ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Литература

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству

Добавлено: 2017.08.12
Просмотров: 19

Шорникова Надежда Леонидовна, учитель начальных классов, психолог

ЦЕЛЬ: - продолжить знакомство с устным народным творчеством и промыслами русского народа.

ЗАДАЧИ:

  • образовательные: расширить кругозор детей о промыслах и творчестве русского народа; познакомить с историческими сведениями о народных промыслах;
  • воспитательные: прививать любовь к разным профессиям людей, уважение к старшему поколению; рациональная организация активной познавательной деятельности учащихся; создание доброжелательной, рабочей атмосферы; нравственно трудовое эстетическое воспитание.
  • развивающие: развивать технику чтения речь детей логическое мышление, используя различные задания.

ОБОРУДОВАНИЕ: русские народные костюмы, виды изделий: сундучки, расписные жостовские подносы, различные вышивки, самотканые изделия (рушники, скатерти), вязаные изделия крючком, книги, открытки, альбомы: "Народные промыслы России”, “Хохломская роспись”, “Игрушки бабушки Ульяны” (дымковские игрушки), “Голубое чудо Гжели” и т.д.; самовар, расписные деревянные ложки, скатерть с вышивкой, картина вышитая “Красная Шапочка”, компьютер.

Классная комната – старинная изба: на заднем плане – макет печи, около нее – стол, накрытый скатертью, на котором находятся самовар, лежат расписные ложки, расставлены сундучки, жостовские подносы. На стенах класса - вышитые, вязаные изделия, рушники.

Из уст в уста,

Из рук в руки.

От деда к отцу,

От отца к внуку.

Музыкальная заставка (на компьютере звучит музыка)

Презентация

За столом сидят хозяин с хозяйкой в русских народных костюмах.

Появляются гости с песней “Пойду ль я выйду ль я ли…”. Девочки в ярких сарафанах и пестрых кофточках, на плечах цветные шали. Мальчики в рубашках на выпуск, отделанных яркой тесьмой. Гости кланяются хозяевам, рассаживаются.

ХОЗЯЙКА: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

ХОЗЯИН: Веселья вам, да радости!

ХОЗЯЙКА: Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

ХОЗЯИН: У нас для каждого найдется и местечко и словечко!

ХОЗЯЙКА: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому- правду, кому- песенку.

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы продолжим знакомство с промыслами русского народа. “Золотые россыпи”. Золото. Русь!

- А как вы понимаете, “золотые россыпи” - Что это? (ответы)

УЧ.: Но еще можно назвать “Золотыми россыпями” - сказки и былины, загадки и пословицы, шутки и песни, составленные народом русским. И все это радует людей, значит, делает их счастливыми, добрыми, радостными.

УЧИТЕЛЬ: Русский народ – сказал известный русский писатель Алексей Николаевич Толстой – создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

- Ал. Н.Толстой говорит об изустной литературе. (слово на доске)

- Как вы это понимаете?

УЧИТЕЛЬ: Их поколения в поколения передавались и сказки, и пословицы, поговорки и загадки, песни и шутливые диалоги.

- Давайте послушаем шутливые диалоги, которые подготовили нам ребята.

Девочка: Федул, что губы надул? Девочка: Фома, что из леса не идешь?
Мальчик: Кафтан прожег. Мальчик: Да медведя поймал.
Девочка: Можно зашить. Девочка: Так веди сюда!
Мальчик: Да иглы нет. Мальчик: Да он не идет!
Девочка: А велика ли дыра? Девочка: Так сам иди!
Мальчик: Один ворот остался! Мальчик: Да он меня не пускает!
Девочка: Сынок, сходи за водицей на речку! Мальчик: Что ваши девчата делают?
Мальчик: Брюхо болит! Девочка: Шьют да поют!
Девочка: Сынок, иди кашу есть! Мальчик: А матушки?
Мальчик: Что ж, раз мать велит – надо идти! Девочка: Порют да плачут!

УЧ.: Ребята! Из ваших уст прозвучали сейчас шутливые диалоги. Многие из вас, готовясь к данному уроку, побывали в библиотеке.

- Какие сказки вы принесли?

- Что вас заинтересовало? (ответы детей)

Шутливые диалоги, докучные сказки, песни любили в народе и при каждом удобном моменте о них не забывали. Также не забывали и о частушках.

- Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая!

4-е девочки выходят плясать, исполняя частушки.

