ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"

Добавлено: 2017.12.19
Просмотров: 9

Пестерева Любовь Алексеевна

Методический паспорт учебного проекта.

Данный учебный проект предназначен для осуществления учащимися старших классов СОШ внеучебной деятельности по курсу истории Отечества по теме: “Общественно-политическое развитие СССР (1917-1960-ые годы)”.

Цели:

1. Образовательные:

  • изучить содержание темы в статьях, научных монографиях, художественных произведениях, исторических документах, воспоминаниях живых свидетелей событий.

2. Воспитательные:

  • учить сопереживанию и сопричастности к минувшим событиям,
  • формировать у школьников чувства гражданской ответственности и осознание своей гражданской позиции.

3. Развивающие:

  • формировать навыки самостоятельной работы с большими объемами информации,
  • умение видеть проблему и намечать пути ее решения,
  • умение работать в группе; вести дискуссию,
  • отстаивать свою точку зрения,
  • анализировать, аргументировать, собирать материал, представлять его,
  • учить получению опыта социального взаимодействия (архив, статистический отдел, музей, встречи с жителями сел района).

Тип проекта: информационный, ознакомительно-ориентировочный исторический моно - проект с открытой, явной координацией.

Класс: 10.

Сроки: сентябрь 2007 – январь 2008, внеурочное время.

Обеспечение проекта: учебники истории Отечества, политический словарь, монографии по теме, периодические издания, материалы архива г. Боготола, статистического отдела г. Боготола, краеведческого музея г. Боготола, сборники документов, документы из личных архивов репрессированных жителей сел Боготольского района, воспоминания жителей сел Боготольского района.

ЗУНы, необходимые для работы в проекте:

  • умение работать в информационном поле, используя литературу по теме проекта;
  • умение осмысливать, структурировать информацию, связывать ее с прежними знаниями.

Специфические ЗУНы: проективные.

Мотивация проектной деятельности:

  • сама учебная проектная деятельность;
  • интерес к теме проекта, ее результатам;
  • желание реализовать себя в общем деле.

Предполагаемые приращения:

  • новая, ранее неиспользованная информация по теме проекта, добытая самими учащимися;
  • умение планировать и осуществлять проектную деятельность;
  • личностные компетентности учащихся.

Статус учебного проекта:

Руководитель проекта: Пестерева Любовь Алексеевна, учитель высшей квалификационной категории, заслуженный педагог Красноярского края, отличник народного просвещения России.

Апробация: МОУ Вагинская СОШ, Боготольского района, Красноярского края.

Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения.

Тема проекта: “Красноярский край в годы политических репрессий”.

Тема исследовательской работы: “История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР”

Время реализации проекта: сентябрь 2007 – январь 2008 гг.

Возрастная группа: учащиеся 10 класса ВСОШ

Проблемный вопрос учебной темы:

  • исследование судеб людей, депортированных в Боготольский район Красноярского края;
  • изучение истории политических репрессий в СССР.

Дидактическая цель проекта: формировать компетентности в сфере самостоятельной деятельности, навыки самостоятельной работы с большими объемами информации, умение видеть проблему и намечать пути ее решения.

Методические задачи:

  1. рассмотреть основные понятия темы:
  2. репрессии, спецпоселения, ГУЛАГ, террор, особый отдел, НКВД, специальные
  3. задания правительства, тоталитаризм;
  4. выявить причины антинародной политики государства в период сталинского режима;
  5. помочь учащимся осознать свое отношение к политической сфере жизни, свою гражданскую позицию;
  6. способствовать творческому и аналитическому мышлению школьников;
  7. продолжить формировать умение работы в группе, вести дискуссии;
  8. способствовать получению опыта социального взаимодействия.

Возможные источники информации:

Цель: задать направление поиска информации.

Школьная библиотека, сельская библиотека, личные библиотеки учащихся, районная библиотека, краеведческий музей г. Боготола, статистический отдел г. Боготола, архив г. Боготола, интернет.

Реализация проекта.

1. Самостоятельная работа в группах (октябрь 2006 – ноябрь 2006 г)

Группа Участники Деятельность Сроки
1 Киль Е.

Григорьев А.

Пашков П.

1. составление вопросника для сбора материала о лицах, подвергнутых репрессиям

2. сбор, изучение и анализ материала по теме проекта;

3. встреча с жителем с. Вагино Экардт А. К.

4. запись, обработка и оформление собранного материала.

13.11.07

октябрь.07 – ноябрь 07

20. 11. 07

до 27. 11.07

2 Плотников Г.

