ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Школьная модель Фестиваля "Юные интеллектуалы Среднего Урала". Из истории развития фестивального движения

Добавлено: 2017.07.07
Просмотров: 25

Никитина Лариса Владимировна, учитель французского языка, заместитель директора по УВР

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» - это организационная система жизнедеятельности учеников, которая интегрирует учебную, внеучебную, творческую, поисковую, краеведческую, спортивную, общественную и др. деятельность, направленную на развитие и саморазвитие личности учеников и педагогов.

Фестиваль как система начал развиваться в школе с 1998-1999 учебного года. Можно выделить несколько этапов его развития:

  • до 2001 г. – основным направлением деятельности является интеллектуальное, основной формой организации – олимпиады по отдельным предметам;
  • 2002-2005 г. – интеграция интеллектуальной, поисково-исследовательской, краеведческой, творческой деятельности в формах круглых столов, диспутов, деловых игр, интеллектуальных игр и др.;
  • с 2006 года – Фестиваль как система интегрирующая пять направлений деятельности, ориентированная на всех субъектов ОП, с широким спектром форм, имеющая свою управленческую структуру.

Параллельно с развитием Фестивального движения шло развитие системы ученического самоуправления школы, основной функцией которого была организация ключевых общешкольных коллективных творческих дел и праздников, например, фестиваля «Школьные звездочки» в честь Дня рождения школы. Такие КТД и КТП проходили 1 раз в месяц.

Как общеобразовательная школа развивалась во всех направлениях, обеспечивающих ее жизнедеятельность и позволяющих развивать природные способности всех категорий учащихся. Все это составляло элементы ВС школы.

Так как основной идеей воспитательной системы школы была интеграция всех видов деятельности, то на рубеже 2002-2004 годов был разработан некий проект, объединяющий интеллектуально-познавательную деятельность учащихся, с социально-значимой, поисково-краеведческой, творческой, художественно-эстетической и другими.

Понятие «юные интеллектуалы» приобрело для нас иной более широкий смысл, чем только участники и победители олимпиад. Целью фестивального движения стало создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ученика, условий для его саморазвития и самореализации в стенах школы.

Основная проблема – интеграция усилий всех субъектов образовательного процесса, направленных на создание таких условий.

К 2006 году сформировалась целостная модель Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала», имеющая свою концепцию, теоретическое обоснование, направления деятельности, формы, определяющая место и роль субъектов фестивального движения, но не имеющая достаточного нормативно-правового обеспечения, определяющего место и роль фестиваля в образовательном процессе школы, закрепляющего статус Фестиваля.

Сегодня Фестиваль – это основа всей образовательной системы школы, которая нормативно определена как большая, так как длится в течение всего учебного года, социо-ролевая игра, направленная на создание условий для самопознания, саморазвития и самореализации школьников.

Статус Фестиваля закреплен Положением о Фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала», утвержденном в 2006 году решением Большого совета и педагогического совета школы. Деятельность Фестиваля регламентируется нормативными документами школы: Уставом (глава 5 «Права, обязанности и ответственность обучающихся»); локальными актами: «Правила о поощрениях и взысканиях», «Положение о психологической службе школы» и др.

Концептуальными основами школьной модели Фестиваля является «Программа развития школы на 2005 - 2010 годы», «Образовательная программа школы» - «Школа – институт здоровья».

Фестиваль развивается по пяти направлениям (интеллектуально-познавательное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, поисково-краеведческое, социально-правовое), каждое из которых имеет четко поставленную цель.

Модель Фестиваля четко структурирована и представлена схематически, что позволяет определить место каждого субъекта в Фестивальном движении. Так же четко определены функции субъектов, что дает возможность эффективно управлять ходом и развитием Фестиваля.

Высшим руководящим органом управления развитием Фестиваля является Большой Фестивальный совет, созданный в 2006-2007 учебном году, в состав которого включаются представители всех субъектов образовательного процесса. Для нас наиболее важна роль органов ученического самоуправления в управлении Фестивалем. Ученическое самоуправление – это сложившаяся в школе система управления жизнедеятельностью общешкольного коллектива. Именно ученическому самоуправлению принадлежат идеи обновления и развития Фестиваля.

Так как система ученического самоуправления сформировалась на основе традиций школы и является неотъемлемой частью, элементом образовательного процесса, то функции управления Фестивалем подняли статус ученического самоуправления, расширили и конкретизировали функции малых советов и их влияние на общешкольный коллектив.

Сегодня Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» - это целостная организационная система жизнедеятельности общешкольного коллектива (учеников, учителей, родителей), интегрирующая различные направления деятельности, являющаяся основным элементом воспитательной системы и образовательного процесса в целом.

Фестиваль 2007-2008 учебного года отличается наличием Программы, которая разрабатывалась в течение года, рассматривалась и утверждалась Большим Фестивальным советом.

В Программу Фестиваля 2007-2008 года вошли такие новые формы как Открытый микрофон и Интернет - олимпиады, интеллектуальные игры клуба «КЛИО».

