ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Урок-зачет в театральной студии "Фантазия" педагога дополнительного образования Нежелеевой Н.Н.

Добавлено: 2017.07.08
Просмотров: 10

Нежелеева Нина Николаевна, заведующая художественно-эстетическим отделом, педагог дополнительного образования

Цель урока:

  • проверить уровень знаний, умений и навыков детей, полученных на занятиях в кружке.

Задачи:

  • стимулировать активность детей к организации самостоятельной театрализованной деятельности;
  • закрепить навыки кукловождения;
  • углублять знания детей о театре, как о виде искусства.

Оборудование:

ширма, куклы, декорации к спектаклю, магнитофон, а/кассеты, журнальный столик, стулья.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в коллективе праздник. Мы собрались, чтобы проверить, многому ли мы научились за эти полгода. Можно ли уже вас назвать артистами кукольного театра. С этой целью я пригласила к нам в гости настоящих знатоков театрального искусства. Да вот и они сами идут. Встречаем гостей аплодисментами!

Лиса: Куда это мы попали, мой друг Базилио? Неужели в настоящий кукольный театр? А в приглашении было сказано, что на экзамен.

Кот: И впрямь театр. А, интересно, нет ли здесь маленького толстенького мальчишки Буратино поблизости?

Педагог: Здравствуйте!

Лиса: Здравствуйте! Только не надо нас учить хорошим манерам. Это пусть Мальвина учит своего противного Буратино, что и когда говорить. Правда, Базилио?

Кот: Я поддерживаю...

Лиса: Да что ты все время поддерживаешь–то? Ничего от себя сказать не можешь. А туда же – экзамены принимать захотел.

Педагог: Вот вы все спорите, дорогие друзья, а мы ведь пригласили вас к себе в гости, как главных знатоков театрального искусства. Со стороны всегда виднее, правильно ли актер выполняет то или иное действие. А опыт общения с актерами кукольного театра у вас самый богатый.

Лиса: Конечно, конечно, Мы – самые знающие. И уж экзамены у вас примем со всей строгостью. Мы и экзаменационные билеты приготовили.

Педагог: Вот ваше рабочее место. (На журнальном столике Лиса Алиса и Кот Базилио раскладывают свои экзаменационные билеты.) А это – наши самодеятельные артисты. Итак, приступаем к экзамену. Ребята! На этом столе лежат экзаменационные билеты. Каждый из вас должен будет взять по 1 билету и выполнить то задание, которое содержится в тексте. Я приглашаю начать наш экзамен.... (Педагог вызывает участников студии по одному, они берут билеты и выполняют задания, участники студии повторяют за ними элементы упражнений .)

