ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Литература

Программа литературно-краеведческого клуба "Северное слово"

Добавлено: 2017.07.16
Просмотров: 6

Дурапова Ольга Александровна, зам. директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа.

Литературное краеведение – одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, укрепление связи литературы с жизнью.

Литературно-краеведческие занятия, при условии их правильной организации, могут быть одним из звеньев воспитательной работы с классом.

Литературное краеведение играет немаловажную роль в патриотическом воспитании подростков, как писал А.Твардовский, чувство Родины в широком смысле родной страны, Отчизны – связано в нашем сознании с чувством родины малой, “первоначальной” - отчего края, района, города и деревни. “Эта малая родина со всем своим особым обликом… предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души”. Чувство малой родины с годами вырастает в любовь и преданность “той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна”.

Формирование в ребяческой душе этого “чувства малой родины”, которому способствует литературное краеведение, - одна из важных сторон воспитания патриота-гражданина. При этом важно, чтобы в основе литературно-краеведческих занятий была целевая установка не только на воспитание “местного патриотизма”, а на то, чтобы помочь учащимся ощутить “малую родину” как частицу большой нашей Родины, чтобы история культуры и литературы края рассматривалась в связи с развитием истории всей нашей страны.

Чтение и изучение лучших произведений о родном крае, восприятие посвященных ему произведений изобразительного искусства, изучение его истории, культуры, экскурсии, походы по родному краю и последующие сочинения о родной земле, природе, земляках и другие формы литературно-краеведческих занятий активно участвуют в нравственно-эстетическом и патриотическом воспитании.

Наиболее эффективной формой работы по литературному краеведению считаю организацию клуба, что позволяет сочетать разнообразные виды работы.

Основой для разработки данной программы послужили идеи Л. С. Скепнер.

В программе клуба три ступени, каждая из которых соответствует году обучения: I – 7 класс, II – 8 класс, III – 9 класс.

Для каждого класса подобраны такие произведения северных писателей, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся и перекликаются с программой по литературе (под редакцией А. Г. Кутузова), по которой занимаются учащиеся. Работа над произведениями на факультативе дополняется тематическими классными часами, на которых пополняются знания учащихся по истории и культуре родного края.

Цель работы литературно-краеведческого клуба

Воспитывать учащихся грамотными людьми, пламенными патриотами, любящими отчизну и родной край, его прошлое и сегодняшний день; умеющими видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира, заботиться об ее приумножении; способными творчески и радостно трудиться; преданными родному дому, родителям, семьей.

Задачи:

  1. Вооружить учащихся знаниями об окружающем мире, познакомить с героическими делами современников, приобщить к культуре умственного труда, способствовать формированию характера и воспитанию гражданского чувства учащихся.
  2. Расширять литературный кругозор учащихся, развивать интерес к литературе прошлого и наших дней, формировать читательские потребности, навыки анализа и критической оценки литературных произведений.
  3. Воспитывать через поэтическое, художественное познание Родины патриотических чувств, эстетического идеала.

Структура клуба:

Литературно-краеведческий клуб включает в себя следующие формы работы:

  • Уроки литературы;
  • Факультатив по литературному краеведению;
  • Тематические классные часы, посвященные краеведческому материалу;
  • Различные внеклассные мероприятия (посещение краеведческого музея, экскурсии, поездки и т.д.)

Планирование на 2004 – 2005 учебный год

Уроки литературы Факультатив Классные часы Другое

Сентябрь

Былины. Причины их сохранения на русском Севере Вводное занятие. – 1 ч.

Северный фольклор. – 1 ч.

Творчество Пэли Пунуха. Жизнь ненецкого народа в произведениях писателя. – 2 ч.

Октябрь

Духовная литература жития Пэля Пунух. “Новоземельские будни”.

Стихи ненецких поэтов В.Н.Ледков А.И.Пичков, П.Я.Явтысый. – 1ч.

Жития северных святых. Житие Лонга Коряжемского. – 1ч.

Протопоп Аввакум в северной ссылке “Житие протопопа Аввакума”. - 1 ч.

“Откуда есть пошло имя поморское…”

Иконопись. Северная икона.

125 лет со дня рождения С.Писахова

Экскурсия в храм г.Коряжмы (100лет)

Ноябрь

Бестужев-Марлинский “Мореход Никитин” Пустозерское сидение Протопопа Аввакума. – 1 ч.

Д.А.Кокорина. “Легенда об Аввакуме” (гл. из кн. “Деревня моя, очень древняя – дальняя”) – 1 ч.

Ф.Абрамов. “Из колена Аввакумова”. - 1 ч.

Путешествие на Острова Соловецкие (заочная экскурсия)

История Северного костюма.

