ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Нетрадиционные формы уроков и их роль в формировании личности учащихся

Добавлено: 2017.07.06
Просмотров: 8

Сурина Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Нетрадиционные формы уроков - понятие очень широкое, многомерное. Основополагающая задача их - развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого ученика, для познания им своих творческих возможностей, для формирования культурологической компетенции

В нашей школе традиционно проводится литературная гостиная - нетрадиционная форма зачета. Проводится она во всех параллелях один - два раза в год и ориентирована не только на проверку усвоения программного материала, но и на раскрытие творческих возможностей каждого ученика, поэтому и тема выбирается в зависимости от особенностей класса (познавательных способностей, индивидуальных качеств). Каждому ученику в этом зачете предоставляется право выбора формы самореализации: он может стать режиссером или сорежиссером, руководителем группы, сценаристом, художником, декоратором, фотографом, журналистом, редактором, но при этом ему необходимо выполнить определенное задание по изученной теме.

В нашей школе очень результативно и интересно проходили литературные гостиные по творчеству М.И. Цветаевой, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.С. Гумилева, В.М. Шукшина. Ниже прилагается сценарий одной из них.

Оформление:

  • портрет М.А. Некрасова;
  • строчки из стихотворения “Элегия”: “Я лиру посвятил народу своему...”;
  • репродукция картины И. Репина “Бурлаки на Волге”.

Музыкальное оформление:

  • аудиозапись народной песни “Тройка”.
  • костюмы для героев из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, из поэмы “Русские женщины”.

Ход литературной гостиной

1 ведущий

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым –
Всему начало здесь, в краю моем родимом!

2 ведущий

С такой болью и горечью говорит о детских годах, проведенных под родительской кровлей, Николай Алексеевич Некрасов. Отец поэта, типичный помещик-крепостник, человек малообразованный и грубый, отличался деспотическим характером. В семье царила атмосфера страха.

1 ведущий

Некрасову посчастливилось вырасти на берегу великой русской реки, среди живописных полей, лугов, лесов. “О Волга!... колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?” - воскликнет Некрасов.

2 ведущий

Но и эта любовь подверглась тяжелому испытанию. Через много лет, в поэме “На Волге”, Некрасов расскажет о своей встрече с бурлаками, о том, как детское сердце ранила бурлацкая песня, запоминающая протяжный похоронный стон.

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца!

1 ведущий

Какая известная картина напоминает нам поэму Некрасова “На Волге?”

(Картина И. Репина “Бурлаки на Волге”) Учился Некрасов в Ярославской гимназии, которую не окончил.

В 1838 году Некрасов отправился в Петербург. Два желания принес юный провинциал в столицу: поступить в университет и ; стать поэтом. Он тогда уже писал стихи. Отец пророчил сыну военную карьеру, настаивал на поступление в Дворянский полк. Ослушание привело к разрыву: отец отказал в материальной помощи. Семнадцатилетний юноша оказался в незнакомом городе один, без средств, без родственников, без друзей. Трудно преувеличить бедствия, какие испытал поэт в первые годы самостоятельной жизни.

Сам он, вспоминая, рассказывал: “Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”.

2 ведущий

Первым руководителем и наставником поэта была его мать. Елена Андреевна представляла полную противоположность мужу по воспитанию, по характеру, по отношению к крепостным. С благодарным чувством Некрасов вспоминал те долгие зимние вечера, когда мать читала детям книги, музицировала, рассказывала, приоткрывая перед ними далекий, неведомый и прекрасный мир героических поступков, возвышенных страстей.

В каких произведениях Некрасов с благоговением рисует образ матери как идеал нравственной высоты? (В стихотворениях “Мать”, “Родина”, “Рыцарь на час”)

1 ведущий

В 1840 году вышла первая книжка стихов Некрасова. Как называл Некрасов свой первый сборник стихов? (“Мечты и звуки”)

2 ведущий

Это были незрелые стихи. К изданию этой книги начинающего поэта подталкивала нужда, надежда на заработок, хотя чутье уже тогда подсказывало ему несовершенство его юной музы.

1 ведущий

Кто был суровым критиком первых произведений Некрасова и его идейным учителем? (В.Г. Белинский)

2 ведущий

В это время состоялось знакомство Некрасова с Белинским, которое вскоре переросло в дружбу и определило весь дальнейший путь поэта. “Моя встреча с Белинским, - говорил Некрасов, - была для меня спасением...”

С именем Белинского связано развитие “натуральной школы” в русской литературе. Крупным вкладом в “натуральную школу” было художественное творчество Некрасова.

В 1845 году появилось стихотворение, о котором Белинский, прочитав его, сказал: “Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный”.

...Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой...
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот так, с охотой...
А, слышь, бить - так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку...

