ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Патриотическое воспитание

НОУ "Истоки" – как центр формирования патриотизма и любви учащихся к своей малой Родине

Добавлено: 2017.07.14
Просмотров: 5

Штомпель Галина Григорьевна, учитель истории и обществознания

В соответствии с проблемой сохранения кубанского своеобразия и колорита, а так же воспитания молодёжи в духе национальных традиций в нашем крае силами учителей и учащихся МОУ СОШ №1, а так же родительской общественности на базе МОУ СОШ №1 было создано научное общество учащихся “Истоки”

Деятельность НОУ “Истоки” направлена на формирование чувства патриотизма к своей малой Родине, воспитанию бережного отношению к историческому наследию предков, изучению истории ст. Староминской.

Целью данного общества является развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности, формирование чувства патриотизма к своей малой Родине через научный поиск и бережное отношение к историческому наследию.

НОУ “Истоки” уже существует 5 лет и так как участники проекта проявили интерес к данной деятельности, я предполагаю, что если результаты будут положительными, то работа в рамках данного проекта продлится и далее.

Если работу над проектом разбить на несколько этапов, то в данный момент мы находимся на этапе реализации данного социального проекта. Творческим коллективом создана система работы как с одаренными учащимися, так и с детьми менее способными, а так же с детьми разных возрастных категорий. Параллельно проводится работа по воспитанию руководителей научно-исследовательских проектов среди учителей в рамках НОУ “Истоки”, так как желание учащихся превышает возможности учителей. Проводятся мастер-классы руководителями научно-исследовательских проектов и учащимися для учителей района в форме семинаров, методических дней, практикумов, открытых заседаний НОУ “Истоки” (посетили заучи всех школ района, учителя истории и обществознания 7,4,9-х школ). Несмотря на достаточно короткий период существования научного общества учащиеся добились значительных успехов в своей деятельности: 51 победитель и призёр районной научно-практической конференции “Образование. Наука. Профессия.” по гуманитарному и социально-экономическому направлению; 13 победителей и призёров зонального этапа краевой научно-практической конференции “Эврика”; 10 участников, 3победителя, 4призёра в краевой научно-практической конференции “Эврика” и конференции казачьей направленности; 3 лауреата Всероссийской конференции в городе Казани; 23 лауреата премии главы Староминского района.

Для достижения таких результатов проводились следующие мероприятия как администрации школы, так и мною лично:

  1. В соответствии с приказом по школе №123-од от 3 октября 2005 года в МОУ СОШ №1 было официально создано НОУ “Истоки” руководителем данного обществом назначили меня (Штомпель Г.Г.)
  2. Следующим этапом послужил подбор учителей школы способных помочь учащимся не только заниматься научно-практической деятельности, но и достичь определённых результатов.
  3. Были привлечены классные руководители 9-11 классов и учителя предметники, для привлечения учащихся в НОУ “Истоки”.
  4. Учащимся была предоставлена возможность самим выбирать сферу деятельности, поэтому исходя из наклонностей и интересов учащихся были сформированы следующие секции: историческое краеведение, кубановедение, история, социология (руководитель Штомпель Г.Г.), химия (руководитель Висторобская Е.В.), физика (руководитель Иващенко Н.И.), география (руководитель Маркело Л.А.)
  5. Хочется отметить, что формировать структуру НОУ и создавать алгоритм деятельности учащихся приходилось на практике, в итоге методам проб и ошибок пришли к следующим результатам. НОУ “Истоки” состоят из 3-х разновозрастных научно-исследовательских объединений. Система получилась достаточно гибкая, и если какой-либо элемент не вписывается в чёткую структуру – его можно удалить. В рамках данных объединений с учащимися работают как учителя предметники, так и классные руководители. В первом случае разрабатываются индивидуальные и групповые проекты, во втором случае локальные социальные проекты в рамках классного коллектива. Любой ученик или учитель может безболезненно начать работать над другим проектом или выйти из общества, но на данный момент разочаровавшихся не было, так же в любое время ученик или учитель может стать членом общества не зависимо от того на каком этапе находится работа общества, самое главное у него должна быть интересная идея. Учащиеся “Мини-академии наук” и “Юниоры” работают по 3-м направлениям: естественнонаучное, социально-экономическое, гуманитарное. Они не разбиваются на отдельные секции, так как учащиеся не обладают на данном этапе достаточным багажом знаний по отдельным предметам. Члены старшей группы НОУ “Истоки” так же работают по трём направлениям, но в это же время их деятельность разбита на секции:

Гуманитарное направление (руководитель Штомпель Г.Г.):секция истории, секция кубановедения и исторического краеведения, секция истории религии и церкви, секция культурологи, секция языкознания и литературы.