Программа составлена с учетом результатов Фестиваля 2006-2007 года, отзывов и пожеланий участников Фестиваля, на основе анализа методических и материально-технических условий школы, сделанного школьными методическими объединениями учителей.

Для реализации Программы Фестиваля мы имеем 2 спортивных зала, 2 мастерские обслуживающего труда и 2 мастерские технического труда, кабинет информатики и интернет ресурсы, библиотеку и библиотечный фонд и т.д. (см. информационную справку).

Важную роль в развитии Фестивального движения играет этап подведения итогов, поощрения и награждения победителей. Мы считаем очень значимой для ребенка публичное признание его достижений и успехов.

Формой такого признания является награждение победителей грамотами на линейке «Аплодисменты» (ежемесячно).

Широкий спектр видов деятельности, разнообразие тем и форм и их соответствие возрастным особенностям учащихся позволяет многим учащимся найти свое место в школе, проявить себя порой с новой неожиданной стороны. Анализ участия ребят в Фестивальном движении показал, что число участников школьного Фестиваля ежегодно увеличивается, увеличивается и число победителей, значит все больше ребят испытывают радость побед и воодушевление от успеха. Участники Фестиваля отмечают желание вновь и вновь активно проявлять себя.

В целом в Фестивальном движении ежегодно принимают участие до 95% учащихся с 1 по 11 классы.

Положение о Фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Общие положения.

  1. Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» проводится педагогическим и ученическим сообществом совместно с социальными партнерами и родительским советом школы.
  2. Целью школьного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» является создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации и социализации обучающихся в школе равных возможностей с личностно ориентированной концепцией обучения и воспитания.
  3. Задачи фестивального движения в школе:
  • создать условия для определения личных наклонностей и способностей обучающихся;
  • способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • формировать способность к самооценке и рефлексии;
  • воспитывать в детях самостоятельность и инициативность, пробуждая деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и формы работы с детьми;
  • способствовать воспитанию в детях уважения к общечеловеческим ценностям, ценностям здорового образа жизни и научных достижений.
  1. Девиз школьного фестиваля: «Здоровье, развитие, творчество — путь к успеху».

Организация и участники фестиваля.

  1. Сроки проведения: с 01 октября по 01 мая (ежегодно), учитывая традиции школы, основную тему школы.
  2. Участники: обучающиеся с 1-го по 11-й класс.

Содержание школьного фестиваля.

  1. Направления деятельности субъектов фестивального движения:
  • Интеллектуально-познавательное;
  • Спортивно-оздоровительное;
  • Исследовательско-краеведческое;
  • Социально-правовое;
  • Художественно-эстетическое.
  1. Фестиваль - это большая социо-ролевая игра;
  • Фестиваль  это системно организованное педагогическое «игровое пространство»;
  • Фестиваль - это праздник, который имеет место, пока он празднуется;
  • Фестиваль - это творческая форма экспертизы качества результатов образования:

–в части реализации прав учащихся на получение качественного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
–деятельности фестивального актива школы (дети, педагоги, родители, социальные партнеры) по формированию и развитию потребности в интеллектуальной, творческой и социально-значимой деятельности у детей и подростков;
–в части создания условий, обеспечивающих участникам фестиваля свободу выбора формы участия в движении с учетом их интересов и возрастных особенностей;
–результатов в части содержания и форм деятельности, обеспечивающих сохранение психофизического здоровья участников школьного фестивального движения.

Управление фестивалем «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Большой фестивальный Совет (БоФеС) - это высший руководящий орган фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

  1. Состав БоФеСа:
  • Административный Совет - представительный и руководящий орган педагогического коллектива (6 человек);
  • Большой Совет - представительный и руководящий орган ученического коллектива (формируется путем всеобщих выборов 1 раз в 2 года) (7 человек);
  • Руководители школьных методических объединений - руководители методических объединений учителей-предметников (выбираются ШМО, утверждаются директором) (6 человек);
  • Председатель общешкольного родительского комитета - руководитель представительного органа родительской общественности (1 человек).
  1. БоФеС формируется сроком на 1 учебный год.
  2. Функции БоФеСа:
  • Составление общей программы фестиваля на учебный год;
  • Рассмотрение и утверждение положений о проведении форм в рамках фестиваля в течение учебного года;
  • Координация деятельности всех субъектов фестиваля в рамках работы временных творческих групп;
  • Анализ и оценка промежуточных и конечных результатов проведения результатов в школе, участия школы в районном и областном фестивалях;
  • Поощрение участников фестиваля за высокие результаты, активное участие в фестивале и др.;

Руководит работой - заместитель директора по научно-методической работе.

  1. Режим работы БоФеСа - 1 раз в четверть:
  • Сентябрь - составление программы фестиваля на учебный год;
  • Ноябрь - рассмотрение, анализ промежуточных результатов фестиваля, утверждение положений о ближайших творческих делах;
  • Январь - подведение итогов «0», «I» и «II» этапов фестиваля, поощрение участников, корректировка планов на II полугодие.
  • Май - анализ результатов фестиваля за учебный год, перспективы развития фестиваля на новый учебный год, поощрение участников фестиваля.

