ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Математика

Сценарий внеурочного мероприятия "Формула успеха" для 9-11-х профильных (физико-математических) классов

Добавлено: 2017.11.13
Просмотров: 33

Ряскина Марина Радиевна

Цели и задачи: данное мероприятие направлено на оказание помощи в усвоении и присвоении общечеловеческих ценностей, воспитание готовности к конкурентным отношениям, развитие умений самопознания, самоанализа и самооценки в выборе жизненного пути, на развитие интереса к исследовательской деятельности по профильным дисциплинам

Формы проведения: заседание дискуссионного клуба, тематический вечер профильных классов; вечер общения в период выездной летней профильной смены, классный час.

Предварительная подготовка. Участники заранее распределяются на группы: актеры, зрители, экспертная группа. Актеры заучивают роли, готовят реквизит (таблички с именами своих героев). Экспертная группа готовит передвижную доску для написания формулы, листы бумаги и маркеры для своей группы и для слушателей . Оформители из числа зрителей готовят плакаты с афоризмами для оформле-ния помещения и фонограмму гимна «Гаудеамус».

Возможные буквенные обозначения для формулы:

Г – гены, наследственность, интеллектуальный природный потенциал;

С – благоприятная социальная среда, семейное воспитание, материальные возможности;

Ш – шанс, счастливое стечение обстоятельств; встреча с людьми, оказавшими помощь;

Ц – четкое определение жизненной цели;

УТ – упорство и трудолюбие.

Возможные тексты афоризмов.

Своим успехом каждый человек в значительной степени обязан мнению, которое он сам о себе создал (Э.Берк).

Успех – дитя настойчивости (П.Буаст).

Удовольствие, доставляемое успехом, всегда соизмерно труду, которого он стоил (Г.Левис).

Только тот достоин успеха в жизни, кто прожил ее так, как хотел (Д.Морлей).

Успех зависит от того, как высоко ты сможешь подпрыгнуть, оттолкнувшись от самого дна (Д.Паттон). Успех не станет разыскивать тебя. Ты сам должен его искать (У.Брайан).

Своим личным успехом люди бывают часто обязаны глупости других (В.Швебель).

То, что мы называем успехом, в действительности является компенсацией всякого человека, который обделен талантом (Б.Шоу). Для успеха не надо быть умнее других, надо просто быть на день быстрее большинства (Л.Сцилард).

Когда чего-то стоишь, искать успеха – значит добровольно себя портить; искать же славы – пожалуй, сгубить себя совершенно (Г.Флобер).

Орлу трудно будет добиться успеха, живя в курятнике: он несет слишком мало яиц (В.Швебель).

Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми (Т.Рузвельт).

СЦЕНАРИЙ

Ведущий. Господа! Позвольте представиться и объяснить суть происходящего. Ваш покорный слуга – Владимир Иванович Орлов. Я инженер, в конце войны, в 1945 году, я стал кандидатом технических наук за разработки в области военной техники, а также я журналист, популяризатор научной мысли.

Работа дарит мне вдохновение, жизненные силы, и это понятно, ведь инженерия, наука, изобретательство – это то, что ведет человечество вперед. Особый интерес представляют люди, делающие открытия, творцы, чья жизнь может быть названа состоявшейся, успешной.

Я изучил сотни биографий, написал десятки статей и книгу «Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения». Без ложной скромности скажу, что книга увлекательна и познавательна, ее неоднократно переиздавали.

Но вот в чем проблема. В своих книгах я утверждаю, что вдохновение рождает изобретения, служит успеху, делает судьбу человека счастливой. И теперь я хочу сложить все составляющие жизненного триумфа и изобрести Формулу успеха, чтобы передать ее вам, мои юные друзья. Но, увы, это оказалось мне не по силам. И вот пришла дерзкая мысль провести спиритический сеанс, чтобы на некоторое время поместить бессмертные души великих ученых и изобретателей в физические тела добровольцев. На мой призыв откликнулись учащиеся вашего учебного заведения. Здесь и сейчас состоится дерзкий эксперимент. Прошу поприветствовать выход на сцену этих отважных и пытливых молодых людей. *(Аплодисменты, доступные манипуляции и эффекты, сопровождающие «перемещения душ». На груди «актеров» появляются таблички с именами персонажей. После «состоявшегося» перемещения ведущий продолжает, обращаясь к ним).

