ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Биология

Внеклассное мероприятие по биологии: факультативный курс для школы полного дня "Жизненная форма интересная, называется она древесная"

Добавлено: 2017.07.07
Просмотров: 35

Лёзина Елена Александровна, учитель-логопед, олигофрено педагог

Дерево – широко распространённая жизненная форма растений, играющая главную роль в образовании лесных биоценозов. Наибольшее видовое разнообразие древесных растений приурочено к районам с благоприятными для роста климатическими и почвенными условиями. Самый высокий процент деревьев – во флоре влажнотропических лесов, а вот в тундре и высокогорьях их практически нет (только стланниковые и карликовые формы).

Организм древесного растения – это сложная саморегулирующая биологическая система, морфогенез которой реализуется во взаимодействии генотипа и условий среды. Растущие деревья и их отмершие части могут служить для человека источником разнообразной информации. Многие признаки габитуса (внешнего вида растения) издавна используются в народе для ориентирования, выбора мест для жилья и строительства. По изменению симметричного расположения годичных колец можно определить годы лесных пожаров, сильных снеговалов, по образованию придаточных корней – годы наводнений, извержения вулканов и др. процессов. Такая информация широко используется в дендрохронологии и дендроклиматологии. Деревья обладают неповторимыми свойствами и представляют огромный интерес при изучении! Например, электрическое поле Земли и особенности внутреннего строения определяют их биоэлектрические потенциалы, поэтому деревья являются естественными громоотводами. Кроме того, древесные растения обладают шумопоглощающими и фильтрационными свойствами, ослабляют ветровые порывы, вызывают оседание пыли и аэрозолей. Они исключительно разнообразны и с древности затрагивают многие стороны прозводственно – хозяйственной деятельности, военного дела, быта и духовной жизни человека. С увеличением численности населения постоянно возрастает объём лесопотребления и уменьшение лесных массивов планеты.Современный лесной покров Земли преобразован человеком не только количественно, но и качественно. Первоначальный облик коренных лесов сильно изменён. В связи с исключительной ролью леса, как основного регулирующего фактора в экологическом равновесии биосферы, хранителя генетического разнообразия растений и животных,и источника ресурсов для отраслей хозяйства, проблемы охраны леса, его рационального использования и разведения имеют первостепенное значение для будущего человечества!!!

- Данный курс внеклассной работы по биологии позволяет учащимся сформировать знания о лесе, как о природной системе Земли, в растительных сообществах которой главная роль принадлежит древесным растениям. В ходе курса учащиеся знакомятся с лесом, как с типом растительности, биоценозом, биомом. Знакомятся с особенностями структуры леса в различных природных зонах, ярусным сложением, доминантными видами растительности, типами лесов, приуроченных к различным почвенно-климатическим условиям, природными зонами, влияющими на состав и сложение леса. Учащиеся узнают о том, что леса играют огромную роль в круговороте веществ и энергии в биосфере, выполняя функции аккумулятора живого вещества, удерживающего в биосфере ряд химических элементов и воду, активно взаимодействуют с тропосферой, определяя уровень кислородного и углеродного баланса, а также выполняют водоохранную, почвозащитную и рекреационую функции. Лес очень разнообразен и этим привлекателен. Любая прогулка, туристический поход в лес – не только радость, но и ещё масса всевозможных впечатлений, находок, маленьких открытий для любопытного ума. Тот, кто однажды познакомился с жизнью леса, будет более бережно относиться к нему, станет его другом изащитником.

- Содержание данного курса внеклассной работы предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические работы, экскурсии. Богатый естественно – научный материал данного курса способствует повышению интереса к биологии и развитию внутренней мотивации учения. Проектные работы, тематика которых приводится в программе, позволяет сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивает их творческие способности.

Тематический план

№ п.п.

Наименование тем курса

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Что такое дерево? Строение древесных растений. Формы деревьев. Диаметр ствола. Типы ветвления стеблей. Высота дерева. Древесная порода. Листопад и ветвепад. Ловчие деревья.

3

Лекция. Исследовательская работа “Определение формы кроны и типа ветвления стеблей различных видов древесных растений городского парка”. Выбор тем проектных работ.

2

Дендрология. Дендрограф. Дендрохронология. Дендрарии.

2

Практическая работа “Изучение влияния природных условий на рост стебля в толщину”. Беседа.

3

Древесина. Текстура древесины. Декоративная древесина. Ароматные деревья и кустарники

( можжевельник, сандаловое и коричное дерево)

1

Практическая работа “Изучение декоративной поверхности древесины”

4

Дефектоскопия древесины. Деформация древесины. Типы гниения древесины.

2

Лекция. Защита проектных работ № 1

5

Свойства древесины: акустическиие, диэлектрические, гигроскопические, газопроницаемые.

1

Лекция. Практическая работа “ Изучение влагопоглощения древесины”

6

Анализ древесного ствола. Анизотропия древесины. Аллелопатичаская активность и толерантность лесных пород.

1

Лекция.

7

Применение антипренов и антисептиков для защиты древесины. Биостойкость древесины.

1

Сообщения учащихся

8

Использование древесины для изготовления мебели и музыкальных инструментов.

1

Сообщения учащихся

9

Что такое древесная мука, масса, стружка? Древесные материалы. Значение древесных растений в природе и жизни человека.

1

Экскурсия - интервью в деревообрабатывающий цех лесозаготовительного предприятия.

10

Что такое лес? Лес, как составная часть биосферы.

1

Беседа.

11

Природно-зональные и провинциальные подразделения леса

1

Лекция.

12

Лесоведение и лесоводство. Лесное законодательство.

1

Сообщение учащихся

13

Государственные защитные лесные полосы. Береговые защитные насаждения. Горно-мелиоративные насаждения. Бонитет насаждения (показатель продуктивности и качества). Защитные леса.

