ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Игры

Игра-путешествие по стране "Хлеборобия"

Добавлено: 2017.12.21
Просмотров: 12

Заклёпкина Ольга Викторовна, учитель начальных классов; Дёмина Надежда Петровна, учитель начальных классов; Краснова Татьяна Олеговна, учитель начальных классов; Ракова Ольга Павловна, учитель начальных классов

Оборудование: костюмы участников, рушник, каравай, кроссворды, ребусы, гербарий злаков, воздушные шарики, выставка рисунков.

Ход праздника

Доска оформлена рисунками детей, плакат “Хлеб – всему голова”. Под звуки песни “Русское поле” (муз. Я.Френкеля, слова И.Гоффа) входят участники (4 команды по 6 человек).

Ведущий: Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться.

Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда очнулся, около него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их. Эти зёрна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а человек рассказал им о чудо-колоске.

Сегодня мы будем говорить об истории появления хлеба, учиться бережно и уважительно относиться к нему.

1 конкурс. Представление команд

Выступление 1 команды.

Команда “Золотые колоски”

Наш девиз: Хлеб – всему голова.

1 ученик:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый.
А бывает подгорелый. Что это?

Все: ХЛЕБ.

1 ученик:

Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило как небо на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех!

Все: ЭТО ИНТЕРЕСНО.

1. За 60 лет человек съедает 30 тонн пищи. Половину из неё составляет хлеб.

2. Самыми популярными на Руси были крендели, бублики, баранки, калачи.

3. Одна булка хлеба содержит около 10 000 зёрен.

4. Хлеб рождён 4 стихиями: Землёй, Водой, Небом, Огнём.

5. В мире съедают более 9 млн. буханок хлеба каждый день. Этого достаточно, чтобы сделать 90 млн.бутербродов.

6. В Германии в музее выставлен хлеб возраст которого 6 000 лет.

7. Хлеб испечённый на рождество, никогда не черствеет.

8. Как гласит древнее суеверие, хлеб перевёрнутый корочкой вниз, приведёт к неудаче.

9. В Санкт-Петербурге открыт единственный в России Государственный музей хлеба, в нём 12 000 экспонатов.

2 ученик:

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем!

3 ученик:

Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!

(Девочка подносит на рушнике каравай жюри)

2 ученик: Старинный русский обычай встречать гостей, друзей, невесту и жениха хлебом- солью говорит о том, что их встречают символом плодородия и богатства, щедрым даром матушки-земли.

4 ученик:

Вот он- хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой!
Вот он – тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!

5 ученик:

В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

6 ученик:

Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

3 ученик:

В нём Земли родимой соки
Солнца свет весёлый в нём,
Уплетай за обе щёки
Вырастай богатырём!

6 ученик: Много профессий потрудилось над кусочком хлеба: тракторист и агроном, водитель и слесарь, комбайнёр и мельник, пекарь и кондитер.

5 ученик: В каждый кусочек хлеба вложено много сил. Кто хлеб ест, тому сила передаётся. Поэтому говорят: “У кого хлеб, у того и счастье”.

Все: БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!

Выступление 2 команды.

1 ученик: Ставьте ушки на макушки.

Выступает команда.

Все: ГОРБУШКА.

2 ученик: ГОР – горячо,

3 ученик: БУ – будем.

4 ученик: Ш – шутить,

5 ученик: К – клянёмся,

Все: дружными и честными быть!

6 ученик: А – про меня забыли. Ещё активными быть.

1 ученик: Нет, что ты! Ты самая главная буква.

2 ученик: А – начало алфавита

3 ученик: А – начало в знаний путь.

4 ученик: А горбушка – хлеба краюшка.

5 ученик:

Отгадай легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый
Он и чёрный, он и белый
А бывает подгорелый. Это – ХЛЕБ.

6 ученик:

Его мнут и катают
В печи закаляют
Потом за столом
Режут ножом. Это – ХЛЕБ.

1 ученик:

Ведь обед не обед
Если к супу хлеба нет
И не та на вкус картошка
Если хлеба нет ни крошки.

2 ученик:

Даже каша с хлебом краше!
Гусь без хлеба ерунда.

3 ученик:

Хлеб, кормилец – пища наша
Хлеб насущный – сила наша,
“Молодецкая еда”.
Говорил народ всегда.

4 ученик:

Много на свете вкусных конфет,
И шоколада и мармелада
Только когда очень хочется есть
То ничего кроме хлеба не надо.

5 ученик:

На работе, и в походе
У народа хлеб в почёте
С хлебом русский человек-
Богатырь из века в век!