-Приветствую вас, мудрейшие из мудрых. Прошу оказать любезность и принять участие еще в одном замечательном открытии – открытии секрета успеха. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые волнуют каждого человека в начале жизненного пути, откройте секрет успеха, которого каждый из вас добился. Всем присутствующим в зале я предлагаю вывести из выступлений наших гостей некую формулу. Вы можете задавать им вопросы. Сложив вместе прозвучавшие мнения, мы сможем найти общее, главное, что гарантирует успех. Группа старшеклассников и преподавателей в это время разработают буквенные обозначения для составления формулы.

Итак, определим круг обсуждаемых вопросов:

  • «Наши судьбы пишутся не нашими перьями» (Н.Грибачев), т.е. судьба определена каждому свыше;
  • человек – хозяин своей судьбы, а если так, то что же является залогом успешности.

Начинаем! (Звучит вступление к известному учащейся молодежи «Гаудеамусу»)

Сергей Алексеевич Чаплыгин, господа. Моя точка зрения однозначна: на первом месте – данные природой способности. В 13 лет я стал кормильцем большой семьи, в которой, кроме меня и мамы, было ещё четверо детей. Работал домашним учителем и при этом учился в гимназии, закончил её с золотой медалью. На спор за две недели выучил учебник по неорганической химии, ещё за две – английский язык. Легко усваивал любую область научных знаний. Увлекся механикой и от движения твердых тел в жидкости перешёл к авиации. Кстати, я вычислил подъёмную силу крыла, придумал закрылки, увеличивающие эту силу. Моё имя навечно занесено в историю мировой авиации за теоретические разработки в области воздухоплавания. Будете на Луне, посетите кратер Чаплыгина. И всё это удалось свершить только благодаря природным способностям. Судьба выбрала меня, вот и всё.

Я, Эварист Галуа, француз, рискну опровергнуть Ваше заявление, господин Чаплыгин. Главное – случайность и честолюбие. Мой отец был мэром города. До 12 лет я не имел о математике никакого представления. Считать я, конечно, умел, но совершенно её не любил. В 12 лет я поступил в германский колледж и…остался на второй год. И вот тут, когда появилось много свободного времени, от нечего делать я заглянул в класс дополнительных занятий по математике. Классическая геометрия, математический анализ, теория функций неожиданно увлекли меня. Случай открыл для меня горизонты науки.

Но в институт я «провалился». И на следующий год меня вновь не приняли. И тут начинается рассказ о честолюбии. Жертвой клеветы стал мой отец, не выдержав позора, он покончил собой.

Вот тут-то я и решил всем доказать, что Галуа – великая фамилия. Я все же поступил на математический факультет. Я писал научные работы. За участие в студенческих забастовках меня бросили в тюрьму, исключили из института. «Я нищ, я унижен, но я борюсь! Я еще докажу, на что способны Галуа»,- думал я. В тюрьме я создал лучшие свои творения. Я ломал известные математические теории и создавал новые, трудясь сутками. Потом меня ещё раз бросали в заточение за дерзкие выпады против государства насилия и клеветы, разрушившего мою семью. Я угрожал королю ножом, шёл с карабином на демонстрацию. О, как меня боялись враги свободы и чести: не печатали труды, стреляли и, наконец, подло убили на дуэли (мой пистолет был не заряжен, секунданты покинули меня, раненого). Через 70 лет меня все же признали великим математиком всех времен, гением, создателем теории групп – основы современной алгебры. Мне было всего 20 лет. Но я добился славы и уважения. И XXI-й век почитает меня как бунтаря и великого учёного. Мной двигало честолюбие.

Господин в маске - оппонент. Браво, Эварист, я тоже считаю, что мать успеха – случайность.

Знаете, как изобрели железобетон, из которого сделаны современные строительные материалы?

Садовод Монье, да-да, садовод выращивал пальмы в деревянных бочках на продажу. Бочки кончились, и он слепил большую кадку из цемента. Хорошая, крепкая получилась кадка, но корни разорвали её. Тогда он на слой цемента положил железные прутья, для красоты обмазал их еще одним слоем – и получил патент на открытие века за материал для строительства.

А Демокрит, наблюдая в храме, как худеют от тысяч прикосновений золотые руки статуй, сделал вывод об атомном строении материального мира. Все это произошло случайно.

