ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Биология

Воспитательные аспекты обучения биологии, или Как научиться быть людьми?

Добавлено: 2017.08.17
Просмотров: 34

Будымко Инна Евгеньевна, зам. директора по УВР, учитель биологии

Знаменитая фраза Цицерона: "О времена! О нравы!", как нельзя лучше, отражает нашу современную действительность, где царят власть, деньги, воровство, разврат, насилие и коррупция. Что можно противопоставить этим антиценностям? Современная школа практически признаёт свою беспомощность перед реалиями жизни, где зло побеждает добро, безнравственность - духовность. Согласно социологическим опросам, после школы 23% девушек готовы работать “девушками по вызову” и не видят в этом нравственной проблемы.

Каким ценностям отдать предпочтение? Ради чего жить? Как научить молодых людей не просто жить, а жить достойно, т.е. в соответствии с высшими нравственными критериями: добром и милосердием - по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту?

По-мнению Е.В. Бондаревской, драма современного воспитания - в утрате его смыслов. Воспитание переживает кризис "переходного периода", который связан с тем, что "целостное воспитание, характерное для традиционного общества и традиционной школы, распалось, а новое общество "переходного периода" ещё не обрело свой культурно-воспитательный идеал."

Возможно ли что-то сделать в данных условиях? Помочь в выходе из кризисной ситуации может переход к личностно-ориентированному образованию. Также необходим поиск новых подходов и новых смыслов воспитания.

Личностно-ориентированный подход в отличие от традиционного отказывается формирования определенных свойств и качеств личности, важно показать ученику нормы социальной жизни, помочь сформировать отношение и определить собственную деятельность, взять на себя ответственность за результат своего поведения.

Мы с начала знакомим учащихся с нормами социальной жизни, например с правилами дорожного движения. А дальше предлагаем им ответить на вопросы, которые позволяют выявить отношение ребёнка к данной социальной норме:

  • Как вы относитесь к правилам дорожного движения?
  • Всегда ли вы соблюдаете их?
  • Если вы осознанно нарушаете правила, понимаете ли вы что берёте ответственность на себя за своё здоровье и здоровье тех, кто, возможно, пострадает по вашей вине?

Чтобы обрести себя, человеку нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, научиться решать проблемы, раскрыть мир собственного "Я" и научиться управлять им. Именно эти задачи должно решать воспитание.

Не будем вдаваться в спор о том, что важнее: знание или воспитание. Одинаково опасен безнравственный профессионал и добродушный незнайка. Воспитание не возможно без знаний, это две стороны единого целого. Но порой задачи воспитания намного труднее и важнее задач обучения. Поэтому в ЛОО воспитание является приоритетным.

Реализация воспитательного потенциала урока возможна:

  1. через отбор содержания материала;
  2. через структуру урока;
  3. организацию общения.

Само содержание, ориентированное на знание, для учащихся нейтрально. Задача учителя состоит в том, чтобы содержание с уровня знаний перевести на уровень личностных смыслов, чтобы оно воспринималось учащимися как какая-либо ценность (социальная, нравственная, эстетическая и т. д.). Для этого необходимо, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся.

Переход от нейтрального знания к личностно-значимому можно изобразить следующей схемой.

Именно отношение ученика к тому или иному явлению определяет его поведение. Поэтому воздействовать необходимо за счет создания определенной воспитательной ситуации.

При конструировании заданий воспитательного характера необходимо учитывать особенности учащихся средних и старших классов. В подростковом возрасте идет интенсивное физическое и социальное созревание личности, знакомство с художественными и нравственными ценностями. Поэтому необходимо включать подростка в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивированного отношения, творчества, помогать в оценке и самооценке своих действий. У старшеклассников прежде всего идет духовно-нравственное развитие личности, поиск смысла жизни, познание истины, физическое и нравственное самосовершенствование, вхождение в жизнь общества, жизненное самоопределение, социально-психологическая адаптация. "Здесь механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных и естественных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуации выбора, жизнетворчество, саморазвитие." (Е.В. Бондаревская)

Задания воспитательного характера можно классифицировать по следующим направлениям.

