ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Литература

Внеклассная работа по литературе как средство развития интереса к предмету

Добавлено: 2017.12.09
Просмотров: 7

Бобунова Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

В общей системе мероприятий школы за высокую грамотность учащихся, приобщению их к искусству слова, богатствам русской классической и современной литературы, развитию художественного восприятия окружающего мира большое значение имеет внеклассная работа по литературе: организация кружков, факультативов, проведение олимпиад, различных соревнований, викторин, КВН, тематических вечеров, конференций, экскурсий.

Наши школьники (особенно в последние годы) знакомятся с русской литературой весьма подробно и разнообразно, но, к сожалению, для более глубокого понимания творчества того или иного автора программного времени не хватает. Внеклассные мероприятия призваны не просто познакомить с биографией и основными этапами творчества писателей, но и помочь ребятам погрузиться в атмосферу того или иного времени, услышать голоса современников, прочесть их письма к друзьям и близким.

Одним из важных средств эстетического и нравственного воспитания детей, развития их познавательных интересов являются литературные вечера.

Готовиться к вечеру следует заблаговременно, чтобы в итоге получилось единое представление, а не концерт из отдельных номеров. Подготовительный период очень важен. Ведь мало поручить учащимся выучить наизусть стихи поэта, а потом проверить знание текста. Помочь ребятам понять смысл произведения, его подтекст, расставить акценты, глубоко прочувствовать каждую строку, каждое слово - вот главное, что необходимо в работе со школьниками при подготовке к вечеру. Письма, воспоминания в случае крайней необходимости можно читать с написанного, а вот стихотворения - ни в коем случае.

Подготовить к восприятию темы, выбранной нами, отчасти поможет и эмоциональное погружение в атмосферу мастерской - составление композиции. Каждая композиция сопровождается небольшим режиссёрским комментарием, где прослеживаются возможные формы осуществления творческого замысла. Надо помнить, что эти комментарии не безусловны, ведь выбор музыкального, художественного оформления - тонкий процесс индивидуального творчества, где каждый из участников может внести своё предложение. Как правило, композиции построены в форме либо диалогов, либо монологов лирических героев. В осуществлении замысла постановки важно эмоциональное единство всех участников - это и есть залог цельности спектакля и радости совместного творчества.

Надо помнить ещё и о том, что кропотливая работа над литературным произведением при подготовке композиции позволяет развивать разнообразные навыки анализа поэтического текста: это и стремление передать глубину стихотворения через музыкальную структуру (ритмика, аллитерация, ассонансы), это и работа над выбором художественного музыкального оформления спектакля, которое должно эмоционально, эстетически и тематически соответствовать литературному материалу. Критерии выбора музыкального оформления могут быть следующими: выбирается та музыка, что была любима писателем или поэтом, та, что соответствовала времени, и та, что совпадает с драматургическим действием. Таким образом, мы развиваем ассоциативное мышление, школьник приучается видеть мир вокруг себя во всём многообразии, богатстве оттенков.

При оформлении сцены тоже могут возникнуть различные идеи, однако следует помнить, что для таких вечеров не стоит перегружать сцену дополнительными деталями, которые будут отвлекать внимание от главного. То же относится к костюмам.

После программ, посвященных поэтам (А. Блоку, М. Ц Цветаевой, А. Ахматовой и др.), можно устроить чтение стихов этих поэтов всеми желающими. Полезно предложить викторину “Продолжить стихотворение”: один из участников декламирует первую строку, другой - вторую и т. д. Желательно, чтобы вечера проходили в непринужденной атмосфере и не были бы “мероприятиями” в плохом смысле этого слова. Ведь цель их - развитие интеллектуальных способностей детей, а также речевой культуры.

Более подробно я хочу рассказать о нескольких литературных вечерах.

Проведение Пушкинского вечера в школе - традиция. 19 октября - “Лицея день заветный” - “Лицей, который не кончается”. Одна из задач композиции - показать в игровой форме, что мальчики-лицеисты далёкого века мало чем отличались от современных детей: те же проказы, шалости, обиды. Но над всеми этими проказами и шалостями - снисхождение к чужим слабостям, бережное отношение к интересам и увлечениям товарищей. А главное - служение общему делу, ставшее потребностью для многих, жизненным убеждением, которое усердно и целенаправленно формировалось учителями-наставниками. В композиции принимают участие и старшеклассники, несмотря на то что она обращена к учащимся 5-6 классов, особенно в последних сценах, представляющих повзрослевших лицеистов. Это также будет своеобразным “уроком” пусть не лицейского, но школьного братства.