1 дев.: Шире круг, шире круг.
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре!
3 дев.: А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала – подружки.
2 дев.: Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
4 дев.: По деревне я шла
И Ванюшку видела -
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
1 дев.: Я плясала в три ноги.
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат!
3 дев.: Сидит ежик на березе -
Белая рубашка,
На головке – сапожок,
На ноге фуражка.
2 дев.: Балалаечка – гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет!
4 дев.: Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки!

- Молодцы, девочки, хорошо спели! Но на дом, на прошлом уроке вы получили задание такое: побеседовать со своими бабушками и записать частушки, которые они исполняли в молодости.

- У кого была интересная беседа?

Дети зачитывают записанные частушки со слов бабушек и дедушек.

1-я гостья: Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

2-я гостья:

Ныне гуляшки, завтра гуляшки -
Находишься и без рубашки.

Один из гостей обращается к ворчуньям.

- Акуля, что шьёшь не оттуля!

2-я гостья: - А я, батюшка, еще и пороть буду!

УЧ.: Эх ворчуньи, ворчуньи. Все б вам ворчать. Пора бы и делом заняться.

Знаете ли, ребята, что длинными зимними вечерами наши дедушки и бабушки не только пели и веселились, но и занимались разными интересными делами.

НЕВЕРЯ: Да чем же можно заняться?

УЧИТЕЛЬ: Да вот хотя бы вышивкой.

Стихотворение звучит на фоне русской народной музыке (компьютер)

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.

На компьютере звучит песня про лен “В темном лесе…” и 4 девочки исполняют танец с рушниками

- Ребята, посмотрите у наших девочек в руках сейчас находятся вышитые изделия.

- Вам знакомы они?

- Каково их назначение?

Это самотканые рушники – полотенца для рук.

А также столы убраны тоже самоткаными столешницами.

УЧИТЕЛЬ: Вышивали не только рушники, но и подушечки, занавески, скатерти, покрывала и подзоры.

- А что такое подзор, кто-нибудь знает? (ответы)

Но кроме этого вышивали даже и картины. Вот одна картина есть у нас и на уроке.

- Из какой сказки взят сюжет? (“Красная Шапочка”)

А вот вышивальщица Валентина Васильевна Грумкова (показ фото) из рязанской области вышивала эпизоды из былин.

Наши прабабушки, бабушки вышивали различные узоры, украшали замысловатыми орнаментами и свои одежды.(показ фото вышитой одежды по компьютеру)

Вот что сказано об одежде горожан г. Кашина из книги Кирикова (стр. 162)

Показать фото кокошника, сороки – фото по компьютеру

“…Рубахи горожан вышиты по кисейным рукавам белым тамбуром. Формы растительного орнамента привлекают легкостью, изысканностью и разнообразием .

Декоративными эффектами пленяют парчовые душегрейки… Пышная отделка этой праздничной одежды с броскими, но тонко согласованными сочетаниями оттенков растительного орнамента и отблесками золота и серебра, особенно в движении”.

ХОЗЯЙКА: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать.

Угощает всех конфетами, которые лежат в вазах

УЧИТЕЛЬ: Русский народ передавал из поколения в поколение загадки, шутки, сказки.

- Какие вы русские народные сказки знаете?

Вот и сейчас мы с вами станем участниками современной “Курочки рябы”, которую тоже создал народ, но уже наш – современный.

- В сказке встретится слово САЛОП – это широкое женское пальто, особого фасона.

Показ фото по компьютеру

Один из гостей: Жили-были дед да баба,
Была у них курочка – ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое – золотое.
Дед: Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба: Эй, старик, проснись скорей! Баба: Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки!
Дед: Волки, что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Дед: Пусть смеются, мне не жалко!
Баба: Да смотри, что я нашла:
Наша курочка – Пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Баба: Да уймись ты, не кричи,
Вот упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи,
Ох, не мил мне белый свет!
Дед: Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Дед: Я хозяин или нет?!
Баба: Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое!
Баба: Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Все куда-то подевалось!
Дед: Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Дед: Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили
И работать, как всегда!
Баба: Погляди, горит как жар. Баба: И шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед: Не случился бы пожар! Дед: Только то, видать надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!
Баба: Ох, горит, слепит глаза! Баба: Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья
Дед: Чудеса! Дед: вместе:
Баба: Чудеса! Баба: Заходите без стесненья.
Дед: Ты в сундук запри его.

(стук в дверь)

Баба: Нету дома никого!
Ишь, соседей, как на зло,
Ненароком принесло.
Дед: Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба: (возвращаясь)

В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.

1-я дев.: Счастья вам хозяин с хозяйкой!

2-я дев.: Большого здоровья!

3-я дев.: С новым вас урожаем!

