ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Интегрированное занятие "Пожары. Действия при пожаре"

Добавлено: 2017.12.29
Просмотров: 30

Тихонова Елена Викторовна, учитель химии, биологии, ОБЖ

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,82 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: создание условий для формирования представления о пожаре и его составляющих.

Задачи.

Образовательная: сформировать у обучающихся представления о процессе горения, условиях возникновения и прекращения горения, пожарах, причины и классификации пожаров и действия при пожарах.

Развивающая: научить определять и объяснять понятия, анализировать, осуществлять поиск необходимой информации.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственность.

Тип занятия: интегрированный ОБЖ + химия.

Форма занятия: изучение нового материала.

Основные методические приемы: беседа с элементами рассказа, презентация, контроль с использованием ИКТ.

Оборудование: учебник, мультимедиапроектор, компьютерный класс.

План занятия: (занятие проводят учитель химии и ОБЖ. Данное занятие можно провести в 8 классе или как внеклассное мероприятие в 5-8 классах)

  • Организационный момент. (Учитель ОБЖ)
  • Изложение нового материала. (Учитель химии, учитель ОБЖ)
  • Контроль изученного материала. (Учитель ОБЖ)
  • Подведение итогов урока. (Учитель ОБЖ и химии)

Ход урока

I. Организационный момент: представление и приветствие присутствующих.

II. Изучение нового материала (изложение материала сопровождается показом презентации)

Учитель ОБЖ:

Огонь бывает разный:
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Ребята как вы можете охарактеризовать данное четверостишие? В каких случаях огонь добрый? А в каких злой? (Ответы учащихся)

Учитель ОБЖ: Добрый, когда он помогает, а злой – вызывает пожары, повреждения людей и разрушение зданий.

Учитель ОБЖ: А что такое пожары? (Ответы учащихся)

Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Учитель химии: Как вы думаете, что необходимо для возникновения горения?

Для возникновения горения необходимы определенные условия, а именно – совмещение в одном месте в одно время трех основных составляющих:

  • горючего вещества в виде горючих материалов (дерева, бумаги, бензина, керосина, природного газа).
  • окислителя, в качестве которого при горении веществ чаще всего выступает кислород воздуха (02). Кроме кислорода окислителями могут быть химические соединения, содержащие кислород в составе молекул (селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота), а также отдельные химические элементы (фтор, бром, хлор).
  • источника воспламенения, постоянно и в достаточном количестве поступающего в зону горения (искры или пламени спички, костра, горелки, непогашенного окурка).

Для прекращения горения необходимы условия противоположные условиям возникновения.

Задание для учащихся: Напишите условия, способствующие прекращению горения.

Ответ:

  • Прекратить доступ окислителя.
  • Удалить источник воспламенения.
  • Изолировать горючие вещества.

Пожары сопровождаются химическими и физическими явлениями.

Химические – реакцией горения и продуктами сгорания (в большей степени отравляющие вещества)

Физические - деформация конструкций, вскипание и выброс веществ.

Учитель ОБЖ:

Пожары классифицируются:

1. По внешним признакам горения, (наружные, внутренние, наружные + внутренние, открытые, скрытые)

2. По месту возникновения, (в зданиях, сооружениях, на открытых площадках, на сгораемых массивах – лес, степь, торфяники)

3. По времени прибытия пожарной службы. (Запущенные и незапущенные)

Учитель химии: Важной характеристикой, определяющей вероятность возникновения пожара и складывающуюся при пожаре обстановку (интенсивность процесса горения, скорость распространения огня и др.), является огнестойкость зданий и сооружений. В свою очередь, степень огнестойкости зданий и сооружений определяется минимальными пределами огнестойкости строительных конструкций и возгораемостью материалов, из которых состоят эти конструкции.

Вопрос учащимся:

Как вы думаете, на какие группы делятся строительные материалы по степени возгораемости?

(Возможный ответ.) Все строительные материалы и конструкции по данному признаку можно разделить на три группы возгораемости: горючие, трудногорючие и негорючие.

Группы возгораемости материалов:

Горючие – строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются и тлеют и продолжают тлеть после удаления огня (древесина, целлюлоза, пластмасса, битум).

Трудногорючие – строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются и тлеют или обугливаются, а после удаления огня горение и тление прекращаются (древесно-стружечные и древесноволокнистые плиты).

Негорючие – строительные материалы, которые под воздействием огня не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются (кирпич, бетон, металл, гипс, гранит, мрамор).

Учитель химии: Задание для учащихся.

