ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Великая Отечественная

Московские школьники в годы войны

Добавлено: 2017.11.07
Просмотров: 30

Чернова Людмила Ивановна, руководитель музея

Цель:

Изучение военной истории Москвы через жизнь школьников военных лет.

Задачи:

  • раскрытие роди Москвы в годы войны, Москвы – воина и труженика;
  • изучение военного детства, юности московских школьников;
  • изучение учащихся военной истории, связанной со своей семьей.

Оформление:

Мероприятие проводится в актовом зале (не на сцене). Окна заклеены крест на крест, стол, в углу сложены учебники, художественная литература, географические карты, глобус.

Звучит музыка “Поклонимся великим тем годам” На сцену выходят выпускники 1941 года.

Виталик: Ну, вот и все!

Сергей: Как говорится, последний раз в 10-тый класс!

Маша: Даже не верится, что мы последний раз в нашем классе…

Зоя: В нашем многострадальном классе. Многое он испытал за 10 лет.

Люда: Тимка, убери руку! По хорошему прошу!

Тимка: (убирает руку с плеча девушки) Людочка, мы с тобой уже совсем взрослые. Можем даже пожениться.

Люда: Я вот тебе сейчас поженюсь! Жених…(грозит)

Тимка: Ребята, а замечательно сегодня сказал наш директор: “Дорогие товарищи! Сегодня у нас замечательный день! Сегодня мы провожаем вас в последний путь…ой, что это я говорю…

Таня: А помните, когда наши ребята в городской эстафете бежали, Тимка так болел за них, что чуть с трибуны не упал.

Виталик :А на экзамене по литературе, когда директор у Сергея шпаргалку отобрал?

Сергей: И сам же от учительницы литературы ее спрятал.

Люда: А давайте устроим вечер воспоминаний. (пишет мелом на доске) 21 июня 1941 года

Маша: Да не 21,а 22. Уже без пятнадцати четыре.

Зоя: Ребята, а помните Толик в школу котенка принес.

Толик: Вы что, это не я.

Таня: Ты, ты… Все знают, что ты у нас известный кошатник. Немецкий тогда не выучил, вот и решил время потянуть.

Сергей: У немки чуть очки не слетели, когда она увидела, как котенок между парт носится. Вас из дас? Вас из дас?

Толик: Хороший котенок был. Мы его минут 20 ловили.

Люда: Да вы не ловили, вы время тянули.

Толик: Зато какой финал? “Виноградов, к доске!” Я медленно, но достойно выхожу и…звонок!

Таня: Ребята, давайте будем встречаться каждый год 22 июня.

Тимка: Смотрите, а за окном уже светает.

Зоя: Вот и ночь прошла.

Маша: Наша последняя школьная ночь

Тимка: (поет) Что день грядущий нам готовит?

Виталик: Интересно, что с нами будет лет этак через 20?

Толик: Ну ты загнул. Я не знаю, что со мной будет завтра.

Звучит музыка “Священная война”. (на сцене ребята-выпускники )

Военный: Товарищи добровольцы! По порядку номеров расчитайсь!

  • Виталик: Первый!
  • Тимка: Первый!
  • Толик: Первый!
  • Сергей: Первый!

(добровольцы уходят на фронт)

1 ведущий:

Из “Приказа командующего войсками Московского военного округа” от 14 октября 1941г.

В целях организации прочной обороны г. Москвы приказываю:

1. Вокруг Москвы создать оборонительный рубеж по линии Ростокино, Лихоборы, Кунцево, Матвеевское, Никольское…

2. Установить срок окончания оборонительных работ к 20.10.1941г.

2 ведущий:

Из Постановления “О введении в г. Москве осадного положения” от 19 октября 1941г.

1.Оборона столицы поручена командующему Западным фронтом генералу армии т. Жукову.

Государственный Комитет обороны постановил:

  • ввести с 20 октября 1941г. в г. Москве осадное положение.
  • воспретить всякое уличное движение с 12 часов ночи до 5 часов утра,
  • нарушителей порядка привлекать к ответственности, а провокаторов, шпионов расстреливать на месте.

Председатель Государственного Комитета Обороны И.Сталин

На сцене педагоги школы ( все женщины), собравшиеся на педсовет

Завуч школы;

Товарищи, продолжаем педсовет. К нашему огромному сожалению мы остались одни, без наших мужчин-педагогов, но с нами рядом наши дети, наши ученики, которым нужно помочь не потеряться в это сложное время. Мы должны заменить им потерянный дом, погибших матерей и ушедших на фронт отцов..

