уставшего от междоусобиц и насилия Орды русского народа. Сергий стал идейным вдохновителем собирания удельных земель вокруг Москвы и победы русских войск над золотоордынцами в Куликовской битве. В 1452 году канонизирован как молитвенник и заступник Русской земли. Его именем назвали один из подмосковных городов – Сергиев Посад. К нему в свое время пришел князь Дмитрий. Там он и узнал богатыря Пересвета.

На Куликовском поле решалась судьба родины. В этом сражении принимало участие около полумиллиона человек. И численность монголо-татарского войска более чем в два раза больше русского войска. Но не численностью, а умением и стратегическим талантом брали русичи. А еще страстным желанием видеть Русь свободной и счастливой. Именно с этого поля Русь стала единой, родилась русская государственность, наше национальное самосознание, тогда мы впервые объединились, чтобы и дальше вместе бить врагов, нападавших на Русь, а было их много во все времена.

3-й учащийся.

В истории России много страниц и на каждой из них имена героев.

Петр 1, Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов, Павел Степанович Нахимов, Георгий Константинович Жуков, Константин Константинович Рокоссовский… Их можно перечислять еще долго. Каждый из них нашел место своему подвигу в своей жизни.

Петр Яковлевич Самохин – Герой Советского Союза, наш земляк, выпускник нашей школы… В школе сложилась традиция ежегодно 3 декабря отмечать как День памяти Петра Яковлевича Самохина, погибшего в 1941 году, самоотверженно защищая свою родину от немецко-фашистских захватчиков. Учащиеся 10–11 классов в этот день проводят митинг возле памятника в деревни Мамыри. Минутой молчания чтят память погибших в годы Великой отечественной войне 1941–1945 года, возлагают цветы. Ровно через год мы примем у старшеклассников эту эстафету.

5 декабря вошло в нашу историю, как день начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в 1941году.

Москву пытались взять не столько с земли, но и с воздуха, лучшие авиационные эскадры фюрера бомбили любимую нашу столицу, Но наши летчики, часто ценой собственной жизни, защищали родное небо, Николай Гастелло – герой, пошедший на таран вражеского самолета. Младший лейтенант Виктор Талалихин – впервые в истории авиации пошел на ночной таран. Молодой парень – вероятно ,ему было страшно, но он сделал выбор между собой и свободой Отчизны. И таких было много, их было тысячи.

Более 1300 немецких самолетов было уничтожено во время налетов на Москву.

А враг думал, что совсем немного, и он будет маршировать по Красной площади, пройдет по ней победным парадом. И парад состоялся – только шли по Красной площади наши, советские воины.

Весь мир воспринял этот парад как выражение силы и уверенности нашего народа в победе, в решимости отстоять Москву и всю страну.

В едином строю шли и профессиональные военные, и студенты, и рабочие, ополченцы, учителя, артисты… Их имена не перечесть… этот герой – народ.

4-й учащийся.

На печке и на стенках лед.
Молчит все время репродуктор.
Блокада. Сорок первый год.
Сегодня выдача продуктов.

Никак не выйти в магазин,
Хотя он с нашим домом рядом,
На улице, совсем вблизи,
Ложатся снова артснаряды.

Мороз опять сковал меня.
Во что бы потеплей одеться?
Живу на линии огня
И не могу никак согреться…

Это слова блокадницы Полины Кагановой. Период с 8 сентября 1941 по 18 января 1943 года вошел в историю нашей страны, как блокада Ленинграда.

Военный совет обращался к жителям Ленинграда: “Товарищи ленинградцы, дорогие друзья!