Социально-экономическое направление (руководитель Штомпель Г.Г.): секция экономики, секция права, секция социологии, секция политологии, секция соц. проектирования, секция психологии.

Естественнонаучное направление (руководитель Висторобская Е.В.): секция “Биосфера”, секция “Эдельвейс”, секция биологии и экологии, секция физики, секция математики, секция “Пифагореец”, секция географии, секция информатики.

Данное количество секций возникло не случайно, они оказались востребованными учащимися. Работая с разновозрастным контингентом членов НОУ “Истоки” научные руководители используют дифференцированный подход в своей работе. При работе с учащимися 1-4 классов кроме учителя работают так же классные руководители, родители, но большая нагрузка ложится на плечи научного руководителя, так как ему приходится учить ребёнка буквально всем элементам научно-исследовательской работы, а так же их родителей. Работая с учащимися 5-8 классов научный руководитель больше уделяет самим ученикам, а не родителям, а учащиеся уже обладают элементарными навыкам работы над исследовательскими проектами, и уже может сделать достаточно большой объём работы самостоятельно. Учащиеся старших классов в той или иной мере овладевшие навыками работы над исследовательскими проектами, работают самостоятельно, научный руководитель только лишь координирует его действия. С момента основания НОУ “Истоки” Время в обществе сложился определённый график проведения традиционных мероприятий:

  1. Стартовое открытое заседание НОУ “Истоки” (сентябрь – начало октября)
  2. Заседание НОУ “Истоки” по основным направлениям (отбор лучших работ на районную научно-практическую конференции “Образование. Наука. Профессия”) (декабрь – февраль).
  3. Участие в работе районной научно-практической конференции “Образование. Наука. Профессия” (март)
  4. Участие в краевой научно-практической конференции “Эврика” (май)

Параллельно с данной работой учащиеся принимают участие в районных, краевых, и Всероссийских конкурсах, форумах, викторинах, круглых столах, мастер классах, семинарах. При научном об-ве с момента основания “Дискуссионный клуб”, лекторская группа. Хочется отметить, что и до реализации проекта учащиеся принимали участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах, но результативность была на порядок ниже и использование местного и регионального материала учащимися было недостаточным. Напрямую соприкасаясь с живыми носителями информации, архивными материалами, музейными экспонатами, учащиеся по-новому осмысливают своё место в жизни родной станицы, поэтому не случайно большое кол-во учащихся работает с местным материалом. О работе об-ва так же можно судить по публикациям в районной и краевой прессе. Затем в дальнейшем полученный материал используется на уроках истории, кубановедения, обществознания, классных часах. Изыскания учащихся оказались востребованными районными архивом, музеем, газетой “Степная новь”, а так же районной администрации. Всех кто обращается за информацией по возможности мы удовлетворяем, но на мой взгляд самое главное в нашей работе это привлечение к изучению истории станицы и семьи, родственников, соседей и просто односельчан. Хочется отметить всё меньше и меньше нам встречается людей, которые отказываются помочь детям в их научной деятельности.

Так как данный проект охватывает внеурочную деятельность учащихся эффективность проекта в пятибальной системе оценить невозможно. Оценить работу НОУ “Истоки” можно лишь по конечному или промежуточным результатам. Это количество учащихся, работающих в НОУ “Истоки”, количество призовых мест занятых членами НОУ “Истоки” на районных, краевых и Всероссийских конференциях, викторинах, конкурсах и олимпиадах. Если кол-во учащихся увеличилось по сравнению с предыдущим годом – значит это положительный результат, если кол-во призовых мест увеличилось по сравнению с предыдущим годом – это значит деятельность НОУ эффективна. Реализация данного проекта позволит вовлечь в плодотворную и созидательную деятельность по изучению исторического наследия станицы, края, учащихся, проживающих в микрорайоне МОУ СОШ №1 их родных и близких, а так же жителей станицы Староминской, не равнодушных к истории и проблемам своей малой родины. После окончания проекта предполагается продолжить работу учителей и учащихся в данном направлении, всячески привлекать родителей и общественность ст. Староминской к проблемам стоящим перед Россией и нашей малой Родиной, в форме научно-практической деятельности учащихся. Опираясь на качественные и количественные показатели итогового проекта, на интерес к данной деятельности администрации школы, учителей, учащихся родителей, общественности постараемся сохранить наработанный опыт и используя современные компьютерные технологии ускорить процесс сбора материала и обратить внимание учащихся на более сложные и проблемные вопросы нашей современности.