ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Мастер-класс по теме "Фандрайзинг для некоммерческих организаций"

Добавлено: 2017.12.31
Просмотров: 11

Бондаренко Надежда Викторовна, зам. директора по УВР, педагог дополнительного образования

Сегодняшний мастер класс посвящён актуальной теме - поиск источника финансирования для детских организаций. Финансирование во время кризиса у всех одинаковое - почти или уже на нуле. Но не стоит отчаиваться - выход есть! Фандрайзинг!

Что такое Фандрайзинг?

В переводе с английского (fund - средства, финансирование, raise - нахождение, сбор), фандрайзинг представляет собой методику поиска источников финансирования.

Более широкое понятие фандрайзинга - это искусство получать от людей то, что вы хотите; когда хотите и где хотите; для той цели, которую вы определили.

Заманчиво? Вот этому мы сегодня и будим учиться.

Что же можно получать от людей?

Существует три бесценных дара:

  • время,
  • деньги
  • имущество.

Многие считают, что в фандрайзинге главное - добыть деньги, и тут они ошибаются, потому что главное - это достижение вашей цели, которая требует поддержки и не всегда материальной.

Фандрайзинг имеет особый терминологический аппарат, и прежде чем перейти к предметному разговору о нем, приведу несколько общих определений, имеющих непосредственное отношение к нашей теме. (Коротко остановиться на пояснении понятий) Приложение 1.doc

Для успешного фандрайзинга необходимо четко определить количество, качество и источники необходимых ресурсов:

а) люди - сколько нам нужно людей для выполнения каких функций, какого профессионального уровня, на сколько времени, в чем они могут быть заинтересованы и каким образом мы сможем удовлетворить их потребности в разумных пределах наших возможностей;

б) оборудование - какое оборудование, в рамках какой стоимости (или бесплатно) нам нужно и достаточно, какие у нас есть возможности его приобретения в постоянное или временное пользование, кто будет с ним работать и кто будет его ремонтировать, сможем ли мы взять его на баланс. Не надо забывать и о расходах на ремонт и материалы, которые, зачастую, оказываются дороже самого оборудования;

в) информация - какая нужна информация, где она может находиться, как ее можно получить, где и в каком виде она будет храниться, кто и каким образом будет заниматься ее сбором, анализом и систематизацией;

г) время - сколько нужно времени на выполнение каких задач и каким образом можно экономить время (за счет использования других ресурсов);

д) деньги - сколько нам необходимо и достаточно денег для выполнения каких задач, где их можно найти, есть ли у нас возможность их получить и чем мы готовы пожертвовать ради их получения (временем, информацией и т.п.).

Итак, вы определились со своим проектом. Сформулировали цель, задачи, назначили число, место. Просчитали смету, приложение 2.doc, составили перечень необходимого оборудования. И теперь нужно решить к кому же вы будите обращаться: спонсору, составите ли вы совместный проект или потратите деньги, выигранные в гранте на этот проект.

Алгоритм фандрайзинга:

1. Определите цели для себя. Для того чтобы чётко и ясно рассказать об этом донору. В этом вам помогут 4 ключевых вопроса о мероприятиях:

  • Почему? проводим
  • Что? проводим
  • Где? проводим
  • Когда? проводим

2. Вы приняли решение обратиться к донорам.

3. Если вы ставите цель получить то чего хотите от донора, то помните, что по отношению к нему у вас есть обязанности

  • никогда никого не вводить в заблуждение;
  • быть открытыми в вашей деятельности;
  • не недооценивать и не переоценивать ситуацию;
  • быть честным при заключении сделок.
  • не делать ничего, что может испортить их репутацию;

4. Очень полезно перед тем как пойти к донорам навести справки про донора (пусть это будет как организация или частное лицо):

Как часто выходит реклама, много ли клиентов. Прикинуть примерный доход.

Личность донора (или руководителя организации): пол, возраст, расположение (местный или нет), интерес (интересуются всей или только частью вашей работы).

Другие сведения (занятия в свободное время, профессия, где живут, семья и т.д.).

О донорах можно узнать через Интернет, через знакомых, СМИ.

5. Написать письмо приложение 3.doc или позвонить. Договориться о встрече.

Подробнее о письме: Все вы знаете поговорку: "Краткость - сестра таланта". Это именно тот случай, поэтому письмо должно быть:

  • Кратким;
  • Ясным, понятным (что вы хотите?);
  • Короткие предложения;
  • Печатный текст;
  • Хорошая бумага.

Итак, что можно попросить у компании:

  • Деньги;
  • Товар;
  • Услуги;
  • Время;
  • Помещение.

Помните: вы не получите того, чего не просите. Ещё одна важная деловая вещь, в письме вы должны четко указать куда перечислять деньги, или вам нужно наличными или в виде подарков (каких, сколько) нужно материальное поощрение. Спонсоры люди

6. Вперёд! На встречу. Желательна личная встреча! Люди отдают людям, а только по письму трудно составить мнение об организации.