Над нашим родным и любимым городом нависла непосредственная угроза нападения немецко-фашистских войск. Враг пытается проникнуть к Ленинграду, он хочет разрушить наши жилища, захватить фабрики и заводы, разграбить народное достояние, залить площади и улицы кровью невинных жертв, надругаться над мирным населением, поработить свободных сыновей нашей Родины. Но не бывать этому…

Встанем все как один на защиту своего города, своих очагов, своих семей, своей чести и свободы. Выполним наш священный долг советских патриотов и будем неукротимы в борьбе с лютым и ненавистным врагом…”

И никто даже подумать тогда не мог, что все продлиться так долго…

Из дневника юноши Владимира Мантула. “Ноябрь 1941 года. 250 гр. хлеба (почти глины) в день, артобстрелы, отсутствие жиров, мяса…

4 января 1941 года. Прошел Новый год. Встречали его с чашкой чая, куском хлеба и ложечкой повидла…”

“50 граммов хлеба в сутки получали те, кто работал, – остальные получали 125 граммов хлеба. Выжили не все… только в первую половину 1942 года от голода, холода, дистрофии, бомбежек, артобстрелов умерли более шестисот тысяч ленинградцев.

При этом находили в себе силы жить и бороться. В Ленинграде продолжали издаваться газеты, работали институты, театры, дети учились в школах. Учились, как могли, насколько хватало сил – а было их не много. Руки стыли, чернила замерзали, ветер гулял по классам, но дети учили историю русскую историю – они хотели ее знать, что нас не победить, что все враги всех времен разбивались о Россию. И верили, что жители Ленинграда ни за что не отдадут любимый город врагу. Народ-герой меньше всего тогда думал о званиях и почестях и неустрашимо сопротивлялся силам агрессии.

Ведущий.

Из нашего обихода все дальше уходят слова война, бомбежка, артобстрел…Но на смену им пришли новые – терроризм, экстремизм, наркомания… они несут в себе разрушающую силу для всего человечества. А это значит, что мы с вами очень нужны своей отчизне, чтобы уберечь ее от той разрушающей силы, которая порой незаметно уносит человеческие жизни, без объявления войны. И к этому надо быть готовыми: нужны знания и духовно богатый мир человека, как основное оружие настоящего времени.

Вопросы в зал:

  1. Как вы объяснили бы слово подвиг?
  2. Всегда ли подвиг человека связан с историческими событиями в обществе и в частности с войной?
  3. Можно ли подвиг запланировать?
    Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны Петру Михайловичу Зыкову.
    Продолжение работы с залом. Работа аналитических групп – блиц опрос (Приложение 1)
  4. Совместимы ли понятия эгоизм и патриотизм?
  5. Почему поколение старших все чаще сетует на молодое поколение? На отсутствие, каких качеств личности они указывают вам? Почему это происходит?
  6. Назовите людей, известных вам и миру, чьи дела и поступки можно назвать святыми делами.
  7. Каких героев дня сегодняшнего вы знаете? О каких подвигах можете рассказать?

Слово предоставляется отцу Александру, настоятелю Храма Св. Пророка Илии в городе Апрелевка.

Ведущий.

В завершение нашей встречи послушайте притчу.

Однажды заспорили между собой три человека. Разговор у них был о том, какое наследство нужно оставлять своим детям. Один говорит: “Я своим детям оставлю много денег. Имея столько денег, они смогут хорошо жить, покупать все, что им нужно для жизни, по миру ездить, хорошо одеваться”. Другой говорит: “Эко невидаль, что такое деньги? Сидеть, сложа руки и ждать, когда вновь деньги появятся? Нет. Я своим детям дам в наследство хорошие профессии, и они сами смогут зарабатывать себе денег столь сколько захотят”.Третий ответил: “А я хочу дать своим детям только один наказ, который они никогда забыть не смогут и будут ему следовать всю свою жизнь. “Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали вас с любовью и уважением”.

Чей родительский наказ самый важный и весомый? Что бы вы хотели получить в наследство деньги, профессию, наказ?

На этот вопрос вы, пожалуйста, ответьте, уходя из зала.

Уходя из зала, опускают свои жетоны в определенные коробки с надписями: “деньги”, “профессия”, “наказ”.