ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Литература

Школьное литературное объединение: работа с одаренными детьми

Добавлено: 2017.08.01
Просмотров: 34

Васильев Алексей Константинович, учитель русского языка и литературы

Во внеурочной деятельности учащихся МОУ СОШ №1 г. Нижний Ломов важное место занимает литературное объединение “Искатель”.

В ходе реализации намеченной программы объединения решаются важнейшие задачи, стоящие перед современной школой:

  • создание условий, воспитательной среды для формирования гражданина и патриота своей Родины;
  • становление всесторонне развитой личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным потенциалом;
  • пробуждение интереса к историко-литературному наследию, традициям, прошлому и настоящему родного края и страны;
  • приобщение учащихся к изучению гуманитарных предметов через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности;
  • предоставление возможности реализовать свой интерес к предмету через участие в научно-исследовательской работе, деятельности лаборатории юного филолога;
  • расширение литературного кругозора, эрудиции учащихся через привлечение к массовой деятельности (посещение историко-литературных мест, встреч с учеными, поэтами и писателями).

Можно говорить о полученных реальных результатах:

  • очевидны позитивные достижения в успеваемости;
  • возрос уровень читательской культуры учащихся;
  • изучение русского языка и литературы способствовало повышению речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи;
  • учащиеся успешно выступили с научно-исследовательскими работами на областной научно-практической конференции “Старт в науку” (2003г., 2005г., 2007г., 2008г.)
  • подготовили 19 исследовательских и творческих работ на Фестиваль исследовательских и творческих работ “Портфолио” (2006г., 2007г., 2008г., 2009г.);
  • приняли участие в общероссийском проекте “Познание и творчество” (номинация “Русский язык”) национальной образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России” Малой академии наук “Интеллект будущего” (55 дипломантов и лауреатов, из них дипломантов -23 (1 место, 9 вторых, 13 третьих по России);
  • 3 дипломанта на Российском турнире лингвистов “Мир языков или языки в мире” (2007г.);
  • МОУ СОШ №1 г. Нижний Ломов удостоена звания Лауреата Российского конкурса “Познание и творчество”, номинация “Русский язык” по итогам 2007-2008 у.г.

Как видим, перед участниками литературного объединения открываются перспективы как на муниципальном, региональном, так и российском уровне.

В рамках литературного объединения предлагаются новые формы деятельности. Например, при подготовке научно-исследовательской работы “Творческая лаборатория Ф.М. Достоевского. Возникновение замысла и путь художественной мысли от автобиографического и литературного факта к образу и сюжету” по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” были предложены:

  • подборка материалов и литературы по теме исследования в Санкт-Петербурге;
  • консультация с сотрудниками Института русской литературы (Пушкинский дом), музея-квартиры Ф.М. Достоевского;
  • работа в Российской национальной библиотеке с текстами 19 века, не переиздававшимися в 20 веке.

Вот один из фрагментов этой работы:

Другим, не менее важным литературным материалом, использованным

Ф.М. Достоевским, является рассказ П.Н. Горского “Бездольный”.

Е.М. Хмелевской было высказано предположение, что “гибель Мармеладова под колесами экипажа, возможно, была подсказана такой же смертью одного из героев” рассказа П.Н. Горского “Бездольный” (Достоевский и его время 1971: 258).

Б.Н. Тихомиров обращает внимание на то, что в изображении Достоевского и Горского также перекликаются и некоторые частные детали: “Как и Катерина Ивановна, вдова раздавленного чиновника Бездольного восклицает: “Ведь я по миру должна идти!”, а сострадательный барин дает ей на похороны ту же сумму, что и Раскольников, – 25 рублей” (Б.Н. Тихомиров 2005:203).

Однако, как мы считаем, необходим сопоставительный анализ фрагментов рассказа Бездольный и романа “Преступление и наказание”. Попытаемся выявить перекликающиеся художественные детали в произведениях.

Фрагменты из рассказа П.Н. Горского “Бездольный”. Смерть Сергея Бездольного

…Но Сергей Бездольный лежал среди тротуара бледный, как мрамор, с закрытыми ввалившимися глазами, с текущей горлом кровью по манишке, по сюртуку, по всему… (П.Н. Горский 1863: 3)

…Поплелся Бездольный отнес и, насилу волоча ноги, возвращался назад. Только что он стал переходить Невский у Полицейского поста, как вдруг под самым носом послышался топот коней и повелительное “Поди!” Едва он успел оглянуться, как дышлом его садануло в плечо, больные ноги задрожали, он ахнул, свалился и только успел крикнуть, как Богу душу отдал. Лошадь просадила череп копытом, раздавила, как скорлупу, а проехавшие через брюхо два колеса выдавили кишки… (П.Н. Горский 1863: 21)

Фрагменты из романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Смерть Мармеладова

На земле лежал только что раздавленный лошадьми человек, без чувств по-видимому, очень худо одетый, но в “благородном”платье, весь в крови. С лица, с головы текла кровь; лицо было всё избито, ободрано, исковеркано. Видно было, что раздавили не на шутку… (Ф.М. Достоевский 2004: 189)

… Вся грудь была исковеркана, измята и истерзана; несколько ребер с правой стороны изломано. С левой стороны на самом сердце, было зловещее, большое, желтовато-черное пятно, жестокий удар копытом. Доктор нахмурился. Полицейский рассказал ему, что раздавленного захватило в колесо и тащило, вертя, шагов тридцать по мостовой… (Ф.М. Достоевский 2004: 196)

Как видим, наблюдаются совпадения художественных деталей. (“Кровь” на героях, роковые “колеса” экипажа, “жестокий удар копытом”). Оба героя

оказываются залитыми кровью, что подчеркивается обоими писателями. И Горский, и Достоевский подробно описывают обезображенные тела своих героев.

Сергей Бездольный умирает посреди тротуара, а Мармеладов – дома, ему ещё предстоит последняя встреча с Катериной Ивановной, детьми и, главное, с Соней: “ - Соня! Дочь! Прости! – крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана, прямо лицом наземь; бросились поднимать его, положили, но он уже отходил. Соня слабо вскрикнула, подбежала, обняла его и так и замерла в этом объятии. Он умер у неё на руках”.

Перед нами символическая сцена. Мармеладов умирает на руках у своей дочери. Далее в романе рядом с Соней оказывается и Раскольников.

Как видим, Достоевский творчески переработал эпизод из рассказа П.Н. Горского “Бездольный”, описав страшную сцену гибели своего героя, но дав возможность Мармеладову получить прощение дочери.

Таким образом, деятельность литературного объединения позволяет процесс работы с детьми изменить так, чтобы была дана возможность учащимся для проявления собственной активности, заинтересованности, вдохновения, интереса.