ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Математика

Внеклассное мероприятие по математике на тему «Однажды в математическом королевстве…»

Добавлено: 2017.12.20
Просмотров: 42

Сосна Ольга Александровна, учитель математики

К участию в мероприятии готовятся две команды (можно создать сборные по параллелям, например 7А,8А,9А против 7Б,8Б,9Б). Ведущими (в сценарии они названы Церемониймейстеры и спикер) приглашаются независимые участники, состав жюри (по сценарию – парламент) это от 3 -5 учителей, необязательно математиков. Команды состоят из 8-10 учащихся, одна представляет Алгебраическое королевство, другая - Геометрическое. В каждой команде своя принцесса, претендующая на трон Математического королевства, другие участники команды составляют свиту принцессы. Командам дается домашнее задание – приготовить для игры костюмы, герб (примерный вариант в приложении 2), собрать исторические факты о развитии алгебры и геометрии, подготовить небольшие презентации для представления своей команды. В назначенный день актовый зал празднично убирается, приглашаются гости, при в ходе в зал каждому вручается флажок с гербом (сторонникам алгебры красного цвета, любителям геометрии – зеленого). Зал условно делят на две секции, чтобы при проведении конкурсов с болельщиками (по сценарию это народ математического королевства) легче было оценивать участников. Звучит музыка, на сцене группа пятиклассников исполняет песню о математике (на мотив песни из кинофильма “Буратино”).

Она приходит в каждый класс
Важна для жизни и для нас
Бедняк, ученый и поэт,
Ньютон и Гаусс и Виет
Царицу все в ней признают
Скажите, как ее зовут?
Ма-те-ма-тика!!!!
Окружена людской молвой
И каждый символ в ней живой.
У тех в руках от счастья ключ
И будет в жизни тот везуч
Царицу кто в ней признает
Скажите, кто же здесь живет?!
Ма-те-ма-тика!!!!

Примерный вариант сценария.[1]

1.Спикер. Дамы и господа! Мы собрались сегодня в этом уютном зале, чтобы в нелегкой борьбе определить, кто взойдет на королевский трон нашего все могучего государства. Принцессы Алгебраическая и Геометрическая достойные претендентки в королевы, но трон один, а их, увы, две. По решению парламента, состязаний будет ровно семь. Мудрейшая из мудрых, принцесса победившего королевства торжественно взойдет на трон! Господин церемониймейстер, начинайте!

2.Церемониймейстер 1. Состязание первое-визитка королевства. Принцесса “Алгебраическая” со свитой! (Приложение 1 – презентация, слайд 2)

3. Принцесса “Алгебраическая”- Господа! Я имею честь представить вам свою свиту. Первый министр королевства, министр внутренних дел господин “Модуль”, характер нордический твердый, в связях, порочащих его, замечен не был. Обладает исключительной особенностью получать о себе только положительные отзывы. Ни один житель королевства не вышел от него с отрицательным настроением. (Приложение 1-презентация, слайды 3,4,5)

4. Господин “Модуль”. Господа! Я представляю вам второго министра королевства - министр финансов лорд “График”. Исключительной упорядоченности господин, всю свою жизнь посвятил работе, регулируя рост благосостояния государства.

5. Лорд График.- Правда моя работа во многом зависит от первой статс-дамы королевства госпожи “Функции”. Дамы очень аккуратной и экономной: каждому значению аргумента она ставит в соответствие только одно свое значение и притом только из своей области определения.

6. Госпожа Функция. Позвольте добавить, что предки мои более 300 лет назад были обнаружены благороднейшим философом, математиком Рене Декартом, а фамилию наш род получил от немецкого математика Готфрида Лейбница (презентация, слайд 4)[2].

7. Принцесса “Алгебраическая” - Представляю вам вторую статс-даму королевства мисс “Степень”- представительницу древнейшего рода, о существовании которого впервые упомянул Великий Диофант еще в 3 веке.

8. Госпожа Функция: Несмотря на свой переменчивый нрав, мисс “Степень” пользуется при дворе заслуженным безупречной службой авторитетом, и дворцовые жители предпочитают не портить с этой дамой отношений.