1

Семинар

14

Лес как биоценоз. Ярусное сложение леса. Лесные культуры. Лесообразующие породы.

1

Сообщения учащихся. Природоведческая экскурсия по теме: “Определение ярусности леса”.

15

Лес как лесной массив и насаждение. Лесные площади. Спелость леса: количественная, техническая, хозяйственная, экономическая, естественная.

1

Круглый стол.

Защита проектных работ № 2 “Деревья необычные -названия непривычные”

16

Взаимодействие леса со средой произрастания. Биологические методы защиты леса.

1

Сообщения учащихся

17

Леса заповедников. Лесосеменные заказники. Лесосеменные плантации. Безвершинные хозяйства. Курортные леса. Лесопарки. Городские леса. Национальные парки. Памятники природы.

3

Встреча с работниками заповедника. Экскурсия в заповедник. Фотоотчёт по экскурсии.

18

Балочные (байрочные) леса, водоохранные, тугайные, горные, пойменные, болотные и заболоченные леса.

1

Сообщения учащихся. Экскурсия-исследование “Влияние газодымных загрязнений на состояние хвои сосны”

19

Хвойные, смешанные, летнезеленые (листопадные), зимнезеленые (муссоные и саванновые), тропические леса, мангровые и субальпийские леса.

Листопадные леса: мелколиственные и широколиственные, мягколиственные и жестколистные, муссонные и саванновые. Хвойные, смешанные, летнезеленые (листопадные), зимнезеленые (муссоные и саванновые), тропические леса.

Хвойные леса: тёмнохвойные и светлохвойные.
Тайга – хвойный лес холодной зоны.
Лесорастительные области тайги.

3

Экскурсия-исследование “Изучение состава древесной растительности леса”.

Круглый стол.

Защита проектных работ № 3 “Леса доминантных лесообразующих пород”

20

Лесные ресурсы: древесные, технические, кормовые, лекарственные, пищевые, защитные и общественные полезности леса. Мировые лесные ресурсы. Использование и воспроизводство лесных ресурсов. Значение лесов природе и жизни человека.

1

Брифинг.

21

Викторина “ Деревья необычные – названья непривычные”

2

Зачет – викторина. Защита проектных работ № 4 “Древесная растительность мира”

Итого: 30 часов

Проектная работа № 1
“Деревья необычные – названья непривычные”

Проектная работа № 2
“Деревья необычные – названья непривычные”

Проектная работа № 3
“Леса доминантных лесообразующих пород”

Проектная работа № 4
“Древесная растительность мира”

мыльное (сапиндус) восковое (сапиум) сандаловое (птерокарпус) бумажное (бруссонетия) Бамбуковые леса и саксауловые леса (саксаульники) Северная внетропическая растительность: арктические пустыни и тундры
дерево контрастов – баобаб гвоздичное (евгения) Берёзовые леса Северная внетропическая растительность: типичные тундры
дынное дерево (папайя) белокровное Буковые леса Северная внетропическая растительность: тайга
земляничное (арбутуса) черное (эбеновое) Грабовые леса Северная внетропическая растительность: лиственные леса
конфетное (говения) томатное (кифомандра) красное (кайя и секвоя) и дерево “путешественников” Дубовые леса Фисташковые леса (фисташники) Северная внетропическая растительность: субтропическая растительность
манговое (манго) бумажное (тетрапанакс) Еловые и кедровые леса Северная внетропическая растительность: лесостепи и степи
рожковое (цератония) тюльпанное (лириодендрон) бутылочное (каваниллезия) кампешевое (гематоксилум) Ивовые леса Осиновые леса (осиники) Северная внетропическая растительность: полупустыни и пустыни
саловое (шорея) мамонтово (секвоядендрон) Ильмовые (вязовые) леса Тропическая растительность: тропические леса
хлебное (артокарпус) драконово (драцена) Каштановые леса Тропическая растительность: тропические редколесья
тутовое (шелковица) золотое (аукуба) Кленовые леса Тропическая растительность: саванны
масляное (тунг) сандараковое (тетраклинис) Липовые леса (липняки) Тропическая растительность: тропические пустыни
коралловое (эретрина) иудино (церциса) Лоховые и тополевые леса Южная внетропическая растительность: лиственные леса и редколесья
шоколадное (теоброма) ладанное (босвелия) розовое (далбергия) королевское (махериум) Можжевеловые леса (арчовники) Пихтовые (пихтачи, пихтарники, пихтовники) Южная внетропическая растительность: пампасы и травяные саванны
бархатное (бархат) железное (астрония и парротия) Ольховые леса (ольшанники) Южная внетропическая растительность: кустарниковые полупустыни и пустыни
шелковое ( атласное) серебряное (леукадендрон и гревеллия) Ореховые леса (орешники) Южная внетропическая растительность: субарктические луга и болота

Литература

  1. Лесная энциклопедия: В 2-х т./ Гл. ред. Воробьёв Г. И. – М.: Сов. энциклопедия, 1985. – 563 с.
  2. Земля кузнецкая. Кемеровское книжное издательство, 1978. – 145.
  3. Боброва Т. А., Гуфельд И.М. Ботаника. Зоология: Учеб. Пособие./ Под общ. ред. Л.А.Панфиловой. – М.: “Рипол классик”, 1999. – 640 с.
  4. Детская иллюстрированная энциклопедия, 2005 г.
  5. Экология, биология и здоровый образ жизни. Издательство “Учитель”, 2001 г.
  6. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. М.: Дрофа, 2001. – 272 с.
  7. Клепинина З.А., Капралова В.С. Естествознание. Растения./ Учебник для 7 класса вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2000.– 224 с.

Приложение 1

Приложение 2