ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Экология

Работа в эколого-краеведческом лагере "Афалина" г. Сочи

Добавлено: 2017.10.19
Просмотров: 60

Тарасова Ирина Семеновна, учитель, зав. кафедрой естественных наук

Эколого-краеведческий лагерь дневного пребывания “Афалина” проводится на базе гимназии № 5 г. Сочи уже 3года в дни школьных летних каникул в течение 15 дней с учащимися 5-8-х классов.

Надеюсь, что наш опыт пригодится при организации летнего отдыха детей от 12 до 14 лет.

Лагерь дневного пребывания “Афалина” базируется в гимназии №5 Хостинского р-на г. Сочи, которая расположена в 5 минутах ходьбы от моря. Питание финансируется Управлением народного образования г. Сочи. Экскурсии, проезд в городском транспорте учащиеся оплачивают самостоятельно.

Участники лагеря находятся в нем с 8.30 до 14.30 с понедельника по пятницу.

Работу дневного лагеря на протяжении 3-х лет организуют учителя высшей категории

Тарасова Ирина Семеновна (учитель биологии, МХК и кубановедения),

Исаева Ирина Петровна (учитель географии) и заслуженный учитель Кубани Рындина Светлана Михайловна (учитель биологии)

Планируя работу эколого-краеведческого лагеря, мы ставим перед собой следующие цели и задачи:

- формирование представления о здоровом образе жизни учащихся как основе поведения в дальнейшей деятельности,

- воспитание экологической культуры и экологического мировоззрения;

- овладение практическими навыками и диагностическими методиками, направленными на выявление состояния здоровья;

- ознакомление с разнообразием растений, произрастающих в парках и скверах г. Сочи, Хосты; формирование умения различать растения Сочи.

- знакомство с особенностями рельефа Сочинского Причерноморья; изучение познавательных и интересных историй о растениях и природных памятниках Сочи;

- развитие творческих способностей и умения донести в увлекательной форме истории о растениях, легенды о Сочи и др.;

- прививать любовь и интерес к своей малой Родине, желание беречь и приумножать зеленый наряд города.

Работа в эколого-краеведческом лагере “Афалина” проводится согласно программе по 3 направлениям

  1. “Здоровье детей, экологическая культура школьников”. 20 часов
  2. (Рындина Светлана Михайловна).

  3. “Дендрологические гости Хосты (Сочи) ”. 20 часов
  4. (Тарасова Ирина Семеновна)

  5. “Молодой Кавказ”. 20 часов (Исаева Ирина Петровна).

За 15 дней пребывания в лагере школьники выполняют разнообразную работу по своим склонностям и интересам. Исследовательская деятельность проводится с использованием разных форм работы: анкетирование, тестирование, лекции, театральные импровизации на заданную тему, экскурсии, проведение социологического опроса, работа с литературой, работа с программами Power Point, Publeesher , поисковыми системами Yandex, Google и др.

Для сбора и обработки полученной информации используются компьютеры, мультимедийный пректор, интернет.

Учителя организуют и направляют поисковую деятельность участников лагеря, координируют её, используя все имеющиеся возможности школы для выявления активности, творчества и организаторских способностей ребят.

Чтобы облегчить поиск “своей” темы, определенные дни работы лагеря посвящаются обзорным экологическим, географическим, дендрологическим экскурсиям по окрестностям города и в самом г. Сочи (Хосте). Ребята знакомятся с видовым разнообразием интродуцированных и аборигенных растений, составляют планы микрорайона гимназии № 5, изучают геологические срезы и климатические особенностиСочи, намечают объекты тщательного изучения и оказания экологической помощи.

Ежедневная утренняя гимнастика способствует поднятию мышечного тонуса, эмоционального настроя и активности школьников.

Заключительный день paботы лагеря является творческим отчетом для всех. Участники эколого-краеведческого лагеря “Афалина” высказываются по своей теме, демонстрируют наработанные материалы: дневники исследователя, печатную продукцию в виде буклетов, рассказывающих о заинтересовавших растениях-интродуцентах, легендах, посвященных Кавказу, комплексах упражнений утренней гимнастики.

Поставленные задачи были успешно реализованы на протяжении всего периода работы лагеря “Афалина”.