И вот здесь вам пригодится правило "Четыре "П":

  • на переговоры должна пойти правильная личность;
  • составить донору правильное послание;
  • выбрать правильное время;
  • определить правильный подход к донору.

И 3 "золотых правила":

  • будьте готовы к переговорам
  • будьте уверены в себе
  • будьте коммуникабельны.

Фандрайзинг основан на добрых отношения. Пусть донор станет вашим другом. Старшие люди лучшие доноры. Лучшими кандидатами являются уже существующие доноры.

Во время встречи соблюдайте правила речевого и делового этикета. Ограничьте свою речь во времени (регламент), доноры - люди занятые. Не допускайте фамильярность, это наносит ущерб деловой репутации организации.

7. Во время встречи сделайте правильную презентацию своей организации

Что донору нужно знать:

Зачем существует организация? Для этого коротко, четко и ясно изложить смысл работы организации и ее потребности. Особенно важен имидж организации, который включает репутацию организации, ясность ее миссии, связи организации, ее известность, популярность, надежность, успешный предшествующий опыт, а также личностные качества руководителей и сотрудников, которые определяются их компетентностью и обаянием; умением просто, ясно и доходчиво объяснять смысл деятельности организации ее потребности, перспективы развития; умением налаживать и поддерживать контакты с людьми и организациями; разумным соотношением принципиальности и готовности идти на компромиссы.

  • Каковы цели?
  • Почему донор должен откликнуться именно вам?
  • Почему их отклик должен быть необычайно щедрым и почему они должны согласиться с вашими финансовыми целями?
  • Какие перемены произведет их поддержка?

Вы добились поддержки (материальной или в виде предоставленного помещения или другое). Используйте полученные ресурсы чётко по назначению и разумно.

Соберите все чеки, сметы, копии. Составьте правильно отчёты.

Напишите о проведенном деле в СМИ, на сайт.

Скажите "спасибо" всем и особенно "донору". Всегда говорите "спасибо". Благодарность - великая сила. Это может быть благодарственное письмо или опять личная встреча, на самом мероприятии озвучить имя спонсора.

Коротко о возможных мотивах благотворителей.

Мотивы, по которым люди отдают деньги "от головы", т.е с выгодой для себя:

  • приобретение деловых контактов;
  • отмывка денег;
  • протекционизм;
  • имидж;
  • общие интересы и цели;
  • чтобы отвязаться;
  • выгоднее отдать, чем хранить;
  • заинтересованность в решении проблем;
  • социальный пресинг;
  • честолюбие;
  • расширение связей;
  • реклама;
  • подчинение начальству;
  • чувство превосходство;
  • оплата услуги;
  • уважение к личности файндрайзера;
  • передать наследство;
  • причастность к большому делу;
  • за компанию;
  • традиции;
  • выход на рынок;
  • то, что уже давал деньги в прошлом;
  • осознание важности;
  • оставить след в истории;
  • надежда, что и тебе помогут;
  • приобрести известность;
  • налоговое преимущество;

Мотивы, по которым люди отдают деньги "от сердца" (бескорыстно):

  • жизненный принцип;
  • замаливание грехов, чувство вины;
  • совесть;
  • оказание бескорыстной услуги;
  • моральное удовлетворение;
  • жалость;
  • поддержание традиций;
  • личная симпатия;
  • прихоть, слабость;
  • осознание собственной значимости;
  • патриотизм;
  • сострадание;
  • самореализация;
  • сочувствие целям организации;
  • культурные и эстетические потребности;
  • порыв души;
  • снять напряженность в обществе;
  • вырастить в душе цветок добра;
  • личные связи;
  • реализация мечты;
  • чувство долга;
  • удовольствие от дарения;
  • не удобно отказать;
  • страх за будущее.

Горячая десятка инструментов российского фандрайзера

Инструмент №1: Письма к спонсорам

Инструмент №2: Партнерские проекты. Наиболее продвинутым вариантом предыдущего инструмента является письмо-предложение, описывающее варианты совместного участия в интересном для потенциального спонсора проекте.

Инструмент №3: Заявки на гранты. Одним из самых весомых и популярных инструментов файндрайзера является написание заявки на грант.

Инструмент №4: Ящики для сбора пожертвований

Наверное, самым древним и распространенным инструментом сбора пожертвований, если не учитывать различные магические обряды и жертвоприношения богам и жрецам, является жертвенная кружка, она же копилка для сбора средств, она же ящик для частных пожертвований.

Инструмент №5: Разовые акции прямого сбора пожертвований

Инструмент №6: Квитанции в банке

Относительно новый, но уже хорошо себя зарекомендовавший инструмент сбора средств - перечисления денег по банковским квитанциям.

Инструмент №7: Членские взносы

Членские взносы, порядок регулярных поступлений от учредителей (членов, участников) определяется учредительными документами некоммерческой организации.

Инструмент №8: Статья в газете

Этот острейший инструмент, применяется фандрайзерами в случае столкновения с наиболее срочