ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Математика

Игра "Математические следопыты"

Добавлено: 2017.07.25
Просмотров: 21

Овсянкина Зоя Николаевна, учитель математики

Об этой игре я прочитала тридцать лет назад в книге Е.А.Дышинского “Игротека математического кружка”, работая первый год в школе.

Сначала я провела игру “Математические следопыты”, как итоговое занятие математического кружка в 5-6 классах. Сейчас, во время предметной декады для 7(8) классов.

Эта форма проведения игры нравится подросткам, так как они находятся в движении и игровая ситуация наполнена элементами загадочности. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активности мыслительной деятельности обучающихся, повышает концентрированность, создает условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.

Задания в игре составляют цепочку таким образом, что ошибка в одном задании (или ошибка одного члена команды при коллективной игре) приводит к ошибке в результате. Неверный ответ поведет команду по ложному “следу” или не найдется “след” вообще, и для победы надо задание перерешивать снова. А это заставит всех участников активно думать над задачей, развивает настойчивость и упорство.

Цели:

  1. Повторить действия с рациональными числами; задачи на встречное движение; Римскую нумерацию, геометрический материал по теме “Угол”.
  2. Развивать интерес обучающихся к математике и их познавательные возможности.
  3. Обучать детей самостоятельности и творчеству.
  4. Воспитывать у лицеистов чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

  1. Во время “Математических пятиминуток” на уроках:
    1. повторяю Римскую нумерацию;
    2. информирую о правилах игры и ее атрибутами (задания, следы, справочный отдел).
  1. Создаются “отряды следопытов”, выбираются “командиры отрядов” и связные (два класса на параллели, а класс делится на два отряда – всего 4 отряда по 10 человек).
  2. Для проведения игры необходимы четыре классных комнаты, где лежат в партах задания и клад.
  3. Особого оборудования для проведения игры не требуется.

В коридоре стоит стол с табличкой “Справочный отдел” вывешивается таблица римской нумерации, к которой “следопыты” могут подходить во время игры. Также вывешиваются высказывания о значении математики, пословицы:

  1. Мне всегда помогают учащиеся 10-х классов или 11-х классов (4 человека наблюдают за каждым “отрядом следопытов”, 2 человека в “справочном отделе”, 4 человека в классных комнатах для того, чтобы “Отряд следопытов” в спешке не взял пакет с заданием другого отряда, по 2 человека “охраняют зону проведения игры”, т. к. следы лежат на полу).
  2. Готовится сценарий начала и окончания игры.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Поиск “следа” производится по следам, которые лежат на полу, на стенах, на дверях классных комнат, в партах, в книгах:

Так как вы – “Математические следопыты”, то “следы” - это числа – ответы на задачи. Для поиска “следа” командиру каждого отряда будет вручен конверт (показываю образец). В нем содержится задание и указание.

После того, как все задачи решены, выполняется указание. Полученное число является “следом”, который нужно найти. На найденном “следе” (показываю пример), вы увидите следующее задание. И так далее.

Постепенно выполняя цепочку заданий, “отряд следопытов” должен обнаружить клад.

При проведении поиска должны соблюдаться правила:

  1. Командир вскрывает конверт и сам раздает задачи для решения.
  2. Решать нужно внимательно, без спешки. Ошибка, допущенная одним, может повести весь отряд по ложному следу.
  3. После решения задач, конверты обязательно сдаются в “справочный отдел” связным, где ему сообщается о правильности поиска.
  4. Следы на полу. Ходить следует осторожно, чтобы не наступить на следы.
  5. Если при выполнения задания встретятся затруднения или отряд не сможет найти следующий след, запутается, то командир отряда может послать связного в “справочный отдел”. В зависимости от ошибки, которую допускает отряд, связной задерживается от 1 до 5 минут. Поэтому обращаться за помощью нужно в крайних случаях и только могут это сделать связные.

НАЧАЛО ИГРЫ

В коридоре строятся “Отряды следопытов”. Звучит музыка.

Преподаватель
-
Добрый день уважаемые математические следопыты! Отряды, которые готовы отправиться в трудный путь на поиск клада представьтесь.

Отряды говорят название и девиз. Звучит музыка. Вбегает “Нулик” (НАХОДЧИВЫЙ УМНЫЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ)

Нуль
- Добрый день юноши, питающие любовь к математике.