6 ученик: Значит, правильны слова

Все: “Хлеб – всей жизни голова”.

Все: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

1. Хлеб растёт 10 недель, да плюс 1 неделю прорастает зерно, получается 11 недель.

2. Для выпечки 1 батона требуется 10 000 зёрен.

3. Самыми популярными злаками являются пшеница, рожь и ячмень.

4. Для выпечки мучных изделий используют овёс, кукурузу, рис и гречу.

5. Хлеб даёт нашему организму белки, углеводы, витамины. Они необходимы для работы мозга, укреплению мышц.

6. Учёные – медики считают, что взрослый человек должен съедать в день 300–500 г. хлеба, а ребёнок 150–400 г.

7. Почти половину своей энергии человек берёт от хлеба.

2 ученик: И в заключении команда “Горбушка” споёт весёлые частушки.

Все:

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.

1 уч.

Хлебом – солью всех встречаем
Самовар на стол несём
Мы за чаем не скучаем
Говорим о том, о сём.

2 уч.

Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра,
Очень весело проходят
У нас с мамой вечера.

3 уч.

Вова, Вовочка, дружок
Съешь с грибами пирожок
А для нашей Анечки
Булочки да прянички.

4 уч.

Сковородочку возьму
Да блиночков напеку.
Угощу я всех друзей,
Чтобы было веселей.

5 уч.

Нынче был не урожай
По причине дождика
Станет хлебный каравай
Подороже тортика.

Все:

Хороши к обеду плюшки
Хлеб, батоны и ватрушки.
Уважайте, дети, хлеб
Лучше в мире его нет!
Всё!!!

Выступление 3 команды.

Команда “Зёрнышки”

1 уч.

Мы золотые зёрнышки
Живём лучистым светом.
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.

2 уч.

Мы чистые, струистые,
Мы зёрна золотистые.

3 уч.

Мы ветерком провеяны
И солнышком просвечены
Выносливы, дружны,
Мы людям так нужны.

4 уч.

Отдельно каждый – зёрнышко
Маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко
Страны своей огромной!

5 уч.

Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Трактористы, агрономы, комбайнёры, хлеборобы, шофёры, мельники, пекари, продавцы.

Все: Песню спеть невозможно без сердца, Хлеб нельзя получить без труда.

6 уч.

Он золотом лился, волною бежал,
Горой на токах деревенских лежал.
И если примечу кусок в небреженье –
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движенье –
Поднять и спасти это чудо Земли.

Все: Говорим мы: БЕРЕГИТЕ, БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ РОДНОЙ!

Выступление 4 команды.

Команда “Каравай”.

Дети в костюмах Хлебороба, Воды, Земли, Воздуха, Солнца и Каравая. Каравай встаёт в середину, остальные водят хоровод вокруг него.

Все: Как для нашей славной команды испекли мы Каравай,

Каравай, Каравай, кого любишь, выбирай.

Каравай: Здравствуйте, уважаемые гости и участники. Я – Каравай, и чтобы появиться на вашем столе мне нужны (показывает на детей) Солнце, Воздух, Вода и руки Хлебороба.

Каравай: Любой хлеб приходит в дом только к тем людям, которые берегут хлеб и вспоминают добрым словом тех, кто его создавал.

Земля:

Чтоб колосья подняться смогли,
Нужно людям над пашней сгибаться,
В хлебе чувствую запах Земли,
И упорство труда землепашца!

Вода:

Хлеб.…Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй!
Без него человеку беда!
Нет важнее труда хлебороба!

Хлебороб:

С детских лет запомнил навсегда
Хлеб-земля, хлеб - воздух, хлеб - вода.
Солнечное в нём живёт светило,
В нём живёт душа родных полей,
Нежность доброй матери моей.
Жизнь от хлеба и от хлеба - сила!

Все: Мы любим хлеб! Ведь хлеб - всему голова!

(Смотри приложение № 1).

Жюри подводит итоги 1 конкурса.

2 конкурс “Почемучки”

Даны 8 заданий, ответы на которые дети находили в Интернете, энциклопедиях, спрашивали у взрослых. Ведущий предлагал выбрать каждой команде по 2 задания в шариках. Отвечать можно после минуты обсуждения.

1. Почему в народе говорят “Хлеб - всему голова”.

В семье отец самый главный, важный, кормилец. На Руси ещё говорили “голова”. Хлеб - это кормилец семьи.

2. Откуда пришло к нам слово “хлеб”?

Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных

формах-горшках, которые называются “клибанос”. От него в старонемецком языке образовалось слово “хлайб”, превратившийся затем в русский “хлеб”.

3. В какой стране найден самый древний хлеб?

Первый хлеб появился на Земле 15 тыс. лет назад в Египте. Сначала люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, потом научились растирать их между камнями, получая муку. Подмечено, что подогретые зёрна легче отделяются от колоса. Предполагают, что часть каши выплеснулась на тёплые камни и превратилась в румяную лепёшку. Так стали печь первый хлеб. Он не был похож на современный.

4. Почему хлеб бывает белый и чёрный?

Чёрный хлеб пекли из ржи и называли ржаной. Белый хлеб пекли из пшеницы и называли пшеничный.

Музыкальная пауза. (Русскую народную песню “Хлебушко” исполняет ученица 2 класса)

5. Каких злаков на Руси сеяли больше и почему?

В России больше всего сеяли рожь. Она морозоустойчивая, созревает раньше других

злаков (кроме ячменя). Именно из неё пекли хлеб - основную пищу для русской деревни.

6. Составьте цепочку следования хлеба с рождения и до нашего стола.

1 уч.

На широкие долины
Вышли новые машины.
Глянь в раскрытое окно -
Сеют сеялки зерно.

2 уч.

Перед этой пашнею
На заре цветут равнины,
Шапку скинь, дружок,
Видишь, пробивается
Хлебный стебелёк.
Сколько в это зёрнышко
Вложено труда.
Знает только солнышко,
Ветер да вода.

3 уч.

Тихо шепчут тополя.
Председатель на машине
Приезжает на поля.
Хороша пшеница!
Подрастает, что ни час,
Крепнет, колосится…

4 уч.

Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Росло зерно в широком поле,
Созрел он и встал золотою стеною.
И слышит страна-за уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Сжали, обмолотили, провеяли.

5 уч.

И вот на мельнице оно.
Его там мелко помололи,
Там от муки белым-бело.

6 уч.

Пекарь хоть и молодой
Вот он хлебушко душистый
Быстро тесто замесили.
Нам машины без усилий.
Наступило время печь.
Тесто в формы, формы в печь.

7 уч.

С хрусткой корочкой витой.
Вот он-тёплый, золотистый
Словно солнцем налитой!

(Каждый ученик показывает рисунок)

7. Какая пора называется у хлеборобов “страдой”?

Страда – время уборки урожая (в основном зерновых).

8. Как вы относитесь к хлебу?

Уважительно, бережно, ласково.

Жюри подводит итоги 2 конкурса.

3 конкурс “Аукцион пословиц”

- Без соли, без хлеба – половина обеда.

- Худ обед, коли хлеба нет.

- Где хлеб, тут и мыши.

- Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

- Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

- Из одной муки хлеба не испечёшь.

- Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска.

- Хлеб наш батюшка.

- Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

- У кого хлебушек, у того и счастье.

Жюри подводит итоги 3 конкурса.

4 конкурс “Мозговой штурм”

Команды заранее заготовили кроссворды, а потом обменялись ими.

(Смотри приложение № 2).

Жюри подводит итоги 4 конкурса.

Ведущий: Хлеб… он всегда с нами. Не потому ли порой мы не замечаем его, как не замечаем воздуха, которым дышим. А 65 лет назад, в блокадном Ленинграде умирали от голода люди. Фашисты окружили город и не давали провозить продукты. Выдавали по 250 г хлеба на рабочего и по 125 г. на ребёнка (показать). И был тот хлеб не такого качества, как сейчас, а с примесями опилок, клея, растений. 900 дней длилась блокада Ленинграда, 900 дней мук и слёз, горестей и смертей, труда и борьбы.

Хлеб - это богатство для всех и каждого. Задумаемся о его высочайшем смысле… Хлеб - это жизнь, недаром его называют насущным. Вот поэтому наш девиз:

Все: БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ХЛЕБУ!

Общее подведение итогов. Награждение грамотами.

Литература

1. Сборник “Русские народные загадки, пословицы, поговорки”, М., “Просвещение”, 1990 г.

2. Крутогоров Ю. “Скатерть-самобранка”, М., “Детская литература”, 1985 г.

3. Юрмин Г. “Славный город Урожайск”, М., “Детская литература”, 1974 г.

4. Сборник “Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно”, М., “Детская литература”, 1991 г.

5. Журнал “Начальная школа” №6, 1983 г.

6. Интернет, сайт mhtml:file://F: / Лена / из чего готовят хлеб_.mht.