Даны строительные материалы: древесноволокнистые плиты, битум, мрамор, пластмасса, металл, древесина, кирпич, древесно-стружечные плиты, бетон, целлюлоза, рубероид, гипс. Распределение строительных материалов по группам возгораемости и занесите результат в таблицу.

Горючие Трудногорючие Негорючие

А теперь проверим: (презентация).

Горючие Трудногорючие Негорючие
Битум

Пластмасса

Древесина

Целлюлоза

Рубероид

Древесноволокнистые плиты

Древесно-стружечные плиты

Мрамор

Металл

Кирпич

Бетон

Гипс

Учитель ОБЖ: наибольшую опасность представляют пожары, возникающие в жилище. Перечислите причины таких пожаров.

Вот некоторые из них:

- оставленные включенными электроприборы (утюг, электрический чайник, паяльник и т.д.)

- включение в одну розетку одновременно несколько мощных потребителей электроэнергии, а также не перегружать розетку.

- применение бенгальских огней, хлопушек, свечи и другие пиротехнические изделия в квартирах.

- игры со спичками, не затушенными предметами и всеми легковоспламеняющимися веществами.

- использование бензина для растопки печи.

- неисправные печи, электроприборы

Учитель ОБЖ:

Чем опасен пожар?

Если случился пожар, как надо себя вести?

Опережающее задание (информация, подготовленная детьми).

1. На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

2. Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком — внизу меньше дыма.

3. Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони “01”. Если ты живешь в современном доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям. (Можно использовать другие примеры предложенные детьми при подготовке домашнего задания)

III. Закрепление изученного материала.

Учитель ОБЖ и учитель химии: А теперь закрепим то, что мы сегодня узнали. Ответьте на вопросы:

Вопрос 1. Каковы должны быть ваши действия, если из работающего телевизора или из какого-то другого электроприбора пошёл дым? (Выдерну вилку из сети и накину на телевизор влажное одеяло.)

Вопрос 2. Чем нельзя тушить электропроводку под напряжением? Почему?

(Нельзя тушить водой и пенными огнетушителями, так как вода является проводником электрического тока.)

Вопрос 3. Как быть, если загорелся пролитый возле гаража бензин? (Затушить огнь песком или землёй.)

Вопрос 4. Как правильно вызвать пожарную команду? (При вызове “01” указать фамилию, улицу, номер дома, этаж и номер телефона.)

Вопрос 5. Что делать при сильном задымлении квартиры едким густым дымом? (Закрою органы дыхания влажной тканью, и прижимаясь к полу, осторожно покину квартиру)

Вопрос 6. Что необходимо предпринять, если произошла утечка газа в квартире? (Перекрою газ, проветрю квартиру и позвоню “04” для вызова мастера.)

Вопрос 7. Каковы пути эвакуации из класса? Допустим, мы находимся: 1) в столовой, 2) в кабинете на втором этаже. (Учащиеся должны сказать план эвакуации в данных ситуациях)

Вопрос 8. Что нужно сделать, если человек оказался в зоне пожара, и на нём загорелась одежда? (Нельзя бегать в горящей одежде, пламя от этого только усиливается. Если горит небольшой участок, одежду срывают и гасят вдали от легковоспламеняющихся предметов. Когда пламя охватывает большую часть одежды, нужно принять горизонтальное положение, чтобы огонь не распространялся к голове, а затем тушить водой, снегом, песком, жидкой грязью, огнегасительным порошком, пенным огнетушителем. Пострадавший должен при этом закрыть глаза.)

Вопрос 9. Как оказать первую помощь человеку, получившему термический ожог? (Различают четыре степени ожога: 1- покраснение кожи, припухлость; 2 - появление пузырей; 3 – в месте ожога образуется струп; 4 – обугливание ткани.

Доврачебную помощь оказывают только при первой степени ожога. Нужно обработать чистой мягкой тканью, смоченной спиртом для обеззараживания и уменьшения боли. На поражённое место можно наложить повязку с фурациллином. Ожоги иных степеней не обрабатывают, их защищают сухой стерильной повязкой. Нельзя использовать жир или вазелин, растворы “марганцовки” и “зелёнки”.)

IV. Итог занятия.

Учитель ОБЖ:

Огонек всегда такой –
И хороший, и плохой.
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.

Это все ведь вам знакомо,
Эти истины не новы!
Как вести себя с огнем,
Вам сейчас покажем.

То, что спички не игрушка
Знает каждый, знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.

Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.

Разводить костёр у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.

Захламлять подвал не надо
Разными предметами,
Чтоб пожар вдруг не случился,
Помните об этом!

Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01,
Сразу все уладится.

Всем напомнить здесь уместно,
Что с огнем шутить нельзя.
Выполняйте повсеместно
Эти правила, друзья!