Форма литературной гостиной может показаться сегодня несколько архаичной, но думаю, что именно этот жанр лучше прочих помогает исполнителю приблизиться к “тайнам ремесла” и донести до зрителя мысли и настроения лирики. В этом жанре были организованы вечера - “Пушкин и Байрон”, “Дом поэзии Маршака”, подготовленные и проведённые совместно с учителем английского языка. Неспешная беседа, несуетный разговор, которого порой так не хватает современным детям в стремительном ритме жизни, возвращает их к себе, к своим сокровенным чувствам, проблемам, которые вдруг оказываются созвучными стихотворениям поэта. Такая форма помогает участникам гостиной понять во всей глубине проблему становления творческой личности. Хочется отметить, что на данных вечерах одновременно звучит и русская, и английская речь. Школьники знакомятся не только с русской культурой, но познают и культуру Англии, её обычаи, больше узнают об английских писателях, глубже проникают в литературный и культурный процесс двух стран. Основная цель таких литературных вечеров - пробудить в ребятах желание узнать больше об этих и других писателях, стремление свободно владеть прекрасным русским языком.

На литературном вечере “Покой нам только снится”, посвященном творчеству А. А. Блока. 11-классники исполняют роли персонажей, готовят костюмы. Пьеро одет традиционно - в чем-то длинном и белом типа балахона; Мистик - в костюме, шляпе, чёрных очках; Автор - в белой рубашке и тёмных брюках; Прекрасная Дама в длинном платье и широкополой шляпе с вуалью, плечи кутает в шарф; Катька одета как можно более нелепо, Ванька - в одежде с элементами военной формы : фуражка, портупея, сапоги и т. д. Сцена убрана революционными лозунгами, вывесками “Вечер поэзии А. Блока”, кафе “Бродячая собака”, горящими свечами, театральными масками. В качестве музыкального оформления используется “Рондо -каприччиозо” Сен-Санса, музыка “Эх , яблочко. . . ”, обработка русской песни “Степь да степь кругом”. На сцене появляются Мистик с горящей свечей в руках и Пьеро. Говорят таинственно, как бы боясь спугнуть кого-то. . . Один за другим появляются участники представления, каждый со своей позицией по отношению к творчеству А. Блока, а также примиряющий их Автор. Постепенно выделяется три основные линии творчества Поэта, звучат воспоминания его современников (3. Гиппиус, Г. Иванова), письма Блока к Л. Д. Менделеевой, М. Цветаевой и А. Ахматовой, дневниковые записи самого поэта.

В процессе изучения классических произведений театр приобретает особое значение, становясь той формой “наглядности”, которая чрезвычайно важна для формирования у юношества как жизненного, так и эстетического опыта. Сценическое искусство пробуждает яркие чувства, обогащающие и формирующие его нравственный, интеллектуальный и поэтический мир, формирует способности к тому видению, без которого невозможно чтение художественной литературы. Наконец, театр имеет первостепенное значение в установлении прочных связей между образованием и воспитанием, содействует более тонкому и глубокому проникновению в эмоционально-образную сущность литературного произведения. Мы обращаемся ко всем формам детского сценического творчества, актуализируем имеющийся театральный опыт школьников и обобщаем его, внедряя как репродуктивные (сбор материалов о театре, просмотр инсценировок и профессиональных постановок, чтение по “ролям”), так и проблемно-поисковые методы (обсуждение игры актёров и приёмов создания образа на сцене, “режиссёрский”, “актёрский” комментарий, читательская интерпретация текста ит. д.)

Приручая школьников замечать детали в процессе подготовки, просмотра и обсуждения инсценировки, ценить свою зрительную наблюдательность и пользоваться её в работе над текстом, мы воспитываем “проницательного” читателя, способного без посторонней помощи постигать художественное произведение.

Театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, тем самым может способствовать развитию интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.

Важно ориентироваться в своей педагогической работе на высокие образцы искусства, постигать принципы театрального творчества, коллективного в своей сути. Пренебрегая ими, можно нанести большой ущерб и художественному, и нравственному воспитанию учащихся.

Театральные занятия в общеобразовательной школе преследуют цели общевоспитательные, а не цель профессиональной подготовки учащихся. Но это, тем не менее, не исключает построение таких занятий с учётом основ и специфики современного театрального искусства.

Цель этих занятий - развивать интеллектуальную и психоэмоциональную сферу личности средствами театрального искусства. Учебные занятия ведутся по нескольким направлениям: ознакомление со сценической грамотой на упражнениях и этюдах; развитие внимания, наблюдательности, остроты восприятия; действие в вымышленных обстоятельствах, воображение; развитие дикции (скороговорки, чистоговорки); упражнения на согласованность коллективных действий.

Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают внимание и память, речь и воображение, пластику. Новые упражнения вводятся постепенно, каждый раз усложняются. Часть занятий посвящается теории театра, специфике кукольного, драматического, музыкального театра, истории театра.

Постановке спектакля предшествует предварительная беседа о предмете постановки, проводится индивидуальная работа по выбору, обучение выразительному чтению произведений. Исполняя роль, школьник добровольно принимает и присваивает свойственные ей положительные черты. Так формируется умение поступать в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Разнообразие театрализованных представлений, использование в процессе работы над их постановкой различных средств выразительности, особая атмосфера творчества и радости от достигнутых результатов позволяет использовать спектакли, литературно-музыкальные композиции, литературные вечера, гостиные в целях всестороннего воспитания и развития интереса школьников к предмету “Литература”.