Кузнецов В.

Палагин С.

1.сбор, изучение и анализ собранного материала;

2. встреча с жительницей с. Вагино Семенихиной А. А.

3.работа в краеведческом музее г. Боготола;

4. работа в статистическом отделе, архиве г. Боготола;

5. запись и оформление собранного материала.

Октябрь 07 г. –

Ноябрь 07 г.

12. 11. 07

10. 11. 07

10. 11. 07

До 27.11. 07

3 Еранцева Т.

Фадеева Н.

1. сбор, изучение и анализ материала по теме проекта;

2. оформление материала по теме проекта на электронном носителе и в печатном виде.

Октябрь 07 – ноябрь 07

Ноябрь 2007 г

2. Подготовка учащихся к презентации по отчету о проделанной работе.

Систематизация полученных знаний (до 28. 11. 06 г.)

3. Защита полученных результатов и выводов (23. 01. 07 г.)

4. Рефлексия.

Презентация проекта

“История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР”

ЦЕЛИ:

  • познакомиться со всем объемом собранного по теме проекта материалом, обменяться информацией;
  • учиться анализировать, сравнивать исторические факты, аргументировать свою точку зрения, делать выводы и обобщения;
  • рассмотреть следующие понятия: репрессии, террор, спецпоселения, ссылка, тоталитаризм, реабилитация, ГУЛАГ, депортация.

ЗАДАЧИ:

  • проследить хронологические этапы политических репрессий в СССР;
  • выявить причины антинародной политики Советского государства;
  • сравнить судьбы депортированных в Красноярском крае поволжских немцев, калмыков, литовцев;
  • определить формы проявления протеста несвободе в СССР;
  • помочь учащимся осознать свое отношение к политической сфере жизни, свою гражданскую позицию;
  • способствовать развитию аналитического мышления школьников, умению вести дискуссию;
  • способствовать формированию у подростков патриотического сознания, уважительного отношения к историческому прошлому своей Родины.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • узнают историю Красноярской политической ссылки: систему ГУЛАГа, типы, разновидности, формы и места ссылки;
  • смогут выявить причины антинародной политики государства;
  • сравнить судьбы депортированных в Боготольский район поволжских немцев, калмыков, литовцев;
  • определят формы сопротивления несвободе в СССР;
  • сделают собственный выбор, определят свою гражданскую позицию.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ:

  • предъявлять результаты учебной исследовательской, проектной деятельности;
  • анализировать исторические факты, документы, делать выводы;
  • использовать ранее приобретенные знания для получения новых знаний;
  • вести диалог, дискуссию;
  • использовать межпредметные связи;
  • определять свою гражданскую позицию, аргументировать свою точку зрения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

Исследовательский.

ВАРИАНТЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ:

  • Проследите в хронологической последовательности этапы политических репрессий в СССР.
  • Выявите причины антинародной политики советского государства.
  • Сравните и сделайте выводы о судьбах депортированных в Боготольский район поволжских немцев, калмыков, литовцев.
  • Определите свою гражданскую позицию к политическим репрессиям и свое отношение к тем, кто оказывал сопротивление тоталитарному режиму в СССР.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Презентация учебного проекта.

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ:

  • организация представления материалов проекта;
  • постановка проблемных вопросов, организация их обсуждения, организация дискуссий, дебатов;
  • организация использования межпредметных связей (литература, МХК), необходимых для раскрытия форм сопротивления несвободе в СССР через творчество поэтов, писателей, художников.

Приложение

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  1. Васильева Л. В., Кремлевские жены. М., 1994.
  2. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Красноярск, Издательские проекты, 2004.
  3. Колосков А. Г., Хрестоматия России XX век. М., Дрофа, 2000.
  4. Краткий политический словарь. М, 1987.
  5. Красноярский край в истории Отечества. Книга вторая. Октябрь 1917-1940 гг. Красноярск, 1996.
  6. Красноярский край в истории Отечества. Книга третья. 1941 – 1953 гг. Красноярск, 2000.
  7. Медведев Р., Они окружали Сталина. М., 1990.
  8. Орлова О. В., История Отечества. XX век. С–П., 2003.
  9. Солженицын А. И., Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956 гг. том 1 том 2, Кемеровское книжное издательство, 1990.
  10. Сборник документов по истории СССР. Выпуск 2, 1921-1932 гг. М., 1979.
  11. Хлевнюк О. В., 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. М., 1992.
  12. Стецовский Ю. И. История современных репрессий. Общественный фонд “Гласность”.1997.