ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Литература

Литературный ринг по творчеству К.Г. Паустовского

Добавлено: 2017.12.18
Просмотров: 35

Кутявина Светлана Владимировна, учитель начальных классов

Цель: Привлечь внимание учащихся к творчеству К.Г. Паустовского.

Подготовка к уроку: дети читают и вспоминают рассказы и сказки К. Паустовского к уроку. Класс делится на две команды. Готовятся музыкальные заставки, приглашается жюри.

Ход игры

I. Оргмомент.

– Наш литературный ринг посвящен творчеству Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968 гг.).

Чуткий художник, тонкий наблюдатель, признанный мастер литературного пейзажа, он воссоздает в своих произведениях образы родной природы, помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий мир и почувствовать его чарующее великолепие.

Он призывал оградить природу от варварских покушений на нее, заступался за гонимых и преследуемых, бичевал безжалостность, халатность по отношению к природе.

В нашей игре принимают участие 2 команды.

/Идет представление команд./

– Представляем наше жюри…

– Для обдумывания ответа на каждый вопрос командам будет предоставляться по 30 секунд.

– Итак, наша игра начинается! Объявляется первый раунд. В нем 3 задания.

II. 1-й раунд. «Лесные происшествия»

Задание 1. «Узнайте произведение по его началу»

  • «Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули». («Барсучий нос».)
  • «Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота…» («Кот-ворюга».)
  • «К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца». («Заячьи лапы».)
  • «Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы».(«Жильцы старого дома».)

Задание 2. «Отчего и почему?»

– Зная рассказы К. Паустовского, вы легко ответите на следующие вопросы.

  • Одного из персонажей К. Паустовского называют «десять процентов». Почему его так прозвали? (Рассказ «Последний черт». На деда напала свинья, не свинья – прямо лев! он попал в больницу, где доктор ему сказал, что от него осталось «десять процентов». Так деда и прозвали «десять процентов».)
  • Из чего деревенские мальчишки плетут лески для рыбной ловли?(Рассказ «Сивый мерин». Из конского волоса.)
  • Кого называют лучшим сборщиком шишек? (Белок. Рассказ «Заботливый цветок».)
  • Есть ли враги у рыбаков? Если есть, то какие? (Да. Это мальчишки, которые распугивают рыбу; подводные коряги, за которые запутывается леска; а также ряска, комары, грозы, ненастье и наводнение. Рассказ «Золотой линь».)
  • Можно ли увидеть жару или холод? (Рассказ «Квакша». Да можно. В жару над лугами и лесом можно заметить желтый дымок. Кажется, что дрожит воздух. А в холод меняется цвет неба – оно становится зеленым, как мокрая трава.)
  • Если выкопать в лесу маленькое деревце, например, березку, посадить его в кадку и держать в теплой комнате, пожелтеют ее листья осенью или останутся зелеными на всю зиму? (Они осенью пожелтеют и облетят. Рассказ «Подарок».)

Задание 3. «Доскажите словечко»

  • … черт (Последний.)
  • Кот-… (Ворюга.)
  • Собрание … (чудес.)
  • … воробей (Растрепанный.)
  • … мерин (Сивый.)
  • Летние … (дни.)
  • … линь (Золотой.)
  • Стальное … (Колечко.)

III. 2-й раунд. «Детективный»

– Сейчас вы побываете в роли детектива. Вам нужно выполнить 3 задания.

Задание 1. «Кто это? Что это?»

  • Сидор (Воробей.)
  • «Жук» (Носорог.)
  • «Последний черт» (Пеликан.)
  • «Собрание чудес» (Озеро.)
  • Древесная лягушка (Квакша.)
  • Подарок (Березка.)

Задание 2. «Объяснялки»

  • Кто может помочь человеку выбраться из лесного пожара? (Старые лесные жители знают, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь. Герой рассказа «Заячьи лапы» дед Ларион побежал за зайцем, и тот вывел его из огня.)
  • Однажды барсук обжег нос, сунув его в сковородку, где жарилась картошка. Как он лечил свой нос? (Он расковырял старый пень, засунул нос в самую его середину, в холодную и мокрую труху.)
  • Шел как-то герой рассказа Паустовского по не скошенному лугу, и пристала к нему ласточка. Кружилась около него два часа, кричала так, что герою стало не по себе. Объясните ее поведение. (Когда человек идет по нес кошенному лугу, он спугивает сотни кузнечиков и жуков, а ласточка ловит их на лету и кормится без всякой заботы. Рассказ «Сивый мерин.».)
  • В стародавние годы красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина. Для чего они это делали? (Чтобы не увядала их красота. Рассказ «Прощание с летом».)
  • Что предсказывает древесная лягушка-квакша? (Кваканьем она предсказывает дождь. Рассказ «Квакша».)
  • Существует высокое растение с красными цветами, собранными в большие кисти. Оно приносит большую пользу молодым лесным посадкам. Как называется это растение, и в чем его польза? (Это кипрей, или Иван-чай – очень «теплый» цветок, вокруг него всегда теплый воздух, и молодые деревца, стоящие рядом с ним, не замерзают в холода. Рассказ «Заботливый цветок».)
Задание 3. «Картотека детективов»

– По описанию вы должны узнать героя рассказа К. Паустовского.