4-я дев.: С вкусными блинами!

Ставят на стол блюда с блинами

Пока гости угощаются:

- А какую русскую народную сказку вы хотите прочитать? “Лиса и козел”.

- Чему учит эта сказка?

- Какая пословица соответствует этой сказке?

На доске пословицы:

“Работа хвалит мастера”.

“Семь раз отмерь, один раз отрежь”.

- Как ее можно понять?

Ребята из нашего класса подготовили такие пословицы:

На новое вам лето,
На красное вам лето,
Куда конь хвостом,
Туда и жито кустом.
Куда коза рогом,
Там и сено стогом.
Кто любит трудиться,
Тому без дела не сидится.

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Где труд – там и счастье!

УЧИТЕЛЬ: В книгах, которые сейчас перед вами находятся, вы найдете много слов о труде, о счастье.

- Давайте зачитаем их!

Башкирская сказка “Золотые руки” из сборника сказок “Как братья отцовский клад нашли”

“Мое богатство всегда при мне...”

“Мое богатство – в моих руках и в моем уменье”

- А как вы понимаете последние слова, которые стали в жизни пословицей?

- Иногда руки называют золотыми. Почему?

- Кто может сказать эти прекрасные слова о руках своих близких, родных? И почему?

- А что еще могут наши руки?

Один из гостей: Еще издавна руки умельцев брали остроконечные ножи и вырезали различные узоры. Они изготовляли украшения для дома, утвари, шкатулки, сундучки.

- Какие книги о резьбе вам встретились в библиотеке?

Зачитывают об изготовлении сундучков

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите, в компьютере даны фото сундучков, шкатулок, которым уже много лет. Ларцы изготовили мастера Вепревы из Верхнего Устюга. Эту фамилию носило полдеревни.

- Почему? (ответы детей)

А вот резные сундучки, которые выполнили современные умельцы. Возможно, что эти работы могут принадлежать молодым мастерам: Балагурской, Остроумовой или даже Вепревой, той самой, предки которой передали свое мастерство и тайны резьбы из поколения в поколение.

Вы, гуляя по поселку, не раз обращали внимание на необыкновенные дома, окошки, украшенные резьбой.

- Как вы думаете, - эту резьбу выполнили давно или недавно?

Показ фото старой части поселка с резными домами по компьютеру

Вот нижняя часть нашего поселка, в основном состоит из таких домов. Посмотрите, как еще украшали свои дома мастера.

Показ фото “Кашин” - резьба

Беседы о росписях

УЧИТЕЛЬ: Украшали свои жилища умельцы и вышивкой, и резьбой, а росписи то какие были разные? Загляденье просто!

а) Деревянные изделия расписывают в Хохломе, Городецке, Палехе и др. местах.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Ученик: Любовались гости чудом
Громко восхищались –
Городецкой красотой
Сраженные остались!

Родиной Городецкой живописи, а точнее, росписи по дереву – старинный волжский город Городец.

Показ фото города по компьютеру

Умельцы города издавна славились умением плести деревянное кружево. Богатейшая резьба украшала избы, прялки, посуду, игрушки. Но через десятилетия здесь возник новый промысел, где роспись вытеснила резьбу. Мастера изготовляли и расписывали этими и другими узорами (показ рисунков) несложную мебель, детские стульчики, полочки. Сложилась своя неповторимая манера, для которой характерны: простодушие, радость, искренность и наивность. Наталья Васильевна молодая еще мастерица, но уже известна своим умением выводить яркие цветы, сказочных лошадей, птиц. Посмотрите, с каким увлечением и интересом занята она своим мастерством.

Показ фото

На весь монитор компьютера – узор Городецкой росписи.

Девочка: Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони
Молодецкая стать.
Посмотрите на роспись –
Сочность красок манит,
Городецкая роспись
Душу нам веселит.

Читает и показывает на изображение росписи

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ.

А вот другая роспись, чуть отличная от Городецкой. В чем различие, вы сейчас узнаете. Возникла эта роспись в селе Хохлома Горьковской области. От названия села и пошло название росписи – Хохломская. Роспись горьковских мастеров отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

Показ изделий и фото по компьютеру

На весь монитор компьютера – фото хохломы

Мальчик: Золотая хохлома
Ею не налюбуешься,
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.

ПАЛЕХ

Материал по компьютеру

Есть на Руси небольшой поселок по названию Палех. Здесь с незапамятных времен сельские умельцы расписывали иконы.

Позже этот промысел перерос в другой – роспись яркими красками по черному фону. А расписывали умельцы шкатулки, табакерки, сундучки лаковые. Сюжеты для своих росписей им подсказывала сама жизнь, а главное сказки.