9.Лорд “График”: Конечно, куда выгоднее быть возведенным в степень с положительным показателем, нежели с отрицательным (демонстрируется табличка с примерами 25=32 и 2-5= 1/32).

10.Мисс “Степень”: Господа! Давайте представим благороднейшего рыцаря принцессы – сэр “Корень Квадратный”! В народе его знают под именем “Радикал”.

11.Господин “Модуль”- Рыцарь без страха и упрека, господа, его нагрудный знак, овеянный легендарными победами, впервые, встречается в немецкой алгебре в1525 году [2], правда он там выглядел несколько иначе (демонстрируется табличка с изображением знака корня без черты )

12.Мисс “Степень” - А современный знак корня в 1637 году предложил математикам всего мира уже известный нам Рене Декарт.

13.Рыцарь “Корень Квадратный” - Благодарю вас господа. А я в свою очередь представляю своих оруженосцев – Кавалер “Минус” и кавалер “Плюс”. Знаки на их щитах впервые встречаются у немецких алгебраистов XVI века. Оба бесстрашны, как львы, готовы всегда встать на защиту своего господина.

14. Принцесса “А”: Мои фрейлины господа! Мисс “Парабола” и мисс “Гипербола”. Несмотря на разницу в характерах, каждая имеет свою линию, отображающую их жизненную позицию.

15.Мисс “Парабола” - Господа, позвольте представить наших пажей – отважный “Икс” и не менее отважный “Игрек”. Оба потомки величайшего математика ХVI века Франсуа Виета (слайд 5), отца символической алгебры.

16. Мисс “Гипербола” - Дамы и господа! Представляю вам нашу величественную госпожу – принцесса “Алгебраическая”- вряд ли кто сравниться с ней по древности ее рода. В первой половине IX века в Средней Азии вышла на арабском языке книга под названием “Китаб ал-джебр ва-л-мукабала”[3].

17. Мисс “Парабола” - От второго слова в названии этой книги и произошло имя нашей светлейшей принцессы.

18. Паж “Икс” - Дальнейшее развитие алгебры связано с именами европейских ученых Николой Тарталья, Бомбелли, Кардано (слайд 5) [2]!

19.Паж “Игрек” - Нашу очаровательную принцессу восхваляли, развивали и другие ученые Исаак Ньютон, Леонард Эйлер, Рене Декарт (слайды 4,5)[3].

20. Церемониймейстер 2 - Жители сказочно – мудрого королевства “МАТЕМАТИКА”! Что вы можете добавить в поддержку своей принцессы? Но помните - принимаются только достоверные факты. Время на защиту интересов принцессы ограничено- три минуты! Уважаемый парламент, фиксируйте ответы! Итак, начали! (далее участники, не вошедшие в команду, поочередно перечисляют достоверные факты, связанные с развитием алгебры).

21. Церемониймейстер 1.- Уважаемый парламент! Огласите количество баллов, набранное жителями алгебраического королевства.

22. Спикер. – Дамы и господа! В пользу принцессы “Ал-джебр” зафиксировано ____ баллов.

23. Церемониймейстер 2.- Борьба за королевский трон продолжается!

Принцесса “Геометрическая” со свитой! Прошу Вас, принцесса!

24.Принцесса “Геометрическая” - (Приложение 1-презентация слайды 6,7,8) Господа! Первый министр королевства – министр юстиции сэр “Параллелограмм”, поговаривают, что он родом из Греции, да еще в родстве с самим Эвклидом!

О, его биографию начали составлять еще пифагорейцы! И только в 17 веке мир узнал обо всех его свойства с доказательствами их величия!

25. Сэр “Параллелограмм” - Благодарю Вас, принцесса. Господа, представляю вам второго министра королевства – министр иностранных дел маркиз “Треугольник”. Его фамильный герб прост и незатейлив, потому что треугольник самая простая замкнутая линия, но он один из первых, чьи свойства начали изучать в глубокой древности. Изображения треугольников и задачи на треугольники встречаются в папирусах, в старинных индийских книгах и других древних документах.

26. Принцесса “Гео” - А в Древней Греции учение о треугольниках развивалось в понтийской школе, основанной в VII в. до нашей эры Фалесом Милетским и затем полностью изложено в первой книге “Начал” Евклида.