  1. Разогревающий массаж. Массирование и постукивание в течение 1–1,5 минут: лба от переносицы к вискам, нижнечелюстных мышц от носа к уху, верхнечелюстных мышц от носа к уху, носовых пазух от начала бровей до верхней губы. Постукивание губ со звуком з–з–з-. Массирование ключиц.
  2. Дыхательная гимнастика. Упражнение “Набор воздуха”: дети, помогая себе согнутыми в локтях руками, набирают воздух в легкие за 8 приемов через нос. Первые вдохи очень сильные и шумные, последние 3–2 без шума и слабые, так как объем легких уже заполнен до отказа. Заканчивается упражнение активным выдохом через рот и расслаблением корпуса и рук: наклон вперед, выдох и мягкие махи расслабленными руками внизу. Упражнение “Скакалки”: дети прыгают на воображаемой скакалке 16 раз, затем останавливаются, делают глубокий вдох и произносят скороговорку на выдохе “Маланья–болтунья, молоко болтала, болтала, болтала, выбалтывала, да не выболтала”, остатки воздуха активно выдыхаются через рот. Упражнение “Свеча”: Бесшумный вдох через нос, затем подуть на свечу, стоящую на некотором расстоянии, стараясь не погасить ее, а просто заставить плавно “танцевать” пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей через плотно сжатые губы.
  3. Дыхательная гимнастика и проблемные согласные. Упражнение “Насос”: участники разбиваются на пары, один – мячик, второй – насос. Насос со звуком “с” накачивает мячик (ребенок, сидя на корточках в расслабленном состоянии, постепенно встает и раскрывает руки), затем мячик протыкается и со звуком “с” он сдувается и возвращается в исходное положение. Упражнение “Пила”: дети делятся на пары, берутся за руки, скрещивая их; поочередно тянут одну руку – пилу на себя со звуком “вж”. Упражнение “Комарик”: ловим комарика со звуком з–з–з, на одном дыхании, на выдохе, руки постепенно сводятся и с хлопком комарик прихлопывается. Упражнение “Успокоить ребенка”: прикладываем палец к губам и мягко на выдохе произносим звук ш–ш–ш. Упражнение “Новый год”: на звук “р” поем куплет песни “В лесу родилась елочка”.
  4. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ. Упражнение “Пятачок”: а) вытягиваем губы, как пятачок у поросенка, затем растягиваем в улыбке, не обнажая зубов; б)собранные в “пятачок” губы двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево; в) собранные в “пятачок” губы делают круговые движения в одну и в другую сторону.
  5. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для языка. Упражнение “Жало змеи: Заостренным кончиком языка, высунутым как можно дальше, стараемся ужалить воображаемого кролика. Язык высовываем и прячем назад очень быстро. Упражнение повторяется 5–6 раз. Упражнение “Лопатка”: Высовываем и прячем обычный широкий язык. Упражнение “Трубочка”: Высовываем язык, свернутый в трубочку. Упражнение “Конфетка”: Рот закрыт, воображаемую конфету перемещаем языком по кругу со стороны на сторону. Упражнение “Горка”: Рот приоткрыт, кончиком языка упираемся о нижние зубы и выгибаем язык вверх. Упражнение “Колокольчик”: Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок у колокольчика.
  6. Постановка голоса. Упражнение “Голосовое дно”: Помогая себе руками и опуская их вниз, дети низким голосом, постепенно опуская его еще ниже, произносят фразу: “Вот оно – мое голосовое дно”. Упражнение “Эфиопы”: Низким голосом на “то есть, резко деля слоги, дети произносят фразу: “Мы эф, мы эф, мы эф, мы эфиопы, мы в Аф, мы в Аф, мы в Африке живем”.
  7. Расширение диапазона голоса. Упражнение “Чудо – лесенка”. Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
  8. Чу–до–ле–сен–кой–ша–га–ю,
    Вы–со–ту–я–на–би–ра–ю:
    Шаг–на–го–ры,
    Шаг–на–ту–чи...
    А–подъ–ем–все–вы–ше, кру–че...
    Не–ро–бе–ю, петь– хо–чу,
    Пря–мо к солн–цу–я–ле–чу!

  9. Логика речи. Упражнение “Поставь правильно ударение и правильно услышь его”.Задается несколько вопросов с разным логическим ударением, и надо дать ответ именно на эти вопросы.

Карл у Клары украл кораллы?
–Карл у Клары украл кораллы.
Карл у Клары украл кораллы?
Карл у Клары украл кораллы.
Карл у Клары украл кораллы?
Карл у Клары украл кораллы.
Карл у Клары украл кораллы?
Карл у Клары украл кораллы.

  1. Актерский тренинг. Раскрепощение рук. Упражнение “Расслабление рук”: Руки подняты вверх. Расслабляем пальцы, кисти рук, локти, плечи и опускаем руки вниз. Упражнение “Художник”: Рисуем круги большими пальцами рук, указательными, средними, безымянными и мизинцами. Упражнение “Веер”: Руки сжаты в кулаки, начиная с мизинцев и заканчивая большими пальцами, выпрямляем пальцы поочередно. Сжимаем пальцы в кулаки, начиная с больших пальцев и заканчивая мизинцами. Упражнение “Маляр”: Кисть руки превращается в воображаемую кисточку, красим поверхность воображаемых предметов.

  2. Актерский тренинг. Развитие внимания и памяти. Упражнение “Найди свое место”. Участник студии в течение 10–15 секунд должен запомнить расположение 4–5 предметов, лежащих на столе. Из 4 предложенных предметов, заменить один, остальные поменять местами. Участник должен найти первоначальное место для каждого предмета.

Педагог: Спасибо! Вы все отлично справились с заданиями. Я бы каждому из вас поставила сегодня 5. А как наши экзаменаторы думают?

Лиса: Мы со всей строгостью следили за правильным выполнением упражнений, но так и не нашли, к чему придраться. Мы тоже решили поставить всем участникам по 5.