Иоганн Кеплер, господа. Честолюбие, несомненно, очень важно. Но я бы добавил еще упорство в достижении успеха и, конечно, труд, труд и труд. Судите сами.

Бесконечные болезни в детстве, работа ещё ребенком за стойкой кабачка; мать – истеричная и злая женщина, отец погиб…Побои за любую провинность, потом меня, больного и слабого, отправляют в поле пахать. Но я хотел вырваться из нищеты, я хотел чистой, сытой и интеллигентной жизни. Поэтому по ночам я читал Евклида, учился всякую свободную минуту. Мне удалось закончить два факультета университета. Дослужился до должности придворного астролога, жил при дворе! При этом продолжал плодотворно работать. Да, надо трудиться и не падать духом. Я держался, когда мою мать обвинили в колдовстве, когда сошла с ума жена, когда умерли дети. Я все превозмог. Я делал свою судьбу сам. Создал арифмометр – вычислительную машину на 20 лет раньше Блеза Паскаля. Астрономические таблицы, которые два века служили морякам, я рассчитывал 22 года. Чтобы вычислить «Квадраты времен обращения планет вокруг Солнца», я по 70 раз проверял каждое вычисление. Одно вычисление, заметьте, составляет 10 страниц. Всего 7 томов без вычислительной техники, а только пером и чернилами. Гравитация и инерция – тоже мои открытия. Всего 50 научных трудов создано мной, трудов, обратите внимание.

Ведущий. Я думаю, что Вами двигало не только честолюбивое желание выбраться из нищеты. Я знаю, что Вам доставляло радость служить прогрессу и людям. Об этом свидетельствует факт, когда Вы, несмотря на казни инквизиции, разрабатывали материалистическую систему Галилея-Коперника. Так что высокая цель – вот еще одно слагаемое Вашего успеха.

Реплика Господина в маске. – Интересно, господин Кеплер, как были вознаграждены Ваши успехи правительством. Вы были богаты?

Ответ Кеплера . – После смерти в доме нашли горсть монет, книги и две поношенные рубашки. Но ведь богатство не так уж и важно в старости.

Гастон Тисандье позволит вам возразить. Не понимаю, к чему эти жертвы. Простите, но я считаю всех ученых ненормальными фанатиками, безумцами. Они гробят свои жизни, умирают в расцвете лет. Вклад в науку! А своя жизнь оказывается загубленной. Я даже написал книгу «Мученики науки». Вот фрагменты из нее:

Филипп Лебон, создатель газовых фонарей подвергался гонениям конкурентов. Его нашли с 13-ю ножевыми ранами в груди;

Фрэнсис Бэкон, изобретая способ сохранения мяса в замороженном виде, простудился и умер;

Пурман, изобретатель шприца, покалечился и чуть не умер, вводя себе лекарство, а сам шприц был признан лишь через 240 лет;

Лилиенталь, создатель планера, бросился на крыльях с обрыва и разбился;

французский Ломоносов, самородок Бернар Полисен, художник, физик, химик, агроном, геолог и палеонтолог всю жизнь тратил деньги на постройку печей для фаянса, а семья голодала; все считали его сумасшедшим;

академик Петров, создатель электрической дуги, которая перевернула все в технике, так и не насладился плодами открытия;

но особенно меня поразил Фореман. Представляете, ему захотелось посмотреть, что делается в сердце! Он сделал надрез на вене и стал вводить резиновую трубочку по течению крови, а сам смотрел на экран, как трубочка входит в сердце. Как вы объясните цену такого успеха? Что они лично для себя приобрели, кроме эфемерной славы?

Иван Кулибин, русский. Я, господин Гастон, из этих…из чудаков, как Вы изволите считать.

Я тоже умер в нищете, но я был счастлив. От полуграмотного мальчишки я вырос до главного смотрителя императорских мастерских при Академии наук. За 30 лет работы там я чинил, совершенствовал и создавал тысячи механизмов. Фонарь с отражателем, самобегающую коляску, подъемное кресло, оптический телеграф, производство зеркал, арочный мост без подпорок, водоход, подвижные протезы для инвалидов. А какие часы я изготовил: с музыкой, с кукушкой, с танцующими человечками. Да, чтоб меня похоронить, жена продала последние уцелевшие в доме часы. Но электрическая дуга Петрова, паровая машина Ползунова, свеча Яблочкина выросли из моих наивных работ. «Знание – самое превосходное из приобретений. Все стремятся к нему, но само оно не приходит», - сказал Аль-Бируни. А знание помогает делать открытия для людей. И это такое наслаждение, такая радость, господа, которая выше денег!