Исходя из сложившейся ситуации школы Москвы эвакуируют учащихся с учителями в Рязанскую, Саратовскую и другие области. Новый 1941-1942 учебный год начинают не все школы, многие школы Москвы готовятся принимать раненых, в них будут размещаться госпитали.

Наша школа одна из немногих, становится консультационным пунктом. Консультации будут проводиться с учащимися 7 и 10 классов. Ребятам сообщите, что им необходимо в обязательном порядке посещать военные занятия, пусть готовятся стать шоферами, минометчиками, стрелками. Девушкам необходимо взять шефство над госпиталем и отработать по одному свободному дню с 9 утра до 5 часов вечера…

В связи с этим наши действия таковы: Любовь Александровна и Светлана Владимировна возьмите на себя организацию концертной бригады для выступления перед ранеными.

Наталья Николаевна с ребятами готовит посылку на фронт. Надежда Анатольевна, вам, совместно со школьной медсестрой необходимо организовать курсы по оказанию первой медицинской помощи.

Ольга Вячеславовна проводит инструктаж по дежурству на крышах домов и тушении зажигательных бом.

Входит военный с ребенком.

Военный: Здравия желаю!

Учителя: Здравствуйте.

Ребенок: (вырывается) Отпустите меня.

Военный: Ваш ребенок?

Любовь Александровна: А что он натворил? (ребенок вырывается и прижимается к учителю)

Военный;: Мы его с поезда сняли. На фронт собирался, боец…

Ребенок: Я все равно убегу.

Военный: Ты же еще ребенок.

Ребенок:

На войне детей не бывает
Что я делал тогда? Снопы вязал,
А может быть, работал на прополке,
Когда ты тоже полем проползал
Где каждый метр изранили осколки.
Меня поймет, кто был для фронта мал,
Мальчишка, живший на Оби иль Каме,
Он тоже географию сдавал,
По карте, сплошь истыканной флажками.
Ну, как ты, жив? Не памятью, не тенью,
А так, что кажется: ты здесь вот рядом сам,
Погибший на московском направлении,
Быть может, самый юный партизан.

Любовь Александровна: Пойдем, боец к ребятам.

Звучит сирена – воздушная тревога, учителя уходят На сцену выходит Таня, садится к столу, зажигает свечу.

Таня: (пишет письмо):

Зоя, родная, здравствуй! Пишу тебе по тому адресу, который ты мне дала перед отъездом. Но найдет ли тебя мое письмо – не знаю. Так все перемешалось, перепуталось… Я вот уже почти месяц работаю на нашей трикотажной фабрике. Шьем ватники. Иногда мне кажется, что ватник, который у меня в руках, наденет кто-то из наших мальчишек и тогда я тихонько над ним реву, ничего не могу с собой поделать… Милая моя Зоя, не знаю где ты сейчас, что с тобой, но молю только об одном – береги себя, если можно!!!. Чувствую, что не просто так ты ходила в военкомат. Ведь ты единственная среди нас, кто хоть что-то понимал в радиоделе.

Ведущий(подходит к Зое)Зоя Петрова. Ушла на фронт добровольцем. Пала смертью храбрых в 1941 году, через 3 недели после начала войны. (ведущий задувает свечу-символ жизни)

Инсценированное стихотворение “Посылка”

(исполняют учащиеся начальной школы)

Воспитатель: (выносит пустую коробку для посылки)

Ребята, ребята, поторапливайтесь. У нас мало времени, посылка должна быть отправлена на фронт через час.

(дети по очереди выносят для посылки вещи)

1 ребенок:

Две нательные фуфайки,
На портянки серой байки,
Чтоб ногам стоять в тепле
На снегу и на земле.

2 ребенок:

Меховые рукавицы,
Чтоб не страшен был мороз.
Чтоб с друзьями поделиться
Десять пачек папирос.

3 ребенок:

Чтоб тепло и чисто было
После долгого пути-
Два куска простого мыла,
Лучше мыла не найти.

4 ребенок:

Земляничное варенье
Своего приготовленья,
Наварили мы его
Будто знали для кого!

5 ребенок:

Все, что нужно для бритья,
Если бритва есть своя.
Было б время да вода –
Будешь выбритым всегда.

6 ребенок:

Нитки, ножницы, иголка-
Если что нибудь порвешь,
Сядешь где-нибудь под елкой
И спокойно все зашьешь.