Показ фото

Интерес к этому промыслу огромен не только на Руси, но и за рубежом знают и ценят работы наших мастеров. (показ японского журнала с иллюстрациями палеха).

Вот и вправду говорят, что у этих людей золотые руки. А изделия можно назвать “Золотыми россыпями”.

Свой дар отец передавал сыну, мать дочери. Поэтому и до нас дошли все эти ремесла. Поэтому и вам нужно обязательно научиться всему, что умеют ваши родители, бабушки, дедушки.

ГЖЕЛЬ

Но расписывать можно не только деревянные изделия, но и изделия из глины.

Ученик: Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье,
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.

Показ изделий и материала по компьютеру. Назвать авторов

ДЫМКОВО

Есть на Руси и селение Дымково.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкой своей!
В ней нету цвета дымного
Серости сырой
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости.
Гремящей, как басы!
Простые по форме, а радуют взор
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей – кА.

Показ изделий, фото по компьютеру. Назвать авторов

Имя замечательной мастерицы Ульяны Ивановны Бабкиной упоминается практически во всех изданиях, посвященных русскому народному искусству. ЕЕ игрушки получили название – игрушки бабушки Ульяны.

Показ фото мастерицы и материал по компьютеру

МАТРЕШКИ

Как две радуги – брови
Губы – маки,
Пунцовый наряд.
И румянцем, свежее моркови,
Глянцевитые щеки горят.

- Ну что, узнали? Эта наша матрешка. Ей почти 100 лет.

Материал по компьютеру

- Чем отличается матрешка от других игрушек?

- Хотели ли вы иметь дома у себя эту игрушку. Почему?

ЖОСТОВО

Кто смел раскинуть на подносе
Такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
Едва ль ответ не спрячешь ты.

Смел смелый, смелая сумела,
Из-под руки, как ветерки,
Как стая ласточек, взлетела,
Разбрасывая лепестки.

Кипель восточная. И странно –
Она напомнила на миг,
Как возникает из тумана
Давно готовый к жизни стих:

То восклицаньем, то вопросом,
То в полумраке, то в огне,
То звонким жостовским подносом.
Вдруг полыхнет на белизне.

Читая стихи, дети держат подносы и заставка на компьютере

Вот и увидели мы с вами каких умельцев – подарили нам великая матушка Русь!

Следующий наш разговор пойдет под девизом: “Делу время – потехе час!”

- Над этой пословицей стоит подумать. Итак, как вы понимаете пословицу?

- И так “Делу время?” “Отдыхать же будем час”.

Давайте отдохнем!

Некоторым ученикам понравились книги с загадками. А кто первый будет начинать мы сейчас узнаем, посчитавшись.

СЧИТАЛКА: Заяц белый, куда бегал?
В лес дубовый.
Что там делал?
Лыки драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион. Выйди вон.

Дети загадывают загадки

- Ребята! А вам понравилась считалка? Давайте ее выучим.

ИТОГ

Еще совсем недавно ваши бабушки и мамы пели вам колыбельные песни.

- Вот и мы сейчас споем с вами колыбельную песню.

Поют и качают кукол

Итак! Поспали, отдохнули, давайте просыпаться.

А вот кого-то будит бабушка и рассказывает о тех вещах, которые хранятся в доме много лет. И говорит своей внучке: “Нарисуй, моя голубушка, орнамент с этой чашки и отнеси его своей учительнице. Пусть полюбуется на красоту русскую”. И я уверена, что каждый из вас сегодня порадует и меня, и присутствующих здесь такими рисунками. Давайте сделаем выставку этих рисунков.

Ты играй, моя гармошка,
Ты подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй.

Пока мальчик читает стихотворение, тихо звучит гармонь по компьютеру

- А сейчас, ребята, вы составите на доске узор Городецкой росписи

Гармонь звучит громче

- Что вам больше всего понравилось?

- Чем бы вы хотели заняться и чему научиться?

Домашнее задание: Нарисовать понравившийся узор.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Журналы “Начальная школа” № 4 – 1991; № 1,11,12 – 1992; № 3,8 – 1993; № 2,5,6,9 –1997; № 3 – 1998.
  2. Кириков Б.М. Кашин. – Ленинград: “Художник РСФСР”. 1988.
  3. Сборник башкирских народных сказок “Как братья отцовский клад нашли”. – Уфа, 2001.
  4. Сборник сказок, загадок, пословиц, поговорок. – М., 1999.
  5. Японские журналы за 1996 – 1998 гг.