Математика – наука, она гимнастика ума.

Есть в ней точность и смекалка,

Цифры, буквы и игра.

Звучит музыка. Выходя двое слуг (поклон)

Слуги (хором).
- Ее Величество – Царица Математики!

Входит Царица Математики.

Царица Математики.

- Здравствуйте, уважаемые математические следопыты. Я довольна, что один из моих слуг (показывает на Нуль, который выполняет поклон), своевременно известил меня о вашем турнире. На тропу испытаний отправляйтесь смело. В мир загадок и сложных задач. И узнаете вы не один секрет! Помните, что залог ваших побед – “Все за одного, один за всех!” (Обращается к Нулю). Нуль, вручи мои задания отрядам. (Нуль вручает задания командирам отрядов).

- Всем успехов пожелаю:
- Думать, мыслить, не зевать,
- Быстро все в уме считать.

Звучит музыка. Царица Математики и двое слуг уходят.

Нуль.
-
В добрый путь, следопыты. Жду вас на этом же месте с найденным кладом.

Нуль уходит. Отряды подходят к столу (в коридоре в разных концах поставлены столы для каждого отряда) и решают 1-ое задание.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

ЗАДАНИЙ И “СЛЕДОВ” ДЛЯ КАЖДОГО ОТРЯДА

Отряд 1

Задание 1 (Вручает Царица Математики или ее слуги).

  1. Найдите первое число.

2. Ответ первого задания сложите с числом 855,88

Ответ – след второго задания.

Задание 2 (След на полу)

Задание 3 (Комната 18, задание в парте 3)

Скорость легковой машины 76 км/ч. Найдите скорость грузовой машины.

Ответ – номер следа.

Задание 4 (На стене)

См. Рисунок 1

Задание 5 (Комната 77, парта 9)

  1. Найти второе слагаемое
  2. 3**4*

    *43*2

    112097

  3. Найти уменьшаемое

***0*

43*1

10682

  1. Уменьшите ответ второго задания на 14918

Ответ – след шестого задания.

Задание 6 (След на полу)

Задание 7 (Комната 28, задание в парте 10)

Сколько острых углов на чертеже?

Сколько треугольников на чертеже?

К сумме ответов первого и второго заданий прибавьте 26

Ответ – номер комнаты, в которой находится клад.

Отряд 2

Задание 1 (Вручается на построении).

  1. Отряд 1, задание 1 .
  2. Ответ первого задания сложите с числом 60, 88

Ответ – след второго задания.

Задание 2 (След на стене)

См. Рисунок 2

Задание 3 (Комната 28, задание в парте 7)

Скорость легковой машины 76 км/ч. Найдите скорость грузовой машины.

Ответ – номер следа.

Задание 4 (След на полу)

Задание 5 (Комната 18, парта 6)

    1. Найдите уменьшаемое
    2. 6*5*

      *8*4

      2856

    3. Найдите первое слагаемое

***4*

397*5

50035

Ответ – сумма ответов двух заданий.

Задание 6 (След на полу)

Задание 7 (Комната 77, книга 33)

См. задание Отряд №1 задание №7

Отряд 3

Задание 1 (Вручается на построении).

1. См. Отряд №1 задание №1.1

2. Ответ первого задания сложите с числом 124,88

Ответ – след второго задания.

Задание 2 (След на полу)

Задание 3 (Комната 18, задание в парте 9)

Определить скорость легковой машины

Ответ – след на полу.

Задание 4 (След на полу)

Задание 5 (Комната 28, парта 5)

См. Отряд №1, Задание №7.1 и 7.2

3. К сумме ответов первого и второго заданий прибавьте 210

Ответ – след шестого задания.

Задание 6 (След на стене)

См. Рисунок №3

Задание 7 (Комната 77, задание в парте 11)

1. Найти второе слагаемое

3**4*

*43*2

112097

2. Найти уменьшаемое

***0*

43*1

10682

3. Из суммы ответов вычтите число 89313

Ответ – номер комнаты, в которой находится клад.

Отряд 4

Задание 1 (Вручается на построении).

  1. Отряд 1, задание 1 .
  2. Ответ первого задания сложите с числом 456, 88

Ответ – след второго задания.