О каком стихотворении идет речь? (стихотворение “В дороге”)

1 ведущий

Во второй половине 40-х годов Некрасов написал ряд стихотворений, в которых отразил тяжелую жизнь городской и деревенской бедноты. К ним относятся: “Пьяница”, “Вино”, “Извозчик”, “Вор”, “Ванька”, “Проводы”, “Гробок”. В 50-х годах появляются новые стихотворения о крепостной деревне: “В деревне”, “Забытая деревня”, “Несжатая полоса”, “Влас”. Дума о народе, тревога за его судьбу, желание изменить и облегчить его участь - вот что лежит в основе всех этих стихов.

Кого изображает в следующих строках Некрасов: “Лицо являло след недавнего недуга стыда, отчаянья, моленья и испуга”? (Бедняка из стихотворения “Вор”)

2 ведущий

В 1847 году Некрасов создает одно из наиболее популярных стихотворений. И. С. Тургенев по поводу этого стихотворения сказал:

- Его стихотворение меня совершенно с ума свело, денно и нощно твержу я это удивительное произведение. О каком стихотворении идет речь?

(“Еду ли ночью по улице темной”)

1 ведущий

В 1848 году Белинский умер. Его преждевременная смерть тяжело переживалась Некрасовым. Вслед за этим ударом последовали другие. Царское правительство усилило репрессии против передовых писателей. Достоевский был приговорен к смертной казни, замененной каторгой, Салтыков-Щедрин сослан в Вятку. За Островским учредили полицейский надзор, Герцен, еще раньше выехавший за границу, вынужден был перейти на положение политического эмигранта. В 1852 году арестовали и выслали в деревню Тургенева.

2 ведущий

Героическая личность часто выступает в поэзии в образах конкретных исторических лиц:

Чернышевского, Добролюбова, Шевченко.

Одно из стихотворений посвятил Некрасов Чернышевскому. Послушайте его:

Не говори: “Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!”
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских
“Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!”
Так мыслит он - и смерть ему любезна
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна...
Его еще покамест не распяли,
Но час придет - он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Царям земли напомнить о Христе.

Стихотворение с таким же названием есть у Пушкина, Лермонтова. Как оно называется? (“Пророк”)

1 ведущий

Муза Некрасова в это напряженное время бьет тревогу. “Размышления у парадного подъезда”.

Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям...

Где было напечатано это стихотворение, запрещенное в России? (В газете “Колокол”, издаваемой Герценом за границей)

2 ведущий

В 1865 Н.А. Некрасов написал “Железную дорогу”. Поэт завершает 2 главу поэмы следующими строчка? Отчизну любезную... вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что господь ни пошлет!... Эти строчки - гимн труду и хвала народу.

1 ведущий

Много стихотворений Некрасов посвятил детям.

Играйте же дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Строчки из какого стихотворения вы услышали? Какие еще стихотворения Некрасов посвятил детям?

2 ведущий

Семидесятые годы знаменовались подъемом революционного движения в России. В его творчестве этого периода ведущее место заняли революционные мотивы. В 1870 он написал поэму “Дедушка”. Закончив “Дедушку”, Некрасов приступил к созданию поэмы “Русские женщины”.

Кому посвящены эти две поэмы?

(Декабристам и женам декабристов)

1 ведущий

Вершиной поэтической деятельности Некрасова справедливо считают поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Автор задумал показать народ при его вступлении в новый переломный период существования, “когда старое бесповоротно у всех на глазах рушилось, а новое только укладывалось...” А сейчас попробуйте узнать героев поэмы.

“Осанистая женщина,
Широкая и плотная...
Красива, волос с проседью,
Ресницы богатейшие
Сурова и смугла”?

Кто это?

(Матрена Тимофеевна, крестьянка).

“Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красоты
... кость широкая
Но сильно исхудалое лицо”?

(Гриша Добросклонов)

“Через леса дремучие
Через болота топкие
Пешком пришел, шельмец!
Один, как перст: фуражечка
Да тросточка, а в тросточке
Для уженья снаряд.
И был сначала тихонькой...”?

Кто это?

(Немец Фогель, управляющий)

2 ведущий

В последние годы своей жизни Некрасов тяжело болел, предчувствуя близкую смерть, в стихах этого периода он подвел итоги сделанного им.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая - “страдания народа”.
И что поэзия забыть ее должна, -
Не верьте, юноши! не стареет она.

Строчки из какого стихотворения, в которых содержится самооценка сделанного в жизни, взгляд на место поэта в обществе и обращение к потомкам, вы услышали? (“Элегия”)

1 ведущий

Умер Некрасов 8 января 1878 года.

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди!

В этих строчках обращает на себя внимание ясность цели и спокойное сознание исполненного долга.