27. Маркиз “Треугольник” - Спасибо, господа, вы очень добры ко мне, а я вам хочу представить одну из очаровательнейших статс-дам нашей принцессы, госпожу “Окружность”. Она представительница древнейшего рода геометрических фигур. Философы древности придавали ей большое значение, называя ее фигуру самой совершенной из линий.

28. Госпожа “Окружность” - А вот мой преданный паж “Радиус”, о котором впервые сообщил миру в 1569 году французский ученый Рамус[2], радиус помогает держать мою совершенную форму, удерживая все мои точки на равном расстоянии от центра!

29. Паж “Радиус” - Сударыня, я тронут Вашей добротой, но мне кажется, Вы преувеличиваете мою значимость, любой диаметр может выполнить мои функции.

30.Маркиз “Треугольник”- Уважаемый парламент, вторая статс-дама королевства - несравненная мадам “Трапеция”! Ее прабабушка была гречанкой, и в древности их фамилию переводили как “Столик”, лишь в 18 веке трапеция приобрела современный смысл.

31. Мадам “Трапеция” - А слухи о том, что моя средняя линия равна полу сумме оснований ходили еще у древних египтян, а также содержались в папирусе Ахмеса.

32.Сэр “Параллелограмм” - И даже фигурировали в виде инскрипций во II веке до нашей эры на стенах храма Эдфу в верхнем Египте и в трудах Герона Александрийского.

34. Мадам “Трапеция” - Представляю вам моего верного пажа кавалер “Угол” - интереснейших свойств создание! Его фамильный герб украшает знак ? , который в XVII веке предложил французский математик Эригон[2].

35. Госпожа “Окружность” - Представляю вам, господа, благородного рыцаря принцессы “Геометрической” - лорд “Перпендикуляр”, несгибаемый воин, оберегает принцессу от дворцовых интриг, всегда идет напролом и только под прямым углом.

36. Лорд “Перпендикуляр” - Французский математик Эригон в 17 веке предложил для обозначения моего жизненного кредо знак перпендикулярности ^ [2] и с тех пор этот знак украшает мой щит и плащ. Господа, представляю вам моих оруженосцев кавалер “Квадрат” и кавалер “Ромб”. Я думаю, о себе они расскажут сами.

37. Кавалер “Квадрат” - Фамилия нашего рода происходит от латинского слова quadratum, в переводе с греческого “тетрагоном”, что означает сделать четырехугольник, мои предки состоят в родстве с сэром “Параллелограммом”, а по сему обладают всеми свойствами присущими этим фигурам. Мой младший брат кавалер “Ромб” тоже очень известен при дворе принцессы “Гео”.

38. Кавалер “Ромб” - Благодарю вас, сударь, мое влияние при дворе вами не преувеличено. Боюсь показаться не скромным, но мои личные качества замечены только благодаря вашему участию в моей карьере, ведь я перенял почти все ваши свойства. Кроме того, слово “ромб” тоже греческого происхождения, оно означало в древности вращающееся тело, веретено, юлу. Образ моих предков был связан первоначально с сечением, проведенным в обмотанном веретене (демонстрирует изображение веретена и его сечения).

39. Маркиз “Треугольник” - Господа, позвольте представить вам обворожительных фрейлин нашей очаровательной принцессы “Гео” - “Параллельные прямые” - прошу вас, милые дамы.

40. “Параллельная прямая 1” - греческое слово “параллелой”, означающее “Рядом идущие”, друг подле друга проведенные, стало употребляться как геометрический термин еще 2500 лет назад в школе Пифагора.

41. “Параллельная прямая 2” - В 3 веке н.э. математик Папп пользовался знаком “равно” для обозначения параллельности. Также поступал в 17 в. французский математик Эригон. Лишь в 18 веке после того, как введенный Рекордом знак равенства вошел в общее употребление, для обозначения параллельных прямых стали пользоваться знаком II.

