ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Игры

Урок-игра "Крылатые выражения"

Добавлено: 2017.08.24
Просмотров: 33

Федотова Нина Александровна, учитель начальных классов

Цель: показать многогранность русского языка через употребление фразеологических оборотов.

Задачи урока:

  • Познакомить детей с крылатыми выражениями, научить употреблять их в речи.
  • Научить употреблять в своей речи слова разных стилей языка.
  • Познакомить со словарями и их ролью в жизни человека.
  • Развивать речь, память, мышление, воображение.
  • Воспитывать любовь к родному языку.
  • Развивать артистические способности.

Оборудование: картины с изображением фразеологических оборотов, жетоны-совушки, напечатанные фразеологические обороты, карточки с картинками, словари для выставки, костюмы для сценки, призы-книги.

Ход урока.

1. Актуализация внимания.

  • Какие виды речи вы знаете?
  • Приведите примеры устной речи. Почему она так называется?
  • Из чего состоит письменная речь? (буква, слово, предложение, текст)

Чтобы правильно написать какое-то слово, мы обращаемся за подсказкой к словарю.

2.Сценка “Словарь” и выставка словарей толкового, фразеологического, орфографического, словарь синонимов и антонимов, омонимов.

Цель: познакомить с различными видами словарей, со словами, пришедшими из разных языков. Заострить внимание на фразеологическом словаре.

На сцену выходят “подданные” и с поклоном встречают “государя”.

Секретарь 1.

В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.

Секретарь 2.

Правит ими государь…
По прозванию Словарь.

Секретарь 1.

Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.

Секретарь 2.

И среди своих законных
Слов в отечестве рождённых,
Есть под властью словаря
Много слов иноплемённых,
Издалёка завезённых
Через горы и моря

Ученик 1.

Герой – это слово
По морским волнам суровым
К нам из Греции пришло
И при этом не одно

Ученик 2 и 3.

Много слов родили греки
К нам от них в далёком веке.

Ученик 4.

Математика пришла,

Ученик 5.

С ней грамматика пришла.

Ученики 6 и 7.

Слов иных был путь задымлен,
Но, наверно, в добрый час
К нам пришли от древних римлян

Ученик 8.

Слово “цирк” и слово “класс”

Словарь.

А из Франции…

Ученики 9, 10. Привет!

Ученик 9.

К нам пожаловал балет,
И театр, и актрисы,
Декорации, кулисы.

Ученик 10.

Дирижер и режиссёр
Костюмер и билетёр

Ученик 11.

Персонаж, танцор, сюжет.
Бис, антракт, фойе, буфет,

Словарь.

А из Англии…

Ученик 11.

Футбол.
Прямо в бутсах к нам пришёл.

Ученик 13.

Вслед за ним пришёл хоккей,
А до этого жокей.

Ученик 14.

Теннис, яхта, бокс, рекорд
Чемпион, тайм – аут, спорт

Ученик 15.

И явился, например,
К нам от немцев офицер,
С офицером в свой черёд
К нам приехал бутерброд.

Ученик 16.

На конях не одиноко
Прискакал ямщик с Востока
Был он в красном кушаке
И сидел на облучке.

Ученик 17.

Он привёз с собой башмак
Он привёз с собой армяк
И чулки и шаровары,
И словечко тары-бары

Ученик 18. (в цилиндре)

Уважаем Государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,Э
Не однажды за советом
Обращался к Словарю

Ученик 19.

Он связует новь и старь,
И тебе, всегда, как другу
Оказать готов услугу.

Все.

Русской речи государь
По прозванию Словарь

3. Тема занятия “ Крылатые выражения”. Что это за выражения? Почему их так называют?

Крылатые выражения – это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом. Они употребляются в переносном значении и взяты из художественной литературы.

4. Сегодня мы проведём игру и выясним, кто из вас запомнит и объяснит большее количество крылатых выражений

Цель: активизировать внимание, включить память, уметь услышать и объяснить, крылатые выражения.

Класс разделён на 3 группы. Я читаю рассказ, а вы в команде записываете крылатые выражения. Чья команда запишет больше, та получает жетон - совушку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами сходим, поохотимся. Рыбу будем удить. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку.

Договорились прийти субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят к тётке на воскресенье.

Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться.

Вот пустомеля, всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки, конечно, слезы в три ручья.

Ничего, ребятишки, успокоил дед, со мной пойдём рыбу ловить. Рыбу поймали, костёр развели. А уха была, ни в сказке сказать, ни пером описать.

Каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку) Можно ли дать такую иллюстрации? Рыбак с удочкой, которой пойманы дети. Команды зачитывают обороты.

5. Найдите устойчивые обороты из стихотворения. Что они обозначают?

Цель: развивать логическое мышление при анализе стихотворения. Уметь выделять крылатые выражения.

1 команда. 2 команда.
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
Оказался молодцом
Смог осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу

3 команда.

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость
Лампу, плащ и шляпу.
И верёвку и тряпку
Но никогда и нигде
Не вешать носа в беде.

6. Из истории оборотов. (Сообщение)

Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95см. а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво. Работают спустя рукава, а о людях, которые работали, умело - работают – засучив рукава, хотя рукава могут быть короткими. Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил верёвки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься-попадает в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив, останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.

Выражение кричать во всю Ивановскую связано с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

7.Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Вам необходимо узнать из каких сказок появились выражения?

  • Встань передо мной как лист перед травой. ( Сивка-Бурка)
  • Рожки да ножки.
  • Кому корешки, а кому вершки.
  • Битый небитого везёт.
  • По щучьему велению.
  • Заяц задал такого стрекоча.

Как вы понимаете обороты?

8.Работа у доски. Подберите картинки, с изображениями животных добавив в обороты.

  • Голоден как….
  • Хитёр как…
  • Труслив как…
  • Неповоротлив как…
  • Глуп как…
  • Нем как…

Почему появились эти обороты?

9.Сценка “Ни пуха, ни пера”.

Рано утром мама-Квочка
В класс отправила сыночка
Говорила: “Не дерись, не петушись”
Поспеши уже пора.
Через час едва живой
Петушок идёт домой
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

Что пожелала мама-Квочка? Почему стихотворение заканчивается” Ни пуха, ни пера”? Где они определены в переносном смысле?

10. Работа с картинками. Каждая команда получает 5 одинаковых картинок. Необходимо подписать фразеологический оборот.

В наборе обороты: лить, крокодиловы слёзы, ходить по струнке, держать быка за рога, писать как курица лапой, сесть в галошу

11. Из истории. (Сообщение)

Я покажу, где раки зимуют, связано с историей нашего народа. Многие помещики любили лакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки, и после этого человек часто болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно кого-то наказать говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.

Лезть из кожи и спать с открытыми глазами связаны с живым миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки змеи. Спят с открытыми глазами рыбы.

12.Игра “Пантомима”

Цель: показать артистические способности через полученные знания на уроке.

Объяснить с помощью мимики и жестов крылатые выражение, а команды отгадают.

  • Реветь в три ручья.
  • Уши развесить.
  • Пальчики оближешь.

Итог.

С какими выражениями мы познакомились? Можно ли их понимать в прямом смысле?

Оценки.

Ребята, вы все сегодня хорошо, засучив рукава работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Поэтому я решила наградить всех участников очень дорогими подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, магнитофоны, видеокассеты, автомобиль БМВ любезно предоставлены фирмой “Рожки да ножки”. Вручение сразу, как только рак на горе свистнет.

Попались на удочку? Что уши развесили?

А если серьёзно вас ожидает приз “Пальчики оближешь” Смотрите не проглотите язык.