Задание 2 (След на стене)

См. Рисунок №4

Задание 3 (Кабинет 77, задание в парте 7)

Найдите скорость легковой машины, если известно, что грузовая шла со скоростью 32 км/ч

К ответу прибавьте 125 и получите номер следа.

Задание 4 (След на полу)

Задание 5

  1. Отряд 1, задание 7,1 .
  2. Отряд 1, задание 7,2 .
  3. К сумме ответов прибавьте число 502

Ответ – след шестого задания.

Задание 6 (След на полу)

Задание 7 (комната 28 парта 11)

  1. Отряд 1, задание 5 (1).
  2. Отряд 1, задание 5(2) .
  3. Из суммы ответов первого и второго заданий вычесть число 89313

Ответ – номер комнаты, в которой находится клад.

Примечание 1

  1. Все задания пишутся на плотной бумаге.
  2. На лицевой стороне пишутся задачи, на обратной стороне – номер отряда и задания.
  3. Следы на полу вырезаются из бумаги и красочно оформляются. Кроме описанных следов, надо сделать еще путающие (на возможные ошибки), чтобы исключить выбор следов по догадке.
  4. Номера комнат и парт пишутся на небольших карточках в различных нумерациях. И здесь полезны путающие номера.
  5. Для четкости проведения игры и быстроты ее организации полезно иметь сводную схему поиска каждого отряда. Она необходима и для справочного отдела.

СХЕМА ПОИСКА

Ответы заданий (следы)

№ отряда

1

2

3

4

5

6

7

856

комната 18

парта 3

32

комната 77

парта 9

85

комната 28

парта 10

42

61

комната 28

парта 2

38

комната 18

парта 6

16990

комната 77

парта 33

42

125

комната 18

парта 9

52

комната 28

парта 5

226

комната 77

парта 11

42

457

кабинет 77

парта 7

173

комната 18

парта 80

518

комната 28

парта 11

42

Схема показывает последовательность заданий и следов, размещения их по комнатам, партам и т. д.

Схема включает ответы всех задач и расшифровку следов.

Например:

  1. отряд №1 должен пройти комнаты 18-77-28-42;
  2. видно, что в комнате 77 в парте 9 нужно положить задание №4 отряда №1 и т. д.

ОКОНЧАНИЕ ИГРЫ

Как только один из отрядов находит “клад” (из цветной фольги пакет, в котором поздравительное приветствие и вырезанные на каждого отряда следопытов “5”).

Звучат фанфары и все отряды строятся для подведения итогов. Выходят сопровождающие отрядов одиннадцатиклассники с призами.

Нуль.
- Вот закончилась игра,
- Результат узнать пора.

Звучит музыка. Выходят двое слуг.

Слуги (хором).
-
Ее Величество – Царица Математики!

Входит Царица Математики.

Слуги и Нуль выполняют поклон.

Царица Математики.
- Кто же лучше всех трудился,
- И в турнире отличился?

Нуль (поклон).
-
Ваше Величество, спешу сообщить радостную весть. Клад нашел отряд математических следопытов №……(говорит название отряда).

Царица Математики.
- Издала, друзья указ.
- Он касается всех Вас.
- Огласите царский указ!

Звучат фанфары. Слуги зачитывают царский указ.

Команды отрядов получают призы и грамоты. Звучит музыка. Царица и слуги уходят.

Нуль.
- Спасибо вам за красивую игру.

Приложение.

Фотографии.

ВЫВОДЫ

  1. Содержание и форма соответствуют возрастным особенностям учащихся.
  2. Все обучающиеся участвуют в игре, независимо от уровня воспитанности и успеваемости.
  3. Содержание и форма игры способствуют развитию познавательного интереса и формированию активной жизненной позиции участников.
  4. Работа в одной команде воспитывает у школьников чувство коллективизма, умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.
  5. Предварительная подготовка к игре “Математические следопыты”:
    • повторение римской нумерации,
    • решение занимательных задач на математических пятиминутках,
    • формирование отрядов,
    • выбор командира отряда, связного отряда, названия команды, девиза,
    • создает заинтересованность ребят и эмоциональный настрой на игру.
  6. Увлекаясь, обучающиеся не замечают, что они учатся, познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, влияющих на развитие познавательных возможностей ребят.
  7. Используемая литература:

    1. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. М., “Прсвещение”, 1972 год.