В блоке “Дендрологические гости Сочи” проведено:

1. Анкетирование, направленное на выявление знаний учащихся о растениях, растущих в г. Сочи, Хосте, легендах, интересных историй, рассказывающих о растениях Античности, Японии, Китая; песен, посвященных растениям).

2.Проведены театрализованные представления, рассказывающие о кипарисах, пальмах, растениях периода Античности, Китая, Японии в помещении и на плантации Пробкового дуба.

3.Проведен конкурс песен, посвященных растениям.

4.Проведена игра-экскурсия “Дендрологические гости Хосты”.

5. Выпущены буклеты “Растения Сочи”, “Гости Китая на сочинской земле”, “Гости Японии в Сочи”.

В блоке “Молодой Кавказ” было проведено

1.Анкетирование, направленное на выявление знаний учащихся об основных географических понятиях, связанными с г. Сочи.

2. Проведена экскурсия в Русское географическое общество г. Сочи на тему: “Горные породы Кавказа”.

3. Посещены “Сочинский Аквариум”, источник “Мацеста”

4.Совершена экскурсия на рекреационный объект “Орлиные скалы” на р. Агура.

4.Выпущен буклет “Молодой Кавказ”.

5.Проведено театрализованное представление “Прометей”

В блоке “Здоровье детей, экологическая культура школьников”

было проведено

1.Самоанализ, самоконтроль и самокоррекция состояния собственного здоровья .

2.Ознакомление с простейшими оздоровительными методиками, направленными на устранение “школьных болезней”.

3. Анализ здоровья членов своей семьи. (Дневники экологов, Тетради самоанализа и самокоррекции).

4.Проведен социологический опрос среди жителей и гостей курорта по поводу мотивов ведения здорового образа жизни.

5.Были подготовлены инструктора для проведения корригирующей гимнастики.

6.Выпущен буклет “Комплексы корригурующей гимнастики”

Подводя итоги работы лагеря “Афалина”, мы видим, что за время пребывания в лагере участники лагеря познакомились с дендрологическими гостями Хосты из Японии, Китая, Греции, Северной Америки; узнали интересные истории об их применении; научились рассказывать истории о растениях в увлекательной форме театральной постановки. Систематические театрализованные представления раскрыли творческие способности учащихся, позволили им легче усвоить сложный краеведческий материал.

Посетив Сочинское отделение Географического общества, участники лагеря узнали много нового о геологии Кавказа. Совершив поход на Орлиные скалы, к которым по преданию был прикован Прометей, научились стойко переносить неблагоприятные условия в виде проливного дождя. Туристические походы сформировали выносливость и сплоченность коллектива. Ежедневная утренняя музыкально-танцевальная корригирующая гимнастика позволила снять мышечное утомление с основных систем органов, подвергшихся негативному воздействию школьного процесса. Ежедневные спортивные занятия, а также гелио - и талассотерапия позволили улучшить состояние здоровья учащихся. Работа по составлению буклетов, позволила освоить новые компьютерные программы.

Каждый участник лагеря получил “Сертификат участника эколого-краеведческого лагеря “Афалина 2007” и диск с видео - и фотоматериалами “На память об “Афалине 2007”.

О работе лагеря “Афалина” была написана статья участницей команды “Шарки” Александрой Миценко “Спасибо, “Афалина!”, которая была опубликована в 24 номере газеты Панорама Сочи, вышедшей 26 июля 2007г.

Поскольку, я являюсь автором программы “Дендрологические гости Сочи”, мне хотелось бы подробнее остановиться на этом блоке.

Начиная знакомиться с растениями, которые были завезены в Сочи, я ставила задачу, выяснить, что участники лагеря знают об этом, и предложила им анкету №1

“Давайте познакомимся”, состоящую из 9 вопросов.

1.Знаешь ли ты, кто такие растения - интродуценты?

2.Какие растения, посаженные в Хосте, поразили твое воображение? Понравились или очень не нравятся, может быть вызывают какие - то ассоциации.

3.Перечисли названия 10-ти растений, которые можно встретить в Хосте.

4. Можешь ли ты назвать родину растений, которые встречаются в Хосте и Сочи?

5.Знаешь ли ты интересные истории о растениях, которые украшают Хосту и Сочи?

Расскажи хотя бы одну .

6.Где можно прочитать истории о растениях-гостях Хосты и Сочи, узнать, откуда они родом?