1. Задания на выявление отношения к знаниям

  • Может ли человек жить без сердца? Почему? Каких людей называют бессердечными? Может ли жить бессердечный человек?
  • Какие организмы биологи называют паразитами? Приведите 1-2 примера. Как ты считаешь, а встречаются ли люди-паразиты?
  • Что такое симбиоз? Можно ли любовь назвать симбиозом? Ответ поясните.
  • В ночь на Ивана Купалу, по народным преданиям, совершаются самые невероятные чудеса. Расцветает цветок папоротника и тому, кто это увидит, подвластны все тайны и чары. Такова легенда. Можно ли в природе наблюдать цветение папоротника? Почему? Как можно объяснить, что каждый год сотни (а, может, и тысячи) людей отмечают этот праздник? Как ты относишься к этой традиции? (Чему учит нас эта легенда?).

2. Поиск выхода из жизненной ситуации (решение жизненных ситуаций)

  • "Жизнь - это движение". Почему мы так говорим? Вспомни, какие ощущения и чувства ты испытываешь, когда играешь в футбол или танцуешь? Есть люди, которые от рождения или в результате травмы, оказались прикованными к постели, они ограничены в движении. Если бы ты был инженером (архитектором, соседом и т.п.), чтобы ты предложил для таких людей?
  • Кто такие грибы-трутовики? Почему они наносят урон лесному хозяйству? Как ты поступишь, если твой друг предложит весной взять березового сока?
  • Что такое СПИД? Чем опасно это заболевание? Как ты поступишь, если узнаешь, что твой друг (одноклассник, близкий тебе человек) ВИЧ-инфицирован?

3. Задания на понимание смысла

  • Как ты понимаешь высказывания: "доброе сердце", "горячее сердце", "холодное сердце"?
  • Что такое корень? Какую роль он играет в жизни растения? Что такое "корень зла"?

4. Задания оценивающего характера

  • Какие качества характера тебе сегодня помогли в выполнении лабораторной (практической, самостоятельной) работы?
  • Поставь себе оценку за I (II, III, IV) четверть по биологии, которую тебе хотелось бы получить. Как ты считаешь, что для этого тебе надо сделать? Совпала ли твоя оценка и оценка учителя? Как ты считаешь, почему?
  • Справедливо ли я поступлю, если поставлю пять за списанную работу (не допущу к уроку тех, у кого постоянно нет учебника и тетради)?
  • Честно ли поступают те, кто списывает домашнее задание? Списываешь ли ты сам? Даешь ли списывать другим?

5. Творческие (креативные) задания

  • Придумай рекламу белкам, жирам, углеводам и нуклеиновым кислотам (исходи из того, какую роль они играют в клетке).
  • Сравни системы органов животных с явлениями, объектами нашего города. Что бы ты посоветовал мэру и жителям нашего города? Какие выводы сделаешь для себя?
  • Сочини сказку о дружбе корней, листьев и стебля растения.
  • Напиши благодарственное письмо от имени цветка (например, шиповника) пчеле.

Опыт работы показывает, что учащиеся 6-7 классов хорошо откликаются на задания 1 группы (задания на выявление отношения). Вот как ответили шестиклассники на одно из подобных заданий: “Известно, что в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, могут родиться дети с различными отклонениями в развитии. С нарушением каких процессов это связано? Выскажи свое отношение к этой проблеме, продолжив предложение: "Я ..." ("Мне ...").

  • Мне жалко таких людей, раз они злоупотребляют алкоголем, значит, у них нет цели в жизни.
  • Я думаю, что родителям не нежно пить.
  • Мне не хочется жить в такой семье.
  • Мне кажется, чтобы твой ребенок был здоровым, надо не пить и не курить.
  • Мне очень жаль этих детей.
  • Я переживаю за этих детей.
  • У меня возникает жалость к этому ребенку и хочется сказать, что курить и пить опасно – от этого зависит жизнь ребенка.

Старшеклассникам более интересны задания на решение конкретной жизненной ситуации. Например, десятиклассникам был задан вопрос: “Что такое СПИД? Чем опасно это заболевание? Как ты поступишь, если узнаешь, что твой друг (одноклассник, близкий тебе человек) ВИЧ-инфицирован?”. Вот некоторые примеры их ответов.