42. “Параллельные прямые” (первое предложение хором, потом по очереди) - Господа! Нам выпала честь представить вам нашу божественную и неповторимую принцессу “Геометрическую”. История ее происхождения уходит своими корнями в глубокую древность и связана с практическими потребностями человечества. Слово “Геометрия” греческого происхождения “Гео” - земля, “метрео” мерю и означает “землемерие”, но зародилась она в Египте около 2000 лет до н.э.

43. Кавалер “Ромб” - А прославляли нашу божественную и неповторимую принцессу, давая ей возможность развиваться, крепнуть и обогащаться знаниями величайшие умы человечества Фалес, Герон Александрийский, Евклид, Архимед, Птолемей, Рене Декарт, Николай Лобачевский и многие другие. Да, народ нашего королевства знает о нашей принцессе все, боготворит ее и мечтает, что она станет королевой “Математики”.

44. Церемониймейстер 1. – кто займет королевский трон, покажут испытания. А вот мы сейчас проверим, много ли они знают о своей правительнице. Уважаемый народ, по моей команде прошу излагать исторические факты в пользу своей принцессы. Уважаемый парламент прошу фиксировать только достоверные факты. Итак, начали! (“народ” в порядке очереди за короткое время, 2-3 минуты, должен перечислить как можно больше исторических фактов.)

45. Церемониймейстер2 – Господин Спикер, огласите итоги первого состязания.

46. Спикер зачитывает количество набранных баллов обеими сторонами.

47. Церемониймейстер 2 – Дамы и господа! Состязание второе – конкурс статс-дам (презентация, слайды 9, 10), милые леди прошу подойти ко мне. Сейчас вы отправитесь разгадывать кроссворды (Статс-дамы выбирают один из предложенных табличек с кроссвордами и удаляются на 5-6 минут). Уважаемый народ, вы тоже можете внести свою лепту в это состязание, за каждое сочиненное четверостишие на предложенные рифмы начисляются по 3 балла, дерзайте, господа! (Рифмы на печатных листах раздаются в зале)

А я приглашаю пажей для проведения третьего конкурса (приложение 1, презентация, слайд 11) По моей команде вы из этих многоугольников должны собрать букву “Т” - первую букву слова “Трон”. Время ограничено – 2 минуты. Господин Спикер, проследите за временем. Итак, приготовились, начали. (Пажи выкладывают букву, выигрывает тот, кто раньше и точнее соберет заданную букву.)

48. Церемониймейстер 1. Господин Спикер, огласите результаты состязания. (Спикер объявляет набранные баллы, один из членов парламента заносит результаты состязаний в специальную таблицу.)

(Возвращаются статс-дамы.)

49. Церемониймейстер 2. Господа, послушаем, что нам прочтут наши очаровательные статс-дамы, начинайте госпожа “Функция” - первая, затем госпожа “Окружность” (дамы по очереди зачитывают свои ответы).

50. Церемониймейстер 1. Господин спикер! Оцените состязание по пятибалльной системе.

51. Церемониймейстер 2– Господа министры, прошу подойти ко мне – начинаем состязание четвертое!

Перед вами свитки с теоремами, великими теоремами великих ученых. Ваша задача – за короткий срок каждой теореме сопоставить ее создателя. Вам выделяется 7 минут, вы можете выбрать группу поддержки из четырех человек или воспользоваться помощью свиты принцессы. Начинайте, Господа!

52. Церемониймейстер 1. Внимание! Наступил ответственный момент, уважаемый народ! Пришла пора заступиться за свою принцессу! Сейчас, мы по очереди зададим каждому королевству по десять вопросов, отвечать на вопросы кратко “Да” или “Нет”. Итак, королевство “Алгебраическое” против королевства “Геометрического”! Блицтурнир для вас, подданные принцессы “Ал-джебры” (Приложение 1 презентация, слайды 13,14). Зачитывают с листа по порядку 6 вопросов, один из членов парламента фиксирует правильные ответы.) Всем спасибо, господин спикер, занесите в таблицу набранные баллы.

Блицтурнир для вас, подданные ее высочества принцессы “Геометрической” (презентация, слайды 17, 18). Готовы? Начали! (зачитывает вопросы). Господин Спикер, объявите результаты турнира.

