ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Математика

Внеклассная работа по математике как фактор развития и социализации обучающихся

Добавлено: 2017.12.23
Просмотров: 38

Редкозубова Ольга Федоровна, учитель математики

Внеклассная работа по математике является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе. Ее цель на данном этапе модернизации российского образования – всестороннее развитие и социализация ученика на основе усвоения математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для общественного прогресса на основе социального партнерства учителей, детей и родителей, их взаимопонимания, взаимороста, взаимообогащения и личностного развития всех субъектов,  участвующих во внеклассной работе.

При этом внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности. Учитель содействует творческой, интеллектуальной, социально-значимой деятельности обучающихся, создает в кружках и факультативах  благоприятный психологический климат и развивает в них ученическое самоуправление.

Мною разработана модель деятельности педагога, организующего внеклассную работу. Целью модели является организация процесса по обновлению содержания деятельности учителя во внеклассной работе и обеспечение условий ее реализации в свете практического решения задач модернизации образования в современной школе. (Приложение 1).

В своей практической деятельности использую различные приемы изучения индивидуальных особенностей обучающихся, условий семейного воспитания совместно с психологом и социальным педагогом.

Провожу диагностику семей обучающихся и их родителей, так как семья – часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации личности. Безусловно, школа определяет и направляет воспитательную политику, а семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнер. Это обеспечивается если приобщить родителей к управлению учебно-воспитательным процессом в школе, организовать их  психолого-педагогическое просвещение. Так,  знакомлю родителей с брошюрой практических советов по семейному воспитанию «Полезные навыки» по ред. О.Л. Романовой, позволяющих родителям вместе со школой готовить ребенка к жизни в современном мире, в частности с анкетой для родителей из 28 вопросов, которые выражают защитные факторы, помогающие подросткам выжить и добиться успеха: поддержка семьи; родители, которые являются образцами социальных связей; участие родителей в жизни школы, организация домашнего досуга, дополнительного образования; стремление ученика к учению, хорошей успеваемости в школе и т.д. На основе этого составляется социальный паспорт класса, где отражается образовательный и социальный уровень родителей и сведения об учащихся.

Первый этап закончен. Я определила группу учеников, с которой мне предстоит заниматься внеклассной работой и нашла партнеров в лице родителей.

В моей практике внеклассная работа делится на 2 типа:

1 тип. Индивидуальные занятия с отстающими от других в изучении программного материала, целью которых является своевременная ликвидация и предупреждение имеющихся пробелов в знаниях и умениях. Они проводятся с небольшими группами учащихся однородных по имеющимся пробелам в знаниях и по уровню обучаемости; индивидуализирую помощь, даю индивидуальные домашние задания, осуществляю коррекцию и контроль знаний. Привлекаю родителей или они обращаются за помощью ко мне сами, если ребенок длительно болеет; провожу для них консультации, предоставляю дидактический материал. Также привлекаю учеников-консультантов. Этот тип занятий необходим, чтобы ребенок, попавший в нестандартную ситуацию, чувствовал поддержку со стороны педагога, родителей и одноклассников и у него не снизилась мотивация к учению вообще и к математике в частности.

2 тип. Работа с учащимися, проявляющими повышенный интерес и способности к изучению математике, т.е. традиционная внеклассная работа, цель которой – пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике и ее приложениям, расширение и углубление знаний по программному материалу, умение работать с дополнительной литературой.

Условно можно выделить три вида внеклассной работы.

  • Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства внеклассного чтения по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей, работа с консультантами.
  • Групповая работа – систематическая работа, проводимая с кружком или факультативом и другими постоянными коллективами учащихся.
  • Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом: вечера, научно-практические конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы и т.д.

Основными формами внеклассной работы в моей практической деятельности, являются кружки в 5,6 классах и факультативы в 7-11 классах. В основе выбора кружка лежат зачатки интересов к математике, а при выборе факультатива – интерес к математике, возможность успешного перехода от форм и методов обучения в школе к формам и методам обучения в высших и средних учебных заведениях: лекций, семинаров, докладов, практических работ. Моя задача мотивировать обучающихся, чтобы они стали постоянным активом, способным помогать в организации эффективного обучения математике. В начале учебного года на первых уроках математики и на первом родительском собрании рассказываю, что на параллели будет для желающих организован кружок или факультатив, чем мы будем на нем заниматься, что нового и интересного узнают на занятиях, какая будет польза. Ребята советуются с родителями и к середине сентября выявляю желающих заниматься. Особенно тщательно готовлюсь к первому занятию, чтобы не сложилось впечатление о кружке или факультативе, как форме развлечения. Выбираю более доступную тему, например, «Числа-великаны и числа-малютки» 5-6 класс или «Как возникла алгебра» 7 класс. Занятия провожу сама, на этом же занятии начинаю выпуск журнала, где записывается все что делали и выпускается газета «Молния», которая вывешивается в кабинете математики, чтобы все обучающиеся у меня видели, что происходит на занятиях и возможно, найдутся еще желающие стать членами этого объединения.

По результатам диагностики делю членов кружка или факультатива на группы:

  • учебно-исследовательская, для тех кто может заниматься исследованиями, готовится писать рефераты, доклады;
  • конструкторская, для тех кто будет изготавливать наглядные пособия, модели для кабинета математики;
  • оформительская – выпуск стен-газет, различное оформление внеклассных дел.
  • любители решения задач – проведение конкурсов, олимпиад.

Таким образом, реализуются принципы, которые важны для меня, как учителя, доступны для понимания детей, учитываются родителями.