Экскурсия по Вилегодскому району

Декабрь

Ф.Абрамов. “Собачья гордость” - 1 ч.

Ф.Абрамов. “Потомок Джима” - 1 ч.

Ф.Абрамов. “Жила – была сёмужка” - 2 ч.

Умельцы русского севера (народные промыслы) Посещение краеведческого музея

Январь

Ю.Казаков. “Тэдди” - 2 ч.

Ю.Казаков. “Тихое утро” - 1 ч.

Февраль

Человек и природа в литературе М.Пришвин. Путешествия по северу - 1 ч.

М.Пришвин. “За волшебным колобком” - 2 ч.

Литературная игра, посвященная 85-летию со дня рождения Ф.Абрамова

Наш край в годы Великой Отечественной войны Посещение краеведческого музея

Март

Образы животных в произведениях М.Пришвина, В.Белова, Ю.Казакова, Ф.Абрамова – 1 ч.

Е.Ф.Богданов “Ожерелье Иомалы”. - 1 ч.

Е.Ф.Богданов “Вьюга”. - 1 ч.

Поморы о Петре Великом. – 1 ч

Эта далекая, таинственная древность (из истории культуры Архангельского севера)

Апрель

Ю.Герман “Россия молодая” Образы поморов. - 2 ч.

Каверин. “Два капитана”. Север в романе. – 1 ч.

Великая Отечественная война в романе. – 1ч.

Подготовка и проведение праздника – отчета о работе литературно-краеведческого клуба “Северное слово”

Май

Лирика. Анализ лирического стихотворения В.Плотников. “Сквозь упругое время”. Лирика. – 2 ч.

Заключительный урок – отзыв о работе клуба.

Планирование на 2005 – 2006 учебный год

Уроки литературы Клуб “Северное слово” Классные часы Другое

сентябрь

Фольклорные традиции в литературе О.Фокина. Фольклорные традиции в творчестве поэтессы.

Северные росписи. Экскурсия в г. Старый Сольвычегодск.

октябрь

А.Грин “Алые паруса” Литературная гостиная, посвящённая юбилею со дня рождения Грина.

Романтическое восприятие северной природы: задание к фото-конкурсу Посещение краеведческого музея г. Котлас.

ноябрь

Русская литература 19 века. К.Н.Батюшков на Вологодчине (доклады учащихся, анализ стихов). Серия заочных экскурсий по городам Русского Севера. Г.Вологда.

декабрь

Работа учащихся по собиранию материалов к литературной гостиной.

январь

Литературная гостиная, посвящённая 70-летию со дня рождения Н.Рубцова.

Заочная экскурсия в город Архангельск. Посещение краеведческого музея г. Котлас.

февраль

Борьба чувства и долга в литературном произведении Анализ стихов Николая Рубцова. Заочная экскурсия в Архангельский музей изобразительных искусств.

март

Образ женщины в романтичес- кой литературе Арсений Ларионов. Легенда. (Глава из романа “Лидина гарь”). Православные святыни в истории архангельского севера. Каникулы – экскурсионная поездка в г.Архангельск (или Вологду)

апрель

Великая Отечествен-ная война.

Рассказы Н. Жернакова о ВОВ. Природа северного края: фото-выставка, итоги, награждения. Ж/д музей п. Вычегодский.

май

Современная литература.

Н.Тряпкин. Лирика. Удивительное рядом. Котлас: очерки истории. Поездка в Туровец Котласского района.

Планирование на 2006-2007 учебный год.

Уроки литературы. Литературно - краеведческий клуб “Северное слово”. Классные часы. Другое.

сентябрь

Литературные традиции Литература о М. В. Ломоносове Беломорский Север – родина М.В.Ломоносова Экскурсия в Красноборск.

октябрь

Творчество А.С.Пушкина Поморы о А.С.Пушкине. А.С.Пушкин и север. Литературная гостиная.

ноябрь

Ф.Абрамов “Пелагея”, “Алька”.

декабрь

Ф.Абрамов “Деревянные кони”

январь

Белов “Лад” (Избранные главы). Козьма Прутков. Мудрость жизни. Ст. Сольвычегодск. Музей-усадьба Козьмы Пруткова.

февраль

Эпоха войн и революций. Чиркин “По злой воле” Открытое мероприятие. Посещение музеев в городе Котласе при шк.№ 4 и при шк.№ 17.

март

Непонятная поэзия. Яшин. Стихи. Рассказы.

апрель

Шолохов “Судьба человека”. Сочинение “Мой дед (прадед) участник Великой Отечественной войны”. Котлашане – герои ВОВ. Встреча с ветеранами.

май

Ю.Казаков “Северный дневник”, “Поморка”.