7.Знаешь ли ты мелодии, песни, посвященные растениям? Приведи примеры.

8.Хотел бы ты узнать что-нибудь новое о растениях-гостях Хосты и Сочи, историю их появления здесь?

9.Как ты думаешь, нужно ли знать названия растений, окружающих тебя?

Пригодятся ли тебе эти знания в жизни?

Анализ анкет показал, что команда “Крутые бобры”, заполнив анкету “Давайте познакомимся”, что ее участники знают, что термин растения интродуценты обозначает растения, завезенные к нам из других стран. Но команда не смогла назвать эти страны и знала мало интересных историй об этих растениях. Члены команды очень хотели бы узнать мифы и легенды, интересные истории о растениях. Выяснилось, что у некоторых “крутых бобров” пальмы ассоциируются с солнцем и теплом и летом, а любимыми растениями являются магнолии. Существует много песен, посвященных растениям, например “Тонкая рябина”, “Роза чайная”, “Во поле береза стояла”, “Калинка, калинка, калинка моя”.

Знания о растениях-интродуцентах, полученные в эколого-краеведческом лагере “Афалина”, помогут “Крутым бобрам” в общении с родственниками, которые приезжают с севера и постоянно “расспрашивают, что это за деревья?”. Знать растения необходимо еще и потому, что среди них встречаются и “опасные для жизни”. А тем, кто собирается поступать на биологический факультет, знания о растениях необходимы. Кроме того знания об окружающей “среде – прежде всего показатель культуры”. “Растения – часть нашей жизни. Не знать их названия – это позор”.

Команда “Дикие пчелки” показала, что ее участники знают, что термин растения-интродуценты обозначает растения, завезенные из других стран. Из растений-интродуцентов, встречающихся в Хосте, их больше всего поражают кипарисы, пальмы.

Некоторые члены команды не смогли назвать 10 растений-гостей, которых можно встретить в Хосте. Члены команды не назвала страны, из которых завезли в Хосту-Сочи интродуценты, и знала мало интересных историй о растениях.

Участники команды не смогли назвать источники, из которых можно получить информацию о растениях-гостях Хосты-Сочи, узнать, откуда они родом.

Позже они узнали, что существует электронная версия книги Ю.Н. Карпуна “Сокровища парков Сочи”, в которой в увлекательной и доступной форме рассказано о родине многих растений гостей, даны фото не только интродуцентов, но и растений аборигенов.

Участники команды ещё не определились в вопросе, нужны ли им знания о растениях-интродуцентах, полученные в эколого-краеведческом лагере “Афалина”.

Команда “Шарки”, заполнив анкету “Давайте познакомимся” показала, что ее участники знают, что “интродуценты – это привезенные растения”. Из растений-интродуцентов, встречающихся в Хосте, больше всего им нравятся пальмы и магнолии. А “пальмы прикольные и колючие”. Члены команды назвали 10 растений-гостей, которых можно встретить в Хосте. Члены команды знали, что растения, растущие как в парках Сочи, так и в Хосте “имеют своей родиной Китай, Японию, Африку, Австралию, европейские страны”. Члены команды рассказали интересную легенду о нарциссе, а также историю о том, что эвкалипт “спас” город от малярии. Участники команды написали, что главный источник, из которого можно получить информацию о растениях-гостях Хосты-Сочи, узнать, откуда они родом – книги, которые можно взять в Хостинской библиотеке. Информацию о растениях можно получить также и в Интернете, а самое главное - из электронной версии книги Ю.Н. Карпуна “Сокровища парков Сочи”.

Конечно, “Шаркам” хотелось узнать новое о растениях-гостях Хосты и Сочи, истории их появления здесь. Ведь “мы должны знать окружающий нас мир”, и знания о растениях пригодятся нам в жизни. “Лекарственные растения могут помочь вылечить какую-нибудь болезнь”.

Анализ анкет показал, что участники лагеря обладают разными знаниями о растениях - интродуцентах, произрастающих в Сочи, но все имеют желание и решимость узнать о них как можно больше. Работа по блоку “Дендрологические гости Сочи” проводилась в течение пяти дней и нашла отражение в буклетах, и фото- и видеоматериалах, а также дневниках экологов- краеведов, отрывки из которых приводятся ниже.

Выдержки из дневников экологов-краеведов лагеря “Афалина 2007”.

Выражаем особую благодарность Прядкиной Елене, Нго Маргарите, Кислой Валентине, Тереховой Веронике, Кирюшкиной Дарье, Цурцумия Тамрико Линкевич Маше, Шацкой Виктории, Сураевой Татьяне - “афалинам” - летописцам 2007.

05.06.07г. (вторник) – второй день. День знакомства. Полезно, интересно.

Работа по блоку “Дендрологические гости Хосты (Сочи)” - Кипарисы знакомые и незнакомые.

Понеслось. Зарядка. Создаем команду, выбираем девиз.

Учителя (Ирина Семеновна, Ирина Петровна, Светлана Михайловна) объяснили нам суть проектов, в которых мы принимаем участие.

Конкурсы-соревнования каждый день. Расслабляться не придется, т.к. сильная конкуренция в лице “Крутых бобров”.

Светлана Михайловна играла с нами в пионербол и картошку. А Ирина Семеновна показывала нам фото, отснятые в Мацестинском лесопарке 1-го июня, и мы придумывали к ним названия. Это было смешно и интересно.

Ставили пантомиму о кипарисах, заполняли интересную анкету о растениях нашего города. Впечатлений море. Лагерь оказался что надо. Думаю, что завтра будет, не менее интересно, чем сегодня. Это именно тот лагерь, который мне нужен. Здесь полезно, интересно, весело.

06.06.07г. (среда) – третий день. Работа по блоку “Дендрологические гости Хосты (Сочи)”. Проходить маршрут, разыскивая растения не только познавательно, но и соревновательно… Ищем пришельцев в Хосте.

Зарядка теперь каждый день как завтрак, обед и ужин. Светлана Михайловна, показывая зарядку ярко и зажигательно, улучшила наше физическое и душевное настроение. Если честно, мы сами от себя такого не ожидали. Мы повторили комплекс упражнений 3 раза. Эта зарядка понравилась всем.

Сейчас мы участвуем в проекте Ирины Семеновны “Дендрологические гости Хосты (Сочи)”. Изучаем растения-интродуценты, произрастающие в Хосте. Мы смотрим слайды с растениями, запоминаем их названия. А потом соревнуемся, какая команда запомнила больше имен растений.

Иногда получается очень смешно.

Дуб коленный (читай каменный), Клен кланевидный (читай дланевидный), Кринтассея японская (читай криптомерия). Мы заразились соревновательным духом. Так хочется быть первыми. Мы помним, что

1.Аукуба японская называется в народе колбасное дерево, ею украшают мясные лавки.
2.Агава пестролистная цветет 1 раз в жизни.
3.Альбиция живет в нашем климате в 4 раза меньше, чем у себя на родине.
4.Банан японский – не съедобная трава.
5.Пальма вашингтония получила свое название в честь американского президента.
6. Название гортензии - гидрангея и состоит оно из слов – “гидра” - вода и “Гея” - земля.
7.Гинко билоба носит простонародное название серебряный абрикос.
8.Дуб каменный растет на каменистой почве в Греции. Это вечнозеленый дуб.
9.Катальпа имеет плоды, похожие на палочки.
10.Лавр благородный поражен в Сочи сажистым грибком, поэтому он такой чумазый.
11.Юбея чилийская называется в народе слоновая пальма.
12.Магнолия крупноцветковая в диком виде растет на п-ове Флорида, а ее бутоны называются поцелуй младенца.
13.Ликвидамбр имеет плоды похожие на ёжики

Поход по Хосте с маршрутными листами ярко врезался в память. Пройдя по заданному маршруту, мы должны были обозначить на плане Хосты, “растения-пришельцы”. Растений нашли много больше, чем было в списке, пришлось дописывать.

Все команды справились с заданием на отлично.

На данный момент сегодняшний день мне показался самым интересным.

07.06.07г. (четверг) – четвертый день. Работа по блоку “Дендрологические гости Хосты (Сочи)”. Пробковый дуб и античность. Растения античности на сочинской земле.

И сегодняшний день начался с зарядки. Ходили в поход на Пробку (Плантацию пробкового дуба в с. Дубравное Кудепстинского лесничества). Пешком ходить на Пробку не очень-то легко. Когда пришла домой, мои кроссовки просто дымились. Чувствую, завтра не смогу пошевелить ни рукой, ни ногой. Все устали, но отлично повеселились.