  • Если мой друг или близкий окажется болен СПИДом, я постараюсь оградить его от себя.
  • Я схожу и проверюсь у врача. А потом, наверно, если это мой друг, то перестану с ним общаться; если одноклассник, то перейду в другой класс. А вот насчет родственника – я не знаю, чтобы сделала.
  • Буду его игнорировать. Не буду с ним общаться. Посоветую обратиться к квалифицированному врачу.
  • Я буду стараться относиться к нему так же, как и прежде, хотя в душе будет жалость и, не скрою, отвращение. Я думаю, у этого человека измениться миропонимание, и мне будет интересно понаблюдать за этим человеком с психологической точки зрения.
  • Я не знаю, что буду делать в этой ситуации.
  • Я буду продолжать общаться с этим человеком, т.к. он сейчас одинок и знает, что обречен. Конечно, я посочувствую ему, спрошу, что ему хочется, как ему помочь, чтобы он почувствовал поддержку.
  • Мое отношение к этому человеку не изменятся, даже, если от него все отвернутся.
  • Не зависимо от того, кто он мне – друг или близкий, родной человек, я помогу ему морально и поговорю с ним, чтобы он смог высказать свое горе. Посоветуюсь и проконсультируюсь с врачом. И что возможно я сделаю.
  • Я сильно удивлюсь и даже буду в шоке. Но нельзя бросать этого человека. Надо помочь ему хотя бы вниманием и общением.

Можно привести примеры и творческих заданий.

1. Придумайте рекламу органоидов и частей клетки.

  • Привет! Вас приветствует фирма “Лизосомокорпорейшн”. Наши сотрудники без труда очистят ненужные части клетки: как мертвые, так и утратившие свою роль. Также мы предоставляем особую услугу - переваривание пищи внутри клетки. Обращаться по адресу: ул. Клетка, дом Цитоплазма. (10 кл.)
  • Хромопласты – жизнь в цвете. Реснички обязательно нужны – ты сними без пыли, чистым воздухом дыши. (10 кл.)
  • Вот и рибосома, похожая на снеговика, которая состоит из информационной РНК и участвует в синтезе белка. Центриоли, центриоли, до чего же вы малы, в центре клетки вы нужны для деления клеточки. (10 кл.)

2. Сравнение органоиды и части клетки с явлениями или объектами окружающего мира.

  • Предположим, что клетка – это школьный класс. Стены – плазматическая мембрана, ограничивающая внутреннее содержимое от внешней среды. Окна и двери – это каналы плазматической мембраны, обеспечивающие транспорт веществ. Проходы между парт – эндоплазматическая сеть, которая пронизывает все пространство внутри клетки. Учитель – ядро - главная часть клетки, которая отвечает за сохранение и передачу информации. А ученики – это аппарат Гольджи, накапливающий “информацию учителя”. (Юля М.,10 кл.)

3. Напиши благодарственное письмо зеленому растению.

“Здравствуйте, зеленые растения! Я пишу вам, потому что вы самые важные для меня растения. Пожалуй, не только для меня, но и для всех людей на планете, потому что ваш организм способен углекислый газ превращать в кислород. А он необходим для дыхания всех живых организмов на Земле. С такой работой не справилась бы ни одна очистительная фабрика! Недавно в школе мы прошли процесс фотосинтеза, и я был удивлен вашими способностями образовывать органические вещества на свету в хлоропластах из углекислого газа и воды. Так же ты украшаешь Землю, и с твоей помощью она становится пышной и красивой.

Но, к сожалению, сейчас деревья вырубают с большой скоростью, и может это письмо не дойдет до вас, но я хочу пожелать вам удачи и спросить: “Хорошо ли вам живется в нашем климате?”. (Николай Ш.,6 кл.)

Подобные задания не могут оцениваться учителем в привычном понимании этого слова. Задания 1 - 4 группы позволяют выяснить отношение ребёнка к той или иной ситуации, учитель наблюдает, может выразить своё отношение к обсуждаемой проблеме, выборочно оценки могут быть выставлены за отдельные задания (и только положительные). Оценки за творческие задания выставляются с учётом определённых критериев (оригинальность, соответствие выбранной форме и т.д.). Но, не забудьте в любом случае поблагодарить ребят за искренность, честность и доброжелательность.

Таким образом, результатом ЛО воспитания является развитие субъектности школьника, т.е. способность выбирать жизненные ценности и адекватно оценивать результаты собственной деятельности, брать на себя ответственность за свой выбор, ценить свою индивидуальность не в ущерб другим. А одна из главных задач учителя - помочь ребенку стать человеком.

P.S. В данной статье представлен опыт реализации воспитательного потенциала урока биологии через содержание учебного материала. Это стало возможным благодаря участию в работе творческой лаборатории учителей биологии под руководством к.п.н. Ольги Геннадьевны Селивановой (Кировский ИПК и ПРО).

Используемая литература.

Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.- 352 с.