ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Организация работы учителей школы I ступени по развитию креативных способностей младших школьников

Добавлено: 2017.07.18
Просмотров: 28

Болотова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов; Дутаева Яха Мовлаевна, учитель начальных классов; Коваль Людмила Николаевна, учитель начальных классов; Колганова Наталья Федоровна, учитель начальных классов; Павлова Ольга Алексеевна, учитель начальных классов; Козырева Наталья Анатольевна, учитель начальных классов

В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Креативность - это уровень творческой одарённости, способности к творчеству. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать эти способности, начиная с самого раннего возраста.

Выдвижение на первый план цели развития личности находят отражение в государственных документах. В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года", "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)" делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Как много способных и талантливых детей. Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые – это скорее исключение, чем правило.

Что происходит с детьми на пути к взрослости? Что мешает им оставаться самими собой? Почему хрупкие ростки индивидуальности в большинстве своем засыхают, а не превращаются в крепкий стебель диковинных цветов? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами.

Именно поэтому в течение ряда лет психологом нашей школы, педагогами проводились педагогические исследования, в результате которых выявлялся уровень развития творческих способностей младших школьников. Был накоплен материал по этой теме.

  • В 2005/06 учебном году школе был присвоен статус городской экспериментальной площадки. Тема работы “Развитие креативных способностей младших школьников как условие повышения качества образования”.
  • Научным руководителем является заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Ставропольского института повышения квалификации работников образования - Хижнякова О.Н.
  • Предполагаемый результат опытно-экспериментальной работы - разработка и реализация модели развития креативных способностей младших школьников.
  • Для этого в школе создана необходимая материально-техническая база: 8 учебных кабинетов начальных классов, которые имеют предметную направленность, 2 кабинета информатики, спортивная база, танцевальный зал, кабинет музыки, столовая, кабинет психолога, библиотека.
  • Работу экспериментальной площадки мы начали с диагностики способностей учащихся, которая показала, что 60% детей имеют физические способности, 65 % - эстетические, по 38% - математические и филологические.
  • Поэтому были созданы творческие группы по этим направлениям. Занятия проводятся по субботам.

Название группы

Чудеса аппликации (2-4 классы)
Математический калейдоскоп (2,3,4 классы)
Юный грамотей (3,4 классы)
Искусство сцены (2-4 классы)
Информик (2-4 классы)
Весёлые нотки (2-4 классы)
Юные дикторы (2-4 классы)
В ритмах танца (2-4 классы)
Олимпионик (2-4 классы)
  • Развитие способностей происходит не только на этих занятиях, но и на уроках через различные формы обучения: практикумы, экскурсии, факультативные занятия. В школе организованы платные курсы по математике, русскому языку, информатике.
  • Учителя вовлекают детей в поисково-исследовательскую, проектную деятельность, используют компоненты здоровьесберегающих, информационных технологий.
  • В нашей школе обучение ведётся по трём различным учебно-методическим комплектам: “Школа 2100…”, “Гармония”, “Школа России”.
  • Где же дети могут реализовать свои способности? Они участвуют в различных праздниках, школьных и городских конкурсах, концертах, предметных олимпиадах, спортивных состязаниях.
  • Наши ученики посещают не только школьные кружки, но и учреждения дополнительного образования (музыкальную, спортивную, художественную школы, центр развития детского творчества “Радуга” и т.д. ).
  • Свою работу по развитию креативности строим вместе с родителями учащихся. Уже стало хорошей традицией в конце каждого учебного года проводить День открытых дверей для родителей в школе 1 ступени
  • В рамках Дня открытых дверей в 2006 году была проведена научно-практическая конференция, на которой психолог школы познакомил родителей с этапами развития способностей детей; видами и формами работ, используемых на занятиях; родители выполнили творческие задания (Создайте герб и девиз вашего класса; напишите четверостишья, используя рифмы, ассоциации; придумайте и нарисуйте как можно больше рисунков, используя геометрические фигуры и т.п.).

Родители поделились своим практическим опытом по развитию способностей детей.

В 2007 году в школе состоялся Фестиваль семейного творчества “Семья-это семь я”, в котором приняли участие семьи от каждого классного коллектива. Каждая семья представила свою визитную карточку, родословную, семейные увлечения, приняла участие в работе творческой мастерской.

Едва ли найдутся слова, чтобы передать тот заряд положительной энергии, настроения, которое зрители получили от выступления всех семейных команд.

Вот какие отзывы мы получили от участников Фестиваля семейного творчества.

“ Нашей семье очень понравился проведённый праздник. Сначала мы очень волновались, так как это мероприятие было для нас абсолютно новым. Конечно, мы смущались, и голос дрожал. Но потом, постепенно, вовлекаешься в происходящее, и хочется показать семью, как самую лучшую, дружную.

Интересно было на соперников посмотреть, все семьи серьезно готовились, подошли к участию в фестивале очень ответственно. Видно, как люди бережно хранят в своих семьях, передают по наследству, частицы прошлого, память о своих родных. Это показывает, что главное в преемственности поколений ни материальные блага, а духовный мир семьи, а это очень важно понять детям.

Поэтому считаем, что такие фестивали нужны и взрослым и детям. Они сплачивают семью, создают общий интерес, понимаешь как хорошо, когда семья дружная, веселая, большая.

Мы предлагаем провести такой фестиваль в масштабе города, так как это настоящий праздник и для взрослых, и для детей, и для всех присутствующих.

Спасибо организаторам фестиваля!”

С уважением, семья Зверевых.

Фридрих Ницше говорил, что “есть человек творческий, а есть переделывающий в каком-либо отношении”, если ты- творческий, ты принадлежишь к свободным, если переделывающий- ты их раб и орудие. Так давайте же стремиться, чтобы каждый ребёнок был творческой, а значит свободной личностью

Приложение