Расположившись на поляне, команды одна за другой стали показывать подготовленные сценки о растениях Античности: лавре, маслине. Команда “Крутые бобры” рассказали о лавре благородном. На фоне голубого неба. В окружении красивых деревьев дуба пробкового на поляне появились бог, завернутый в белую простыню. (Янукян Арут) и богини (Маша Линкевич, Ариша Здесенко, Вика Шацкая, Александра Сажнева) в белых одеждах и герой (Власюков Юра), которого за победу над злодеем (Маргарита Нго) произвели в лауреаты. На голову герою водрузили венок из лавра благородного. Это было незабываемо.. Шарки рассказали о споре Афины и Посейдона. Какой подарок для людей лучше: соленая вода от Посейдона или дерево маслины от Афины. Костюмов не было, но в качестве реквизита была использована, найденная тут же сухая ветка.

Действующие лица и исполнители:

Рассказчик – Хачатурян Виолетта. Афина – Александра Миценко. Посейдон - Мартиросян Сасо. Скала – Мангошвили Анна. Вода – Марина Ашхамахова, Терехова Вероника. Народ – Кирюшкина Даша, Скупова Настя. Корректор речи – Кирюшкина Даша. Оливковое дерево – сухая ветка.

Пчелки рассказывали о ….Венере Хостинской. А потом был конкурс песен, в которых упоминаются растения. Было весело!! Хочется, чтобы каждый день в “Афалине” был бы столь интересен. День прошел удачно.

08.06.07г. (пятница) – пятый день. Работа по блоку “Дендрологические гости Хосты (Сочи)”. Пальмы в Сочи.

Просмотрели фотки и тем самым подняли себе настроение. Наша команда набрала больше всех баллов и сегодня мы лидируем. “Крутые бобры”, вперед!

Нас посетили “эстонцы, которые блистали умом”, разгуливая среди экзотических пальм со смешными названиями типа трахикарпус, юбея, вашингтония, эритея и финик канарский. Все смеялись, было весело.

Получили домашнее задание подготовить инсценированный рассказ о растениях из Китая, Японии, Северной Америки. Скучать некогда.

09.06.07г. (суббота) – шестой день. Работа по блоку “Дендрологические гости Хосты (Сочи)”. Гости из Японии, Северной Америки, Китая.

Утро вновь началось с зарядки. Потом, как обычно, разыгрывали сценки о растениях интродуцентах. Ура!!!!!

Райская сакура, гидрангея, бамбук – растения-пришельцы из Японии.

Катальпа прекрасная, магнолия крупноцветковая, юкка славная, маклюра яблоконосная - гости из Северной Америки.

Коричник камфарный, цитрус уншиу (мандарин), чайная роза, гинкго билоба - растения-интродуценты из Китая.

Вот мы и завершили проект “Дендрологические гости Хосты (Сочи)” с Ириной Семеновной

Эстафету приняла Ирина Петровна. Начался проект “Молодой Кавказ”. Заполняли анкету “Знаешь ли ты свой город”. Она показала, насколько мы осведомлены о родном крае. Ведь очень важно знать местность, в которой живешь, имена горных вершин и все, что касается кавказских гор.

Песня.

Мы Шарки – крутая команда.
Девиз наш – “Никого жалеть не надо”.
Мы победим – победа будет наша.
И другим командам желаем удачи!

Занимайте место пока не тесно.
У нас в “Афалине” всегда интересно.
Походы на море всем представятся
Работа в лагере начинается.

В гимназию 5 в 8.30
При полном параде
Соберутся ребята
Им будут рады.

Каламбия Пикчерс не представляет
Как у нас в “Афалине” интересно бывает.
Не забудь взять с собою
Дневник эколога, купальник и
Яркий убор на голову.
На зарядку встали – делаем упражнения.
Посмотри, как прекрасны тела движения.

В других городах и не представляют,
Как ребята в Хосте летом отдыхают!

В завершении рассказа о работе нашего лагеря хочется сказать, что дети с нетерпением ожидают следующего лета, чтобы вновь собраться в дневном эколого-краеведческом лагере “Афалина”. А это самая дорогая оценка нашей работы.