  • Принцип доступности.
  • Принцип «само» - умение реализовать себя.
  • Принцип творческой активности – умение искать творческие решения.
  • Принцип успешности – умение делать.
  • Принцип общения – умение говорить, слушать, понимать.
  • Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях.

Организаторская деятельность предполагает постепенное расширение круга субъектов, участвующих во внеклассной работе: родителей, членов семей обучающихся, выпускников школы.

Организуя внеклассное чтение учащихся, довожу до сведения родителей список книг и статей с указанием номеров журналов и страниц, что читать по математике, с просьбой помочь обеспечить детей необходимой литературой, интересоваться содержанием этих книг и мнением детей о прочитанном.

При подготовке исследовательской работы учеником 6 класса по теме «Измерение углов», помимо моего руководства работой, помощь оказывала его мама, которая затем присутствовала на школьной научно-практической конференции, где ее сын демонстрировал прибор, позволяющий приближенно измерять углы на местности, в основе которого лежит «Посох Якова», применявшийся в средние века.

В изготовлении наглядных пособий, моделей родители оказывают помощь в случае, если требуются сварочные или слесарные работы. Родители помогают в организации экскурсий на природу: «Математика в парке» 5,6 класс, «Симметрия в природе» 8 класс, экскурсии на предприятия и учебные заведения. Так, родитель ученика 9 класса организовал экскурсию в железнодорожное депо «Омск» и железнодорожное училище. Отнесся к организации очень серьезно. Мне был предварительно представлен план экскурсии, в ходе которой члены факультатива познакомились с работой в депо, услышали от работников о значении математики в овладениями их профессиями; затем мы посетили училище, где преподаватель математики провел беседу о специальностях и особенностях обучения в данном училище. Обучаясь в 11 классе, ребята посещали ВУЗы в дни открытых дверей и как результат несколько учащихся из этого факультатива, поступили в Транспортный университет, на факультеты, где профилирующим предметом является математика.

Другими партнерами во внеклассной работе являются выпускники школы, которые делятся опытом, как им пригодилась математика в обучении в ВУЗах, в работе и жизни. Так, в беседе с одним из выпускников выяснилось, что ему при выполнении проекта мансарды на его дом пришлось применять знания из  геометрии: решать прямоугольные треугольники, вычисляя длины сторон и величины углов, использовать формулы для вычисления площади поверхности крыши. Использование этого проекта стало темой двух факультативных занятий в 8-м классе. На первом теоретическом занятии этот выпускник рассказал о расчетах проекта мансарды, необходимого количества покрытия крыши – профнастила, площади фасада для отделки сайдингом. Второе занятие было практическое – экскурсия на стройку, где ребята увидели, как проект воплощается в жизнь.

Учащимся из факультатива понравилась идея реставрации крыш у своих частных  домов и дачных домиков и надеюсь, что когда-нибудь они воплотят собственные проекты в реальность.
Другим примером партнерства с выпускниками является занятие кружка в 5-м классе по теме «Узоры», которое проводили с выпускницей, окончившей художественную школу и институт сервиса. Я рассказала об использовании свойств центральной и осевой симметрии при изображении узоров. Затем она показала как практически из бисера можно плести  узоры. Она же обучала ребят – оформителей из кружка выпускать стен-газеты, «Молнии».

Следующим видом внеклассной работы – является массовая работа.

В нашей школе стало традицией проводить первой неделю наук, которая предваряет другие недели. На ней проводится школьная олимпиада по всем предметам. Каждый ученик может поучаствовать не более чем в трех предметах. На олимпиаде по математике участвуют обучающиеся, занявшие первые места на олимпиаде, проводившейся в рамках кружка или факультатива.

Следующей проводится неделя математики. В этом году кружок 6 класса отвечал за открытие недели математики в школе. Был создан организационный совет из учителей, детей и родителей, где обсудили и составили сценарий открытия. Мамы придумали и помогли изготовить костюмы для выступающих, а с помощью пап мальчики изготовили декорации и необходимые реквизиты героев сценки.

Традиционной стала математическая регата – командное соревнование, в котором участвуют учащиеся из одной параллели. Состав команд -  4 человека. В каждом из 4-х туров предлагается 3 задачи для письменного решения. При подготовке к соревнованиям распределяются обязанности:

  • Подбор задач – учитель математики, работающий на параллели.
  • Подготовка копий  дидактического материала. Призы – родители.
  • Музыкальное сопровождение, выпуск объявления, «Молнии» - учащиеся.
  • Жюри – выпускники или старшеклассники и председатель, в лице учителя математики, не работающего на этой параллели.

После окончания тура осуществляется разбор задач, а затем объявляются результаты проверки. Победители и призеры определяются по наибольшему числу баллов. По итогам соревнований ученики получают призы, что также мотивирует обучающихся во внеклассных мероприятиях.

При проведении массовых мероприятий – математических соревнований, КВН, математических вечеров и других видов внеклассной работы, которые проводятся в форме коллективных творческих дел, помогает использование методики И.И. Иванова «Коллективное творческое дело», обеспечивается широкая внеурочная занятость детей. Востребованы личностно-ориентированные развивающие технологии обучения и воспитания, игровые, информационные, коммуникационные технологии.  Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха пробуждают добрые чувства, притягивают к школе.

Внеклассная работа дает возможность ученику реализовать  свои способности, расширять знания об окружающем мире, приобретать коммуникативные навыки, организаторские умения, способствуют формированию положительной мотивации к продолжению образования. Я как педагог совершенствую свои организаторские способности, объединяю учащихся, педагогов, родителей, выпускников школы, управляю процессом развития личности.

Приложение 2.