Кот: Да–да. Я поддерживаю...

Педагог: Спасибо вам за участие. А может быть вы останетесь и поможете нам спектакль показать? А то, как это обычно бывает: актеры заболели, срочно нужна замена, а заменить некем.

Лиса: Конечно, конечно. Разве вы не знали – мы самые активные.

Кот: Я поддерживаю...

Педагог: Вот текст. Приступаем к генеральной репетиции спектакля “Марья – Искусница”. Прошу вас всех подняться на сцену, разобрать кукол. Внимание! Мы начинаем!

(Муз.заставка: рефрен музыки песни “Кострома” группы “Коляда”)

Кот: Давным–давно, когда деревья были большими, травы густыми, а я еще совсем маленьким, рассказывала бабушка нам с сестрой сказки. Каждый вечер комната превращалась то в дремучий лес, то в таинственную пещеру! А нам бабушка начинала плести всякие небылицы о хитрой лисе и трудяге бобре, об умных птицах и злых сестрицах, о ведьмах, колдунах и разных чудесах.

Лиса: Слушали мы с братом, затаив дух, эти волшебные истории, восхищались мудростью людей и смекалкой зверей, не переставая удивляться, спрашивали у нее: “А разве звери говорить могут?” А она, хитро улыбаясь, отвечала: “А знаете, когда это бывало? В старину! Так давно, когда и камни мягкие были и звери разговаривали...”

Кот: Вот и сегодня мы расскажем вам историю, которая случилась много–много лет назад. В одной деревне, на краю леса, жила–была Марья–Искусница. Было у нее двое детей: Дашенька и Ванюша. Да муж – бравый солдат.

(Сказка “Марья-Искусница”. Смотрите Приложение 1)

Лиса: Вот и закончилась эта сказка. Но истории нашей бабушки не закончились. В следующий раз мы расскажем вам новые сказки.

Педагог: Молодцы! Вы сегодня постарались. Выдержали темпо–ритм спектакля. Ни одной серьезной ошибки допущено не было. Давайте послушаем, что скажут наши зрители.

–Саша! Тебе понравилось, как наши артисты сыграли сегодня свой спектакль?

–Олеся! Что ты можешь сказать? Кто из героев тебе больше понравился?

Спасибо за вашу оценку.

Педагог: Спасибо и вам, наши уважаемые гости, Лиса Алиса и Кот Базилио, за оказанную помощь

Лиса: Пожалуйста. Приглашайте нас еще, если нужно. Мы театр любим.

Кот: Я поддерживаю...

Лиса: Опять завелся. Скажи людям до свидания и пойдем.

Кот: До свидания.

Студийцы: До свидания.

(Кот и Лиса уходят)

Педагог: У нас еще осталось немного времени в конце урока. Мы посвятим его дальнейшему изучению театральной азбуки. Хочу напомнить, что скоро нас ждет увлекательная интеллектуальная игра “Брейн–ринг”, на которой мы обязательно проверим ваши знания профессиональных терминов. Итак, запоминаем новые слова:

Антракт – (от 2 французских слов, означающих между и действие). Предназначен для отдыха исполнителей и перемены декораций.

Антреприза – частное зрелищное предприятие. (Театр, цирк).

Аншлаг – объявление, что все билеты проданы.

А следующие слова вам, наверное, уже знакомы. Кто знает, что такое афиша? Бутафория? Декорации? Молодцы! Правильно!

А вот еще одно новое слово.

Ремарка – авторское пояснение, с помощью которого уточняются место действия и внешний вид персонажа.

Время нашего урока подходит к концу, и я хочу спросить вас:

– Кому мы можем сегодня сказать спасибо за урок?

–Что нового мы узнали сегодня?

–Что особенно вам понравилось на уроке?

Еще раз всем спасибо за хорошую работу на уроке. До свидания!

При подготовке к уроку использована литература:

  1. Дюпре Вероника. “Как стать актером”– Ростов на –Дону: Феникс, 2007 .-192 с.
  2. Иванцова Л., Коржова О. “Мир кукольного театра” – Ростов – на Дону: Феникс, 2003.-320 с.
  3. Нахимовский А.М. “Театральное действо от А до Я: Пособие для классных руководителей.- М.: АРКТИ, 2002. – 120 с.
  4. Чурилова Э.Г. “Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.-160 с.