Ведущий. Наш разговор приобретает порой трагический характер. Какие еще будут мнения?

Разрешите представиться, Гаспар Монж. А я считаю, что в основе всего лежит хорошее семейное воспитание, т.е. благоприятная среда , в которой ребенок растет. Так было у меня. Отец – точильщик ножей, малограмотный торговец, но заботливый отец. Он постарался дать детям хорошее воспитание и образование. Я и мои два брата – все стали профессорами. Конечно, я много работал, но я всегда ощущал поддержку семьи. Я стал почетным академиком математики и физики, я создатель начертательной геометрии, а чертеж – язык техники.

Есть в моей биографии факт, о котором не хотелось бы говорит, но, как говорят французы, слова из песни не выкинешь: я был другом и помощником Наполеона в его завоевательных походах, оснащал вооружением его армию. Но история простила мне этот грех за вклад в металлургию, химию, метеорологию, оптику, гидравлику, биологию, оружейное и стекольное производство. Закончить свой монолог я хочу стихами:

Когда хорошая семья,
Тогда успешна жизнь твоя!

Совершенно с Вами согласен и Столетов Александр Григорьевич. Абсолютно всем я обязан своим родителям. Мама учила меня арифметике, письму, музыке, языкам. Благодаря контролю, наставлениям родителей, я окончил школу с золотой медалью. Именно они внушили мне мысль о необходимости высшего образования. Первая физическая лаборатория в России создана мной. Я занимался проблемами фотоэффекта, теорией намагничивания, большой вклад сделал в развитие электротехники. Если бы мама могла дожить до моего триумфа, она гордилась бы мной. Правда, увлеченный наукой, я остался холостяком, не оставил потомства. Увы. За это мама не похвалила бы меня…Так вот, повторю еще раз: главный фактор – это благоприятная для развития способностей ребенка семейная среда.

Леверье Жан Жозеф. Гм… Я, наверное, всех удивлю. Дело в том, что я тоже достиг в жизни успеха, но только благодаря любопытству . Это как жажда, как страсть, оно сильнее всех стиму-лов в движении вперед. Я, знаете ли, не мог без увлекательной работы ни минуты. Все хотелось узнавать и открывать новое. У меня было страшное заболевание, рак. Когда я не кричал и не кор-чился от боли? Когда работал. Стоило мне сесть за вычисления, я забывал про все и наслаждался, удовлетворяя свое любопытство . Жажда познания позволила мне только путем вычислений от-крыть планету. Это Плутон!

А для меня, Острогорского Михаила Васильевича , все решила встреча с талантливым учителем. В 17 лет, будучи студентом, я жил на квартире у преподавателя математики. Он меня увлек предметом так, что в 18 лет я сдал экзамен за полный курс университета, в 19 лет защитил кандидатскую диссертацию. Учитель будто бы завел во мне механизм. А дальше я, конечно, трудился, не покладая рук. О, я был очень упорным. Однажды, возвращаясь из Германии, где учился, я был обворован. Представляете, я пошел домой, в Россию, пешком! Шел много недель. Мною написаны учебники для студентов, сделаны открытия в области интегральных вычислений, аналитической механики, баллистики. Бесспорно, за все я обязан исключительно встрече с талантливым учителем.

Глушков Виктор Михайлович . Я внимательно выслушал предыдущих ораторов и в каждом выступлении отметил некую общую величину: все упомянули о том, что много трудились, что у них была цель или невероятное упорство. Я сам, например, выбился в люди благодаря этим качествам. Вообразите себе поселковую школу в шахтерском Донбассе. У меня было всего два пути в жизни: в шахту, как все мои одноклассники, или добиться большего.

В строгие, загадочные числа готов вникать был я до третьих петухов…

Результат? В 5-м классе построил электронную пушку, радиоуправляемые модели. В 8-м классе овладел высшей математикой по программе технического вуза. Заметьте, сам, никто не заставлял. В 10-м – освоил университетский курс, а еще по огороду много работал, любил художест-венную литературу. Потом была война, работа по восстановлению шахт в Донбассе. И только в 21 год поступил в вуз и за 4 года окончил два факультета в разных институтах. Так вот, моя формула успеха такова: Успех = Цель х 3( Труд х Упорство).