Администрация школы представлена директором школы и двумя заместителями директора:

  • Заместитель директора по научно-методической работе - руководит работой большого фестивального совета, обеспечивает методическое сопровождение фестиваля, осуществляет связь с Управлением образования городского округа Богданович, Центром детского творчества, библиотеками города, школьным библиотечным отделом и др.
  • Заместитель директора по воспитательной работе - обеспечивает функционирование и развитие фестивального движения в рамках всей воспитательной системы школы, обеспечивает связь с социальными партнерами по материально-техническому обеспечению, информационному сопровождению, эмоциональной поддержке фестиваля; руководит работой классных руководителей по развитию творческих способностей учащихся.
  • Школьные методические объединения (ШМО) во главе с руководителями разрабатывают проекты программы фестиваля на учебный год, программы конкурсов, предметных недель, олимпиад и др. в рамках Фестиваля; составляют положения о проведении тех или иных фестивальных форм, реализуют составленные программы в школе, определяют участников школьного этапа фестиваля, выносят предложения о поощрении участников фестиваля.
  • Большой совет - разрабатывает проект программы фестиваля на учебный год, вносит предложения по организации и проведению тех или иных форм фестиваля в рамках школы, координирует процессы прохождения фестиваля на уровне ученического коллектива через работу Малых советов, осуществляет контроль за реализацией программы фестиваля, вносит предложения о поощрении участников и организаторов фестиваля.
  • Временные творческие группы (ВТГ) - это временное объединение учеников, учителей и родителей для организации и проведения общешкольного творческого дела; формируются из числа членов Малых советов, учителей-предметников, классных руководителей, родителей на добровольной основе (по желанию). Численный состав ВТГ не ограничен положениями и зависит от содержания и масштабов творческого дела, организуемого ВТГ. ВТГ работает на основе положения, составленного ШМО совместно с Малыми советами о проведении того или иного дела. Формируют и руководят работой ВТГ руководитель ШМО (от учителей) и председатель Малого совета (от учеников).
  • Общешкольный родительский комитет - это представительный орган родительской общественности, оказывающий помощь в педагогическом и социальном сопровождении детей.
  1. Финансирование конкурса.

Финансирование фестиваля осуществляется

  • из средств местного муниципального бюджета - 10 %;
  • из спонсорских средств родительской общественности - 35 %;
  • из спонсорских средств и финансовой помощи социальных партнеров-шефов школы - 55 %.
  1. Перспективы развития фестивального движения.

Перспективами развития фестивального движения является:

  • Выведение всех субъектов ОП на более высокий уровень творческой деятельности;
  • Совершенствование взаимоотношений в процессе учебно-воспитательного процесса;
  • Повышение социальной активности родителей и партнеров в рамках фестивального движения через сотрудничество с педколлективом ОУ;
  • Увеличение числа побед среди участников фестиваля, способствующих ранней социализации обучающихся.

Большой фестивальный совет (БоФеС) - это высший руководящий орган фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Администрация школы представлена директором школы и двумя заместителями директора:

  • Заместитель директора по научно-методической работе - руководит работой большого фестивального совета, обеспечивает методическое сопровождение фестиваля, осуществляет связь с районным управлением образования, центром детского творчества, библиотеками города, школьным библиотечным отделом и др.
  • Заместитель директора по воспитательной работе - обеспечивает функционирование и развитие фестивального движения в рамках всей воспитательной системы школы, обеспечивает связь с социальными партнерами по материально-техническому обеспечению, информационному сопровождению, эмоциональной поддержке фестиваля; руководит работой классных руководителей по развитию творческих способностей учащихся.

ШМО во главе с руководителями разрабатывают проекты программы фестиваля на учебный год, программы конкурсов, предметных недель, олимпиад и др. в рамках Фестиваля; составляют положения о проведении тех или иных фестивальных форм, реализуют составленные программы в школе, определяют участников школьного этапа фестиваля, выносят предложения о поощрении участников фестиваля.

Большой совет - разрабатывает проект программы фестиваля на учебный год, вносит предложения по организации и проведению тех или иных форм фестиваля в рамках школы, координирует процессы прохождения фестиваля на уровне ученического коллектива через работу Малых советов, осуществляет контроль за реализацией программы фестиваля, вносит предложения о поощрении участников и организаторов фестиваля.

Временные творческие группы (ВТГ) - это временное объединение учеников, учителей и родителей для организации и проведения общешкольного творческого дела; формируются из числа членов Малых советов, учителей-предметников, классных руководителей, родителей на добровольной основе (по желанию). Численный состав ВТГ не ограничен положениями и зависит от содержания и масштабов творческого дела, организуемого ВТГ. ВТГ работает на основе положения, составленного ШМО совместно с Малыми советами о проведении того или иного дела. Формируют и руководят работой ВТГ руководитель ШМО (от учителей) и председатель Малого совета (от учеников).

Общешкольный родительский комитет - это представительный орган родительской общественности, оказывающий помощь в педагогическом и социальном сопровождении детей.

Приложение 1