7 ребенок:

Острый ножик перочинный-
Колбасу и сало режь!
Банка каши со свининой-
Открывай ее и ешь.

1 ребенок:

Все завязано, зашито,
Крышка накрепко прибита-
Дело близится к концу.

2 ребенок:

Отправляется посылка,
Очень важная посылка,
Очень нужная посылка,

ВСЕ

Неизвестному бойцу!

На сцене появляется Люда (зажигает свечу, пишет письмо)

Тимоша, здравствуй! Уже на 4-е мое письмо не получаю ответа. Надеюсь, что плохо работает почта, ни о чем другом даже не позволяю себе думать… Заходила к твоим. Мама здорова, только очень похудела. Спрашивает пишешь ли ты мне Показала ей твое письмо, правда, не сказала, что получила его два месяца назад. Я учусь на курсах медсестер по вечерам, а днем работаю в госпитале сиделкой. Жутко не высыпаюсь. Ты же знаешь, какая я была до войны соня…. Тимка, когда вернешься, все будет не так как раньше! Только вернись! Слышишь меня! Вернись!

Ведущий (подходит к Люде)

Соболев Тимофей Иванович – замучен в застенках гестапо. (задувает свечу)

Педагог (проводит с детьми инструктаж по оказанию первой медицинской помощи

На сцене появляется Маша (зажигает свечу, пишет письмо)

Толик, привет! Скоро к тебе так запросто не обратишься… Только товарищ лейтенант и не иначе. А если честно, то я тебе завидую. Скоро будешь на фронте. Наши уже почти все там. И девчонки. Я не знаю писала тебе или нет – Зоя погибла. Была в разведке и ее задержали. Невозможно себе представить . Зои больше нет! Они за все ответят. Толя, уж там не посрами нашего класса.

Ведущий(подходит к Маше) Старший лейтенант Анатолий Виноградов пал смертью храбрых в боях под Москвой. (задувает свечу)

Педагог:

Дорогие мои, давайте проведем последнюю репетицию перед выездом концертной бригады к раненым в госпиталь.

Звучит песня “На безымянной высоте” (исполняют учащиеся)

Выходит почтальон.

Почтальон: Иванова! Иванова!

Иванова: Я Иванова!

Почтальон: А зовут тебя как?

Иванова: Ксения.

Почтальон: У меня письмо для Ивановой Светланы Ивановны.

Иванова: Это моя мама.

Почтальон: А где же она.

Иванова: На фронте.

Почтальон: Ну тогда держи письмо.

Иванова: (раскрывает письмо-треугольник, читает)

Здравствуйте, мои милые, дорогие жена Светлана и доченька Ксюша! Большой привет шлю родственникам. О себе сообщаю, что я жив, здоров, чего и вам желаю. Светочка, сообщаю, что я так же как и в Москве вожжу машину, только теперь большую, военную.

От вас еще не получил ни одного письма. Кругом война, знаю, что и в Москве сейчас трудно. Что фашисты прут и прут к Москве, что и у вас падают бомбы. Как болит душа за вас. Берегите себя. Вчера мы вывозили детей детского дома, чудом не попавших к немцам. Такие маленькие, а на лице печаль и слезы. Спасли, вывезли.

Ксюша, идут ли занятии в школе? Как у вас с теплой одеждой? Очень хуу ваших писем. Верю, что врага разобьем, победа будет за нами! Пришлите вашу фотографию, а уж я вряд ли где сфотографируюсь. Я очень скучаю Когда приходится спать – вижу вас во сне. Целую крепко. Ваш папа.

Классная комната, в ней за столом сидят педагоги, в классе в разных местах дремлют усталые ребята.

Педагог 1 (берет лампу, идет по классу, смотрит на ребят)Умаялись, бедолаги. Сколько же горя выпало на вашу , такую еще маленькую жизнь.

Ученик: Мария Ивановна, мне холодно

Педагог 1: Пойдем со мной (ведет ребенка к столу, укутывает в шаль, садит на колени)

Педагог 2: В какое сложное время мы живем…

Педагог 3: Кажется, что все это будет длиться бесконечно.

Педагог 4: И кажется, что все это никогда не кончится.

Педагог 5: Кончится, обязательно кончится. И вернутся к нам с Победой те, кого мы так мучительно долго ждем.

Педагог 1: И наступит мир, но это будет нескоро.

Педагог 2:Но мы будем верить в лучшее, и будем помнить тех кого любим.

Песня защитников Москвы (поют все)