Мстислав Всеволодович Келдыш , коллеги. Абсолютно с Вами согласен. Не сразу я стал дважды лауреатом Государственной премии и трижды Героем социалистического труда. Были годы упорного труда. В 16 лет поступил в университет, а в 20 лет уже плодотворно трудился в ЦАГИ – центре авиационной и космической науки. Жил полной жизнью, влюблялся, писал картины, занимался музыкой, руководил Академией наук. Просто надо уметь распоряжаться временем во имя достижения четко поставленной цели.

Господин в маске. А вам всем не кажется, что для успешной судьбы необходимо еще одно условие? Какое? Надо родиться мужчиной! Где среди вас, уважаемые, представительницы слабого пола? Их нет! Потому их и называют так. Слабоваты дамы по части интеллекта, трудолюбия и всего такого, что заслуживает уважения.

Три дамы. 1-я дама. Я очень внимательно слушала господина в маске. Вероятно, он сам не блещет глубокими познаниями, иначе он назвал бы много женских имен, внесших вклад в развитие цивилизации. Любой школьник знает имя Софьи Ковалевской. Я многое сделала в области математики, писала театральные пьесы и статьи, занималась музыкой и строительством. Мне все благоприятствовало: прекрасное семейное воспитание, уникальная домашняя библиотека, целый штат домашних учителей, постоянное окружение людей искусства и науки. У меня отличная наследственность: почти вся родня – это ученые, академики, профессора. Хорошее материальное положение. Но главное, почему я не стала пустой барышней, это такое качества, как настойчивость . Женщинам в то время нельзя было получить высшее образование в России. Я поехала за границу. Я добилась всего, чего хотела. И сама, и с помощью великодушных людей, которые меня поддерживали. И еще: жизнь коротка, надо ловить каждый ее миг, самому раскрывать в себе то, что заложено природой . Я умерла в 40 лет, но сделала столько, что хватит на несколько жизней. И при этом я, прошу отметить, женщина.

А теперь к вопросу о преимуществах мужчин. Ирен и Мария Кюри, лауреаты в области радиоактивности, ответят вам.

- Вы обращали внимание на то, что в школе больше девочек, которые учатся лучше мальчиков?

А потом, во взрослой жизни, мы отдаем наше звездное место мужчинам. Да-да. Связанные долгом материнства, долгом хранительницы домашнего очага, женщины создают вам, мужчинам, необходимые условия для достижения успеха. Женщина созидает гармонию внутри, мужчина – извне. А талантов среди нашей сестры больше, чем у вас.

Мы все потенциально можем все. Но выбираем сознательно иной путь, ибо наши усилия, жертвы служат миру и покою в основе основ, в семье. Каждая сидящая здесь девочка может удивить вас своими талантами. Попробуйте опровергнуть нашу философскую точку зрения на якобы существующее неравенство в способностях мужчин и женщин. (Здесь может возникнуть дискуссия со слушателями. Этот этап рекомендуется как переходный для последующего обсуждения результатов и как необходимая смена деятельности для всех участников).

Ведущий. Господа, пришло время перейти к составлению формулы. Для этого предлагаю экспертной группе написать на доске буквенные символы, а всех участников разбиться на три группы для дальней шей работы.

Затем идет обсуждение в группах зрителей, что делает их активными участниками дела.

После обсуждений каждая группа представляет и защищает свою формулу, которая записывается на доске. ( Как показывает опыт, преобладать в ней будут Цель, Упорство и Труд).

Доверить подведение итогов можно почетному члену коллектива образовательного учреждения или ведущему.

Рефлексия. На ближайшем классном часу можно предложить участникам обсуждения ответить на вопросы анкеты:

1) считаешь ли ты, что поднятая проблема важна (а)-для тебя, б)-для общества);

2) узнал ли ты что-либо новое;

3) изменилось ли что-либо в твоих взглядах или разговор заставил задуматься, был нужен;

4) хотелось бы продолжить этот разговор или прочесть названную книгу;

5) мысли какого героя выступления тебе более близки или заслуживают уважения.

Литература.

1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

2. В.И.Орлов. Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения (любое издание).