  • Жила она в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Она была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи. (Ворона. Сказка «Растрепанный воробей».)
  • Он был старый, спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму он жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук…» (Старый воробей Сидор. Сказка «Стальное колечко».)
  • Перо розовое и желтое, большой клюв с мешком для рыбы, на голове пух, птица старая, очень злая, не любит и бьет детей, взрослых трогает редко. (Пеликан. Рассказ «Последний черт».)
  • Он был тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. У него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (Кот-ворюга.)

IV. 3-й раунд. «Конкурс капитанов»

Выходят капитаны команд, не глядя достают из корзинки (прикрытой салфеткой) предметы, и называют откуда эти потерянные вещи.

/В корзине предметы: колечко, еловая шишка, кусочек хлеба, спичечный коробок с жуком, букетик искусственных цветов, игрушечная сковорода./

/Предметы из рассказов: «Стальное колечко», «Корзина с еловымси шишками», «Похождения жука-носорога», «Растрепанный воробей», «Барсучий нос», «Теплый хлеб»./

V. Подведение итогов литературного ринга.

Материал для учителя

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 1931) мая 1982 года в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика. Отец его – потомок запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось, около Белой Церкви. Там же жили его дед – бывший николаевский солдат и бабка-турчанка. Семья Паустовского часто переезжала с места на место, жили в Вильно, Пскове, Киеве. В Киеве Костя пошел учиться в первый класс 1-й Киевской классической гимназии (оконч. В 1912). Мальчик любил фантазировать и представлял себе разные неизвестные страны – он собирался стать капитаном дальнего плавания. Вечерами, открывая географический атлас, он отправлялся в воображаемые путешествия в различные уголки мира. Когда Костя учился в шестом классе, из семьи ушел отец. Мальчик должен был сам зарабатывать себе на жизнь и учение. Он стал заниматься репетиторством, которое отнимало все свободное время. Тогда же Костя открыл для себя куда более восхитительное занятие – сочинительство. Он пробовал писать стихи и рассказы. Один из них ему, ученику девятого класса, даже удалось опубликовать во взрослом литературном журнале «Огни». После окончания киевской гимназии Паустовский два года проучился в Киевском университете, в 1919 году перевелся в Московский университет.

Затем наступили очень тяжелые и страшные годы в жизни страны: Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война. Судьба занесла Паустовского в прессу. Именно здесь он оказался среди очень интересных для него людей – это были молодые писатели — Багрицкий, Ильф, Бабель. Был Паустовский и на Кавказе: Сухуми, Батуми, Тбилиси, путешествовал по Армении, был и в Северной Персии. В 1923 году Константин Георгиевич перебрался в Москву, где начал работать в журналистике. Через два года вышла его первая книга «Морские наброски» (1925) и ряд рассказов. В поисках новых жизненных впечатлений вместе с геологом Шацким Паустовский уезжает в пустыню к соленому озеру Кара-Бугаз, потом в Колхиду, в ту пору там велась работа по осушению малярийных болот. Побывал он и на Севере – в Карелии, в Петрозаводске.

И вот однажды совершенно случайно он открыл для себя недалеко от Москвы заповедную землю – Мещеру. Открыл, рассматривая клочок географической карты, в которую ему завернули в магазине пачку чая. На карте видны были глухие леса, озера, извилистые лесные реки, заброшенные дороги и даже постоялые дворы. В тот же год Константин Георгиевич поехал в Мещеру, и этот край полюбился ему, стал его второй родиной. Здесь, в Мещере, вместе с Паустовским подолгу жили его друзья-писатели: Рувим Фраерман, Аркадий Гайдар, Андрей Платонов. Паустовский писал впоследствии, что именно Мещере он обязан многими своими рассказами.

Побывал Паустовский за границей: в Польше, Чехословакии, Болгарии, Турции, Италии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии, Швеции и др. Но дороже всего на свете ему были Москва, Таруса (небольшой городок на крутом берегу Оки) и Мещера, куда он неоднократно возвращался. Константин Георгиевич Паустовский написал большое количество книг, в которых рассказал о своих путешествиях, множество рассказов о природе и быте людей и очень необычные сказки.