53. Церемониймейстер 2. (Возвращаются министры). Господа министры! Вам слово! Господин “Модуль” - вы первый, за тем господин “Треугольник”. Мы вас слушаем, господа. (Министры по-очереди формулируют теоремы, парламент оценивает ответы.)

54. Церемониймейстер 1. Господин спикер, вам слово, оцените выступление министров! (спикер оглашает итоги состязаний).

55. Церемониймейстер 2 – Господа, состязание пятое (презентация, слайды 19, 20, 21), приглашаются очаровательные фрейлины! Перед вами, милые дамы, тест на соответствие, я думаю, вам не трудно будет сопоставить рисунки из левого столбца с названиями из правого. Задание деликатное, тонкое, очень похожее на дворцовые интриги, уверен, вы справитесь.

56. Церемониймейстер 1– Господин спикер, кто из фрейлин точнее справился с заданием? (Объявляет результаты конкурса.)

57. Церемониймейстер 2Состязание шестое (слайды 22 и 23), господа! Рыцари и оруженосцы будут меряться силами в жестоком поединке! Подойдите к столу, бесстрашные рыцари. На этих щитах написаны числовые выражения, вам предстоит быстро и безошибочно подсчитать их значения, каждый верный ответ – один балл! Помните, вы защищаете честь вашей принцессы, может именно от вас зависит, которая из принцесс займет королевский трон! Первыми выступают оруженосцы, затем рыцари. Да победит сильнейший! Начали! (рыцари в порядке очереди дают ответы, парламент фиксирует только верные из них, за каждый верный ответ – один балл.)

58. Спикер – Закончили, господа, время вышло. Королевство “Алгебраическое” баллов, королевство “Геометрическое” баллов.

59. Церемониймейстер 1 – Господа! Состязание седьмое. Последнее! Ваши высочества! Наступил ваш черед померяться силами в мудрости и справедливости. Ваш народ передал в руки парламента несколько жалоб на непорядки в ваших королевствах. Вы должны отреагировать на них, издав соответствующий указ. Принцесса “Алгебраическая”, ваш выбор, (принцесса подходит к столу и берет один из свитков с жалобой), принцесса “Геометрическая” - ваш выбор (берет свой свиток). Время на издание указа фантастически короткое – 5 минут, вы можете выбрать себе помощников из свиты. Мы ждем вас через 5 минут!(слайды 24,25)

60. Церемониймейстер 2– Уважаемый народ, пока принцессы решают ваши проблемы, вы вновь можете внести свой вклад в исход состязаний, достаточно только правильно решить задачи, которые я вам предложу (время – 2 мин., по 2 балла за верный ответ).

Задача 1. Торговец купил некий товар за 7 рублей, продал его за 8 рублей, потом вновь купил за 9 рублей и опять продал за 10 рублей. Какую прибыль он получил?

Задача 2. Волк и лиса соревнуются в беге. Кто какое место занял, если известно, что Волк был одним из первых, а Лиса была не последней?

Задача 3. Придворный садовник каждую минуту отпиливает от бревна кусок в 1 метр. Через сколько минут он распилит 11-метровое сухое бревно?

Задача 4. У старшего брата принцессы 2 конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы восторжествовала справедливость?

Задача 5. В дворцовой сокровищнице 24 кг бриллиантов. Как с помощью чашечных весов и без гирь отмерить 9 кг бриллиантов? (слайд 26)

(Баллы за верные ответы члены парламента заносят в таблицу результатов).

61. Церемониймейстер – Ваши высочества, прошу зачитать свои указы. (Принцессы по-очереди зачитывают указы, парламент оценивает мудрость, справедливость и чувство юмора каждой принцессы по пятибалльной шкале.)

62. Церемониймейстер – Благодарю вас, милейшие. Состязания закончены, дамы и господа. Слово за вами, уважаемый спикер. (Спикер оглашает результаты состязаний. Принцесса одержавшего победу королевства торжественно занимает королевский трон)

Литература

1. “19 игр по математике”, “Математический бомонд”, Оникул П.Р.

2. “История математики в школе”, Глейзер Г.И.

3. “Энциклопедия для детей”, том 11, Математика, “Аванта+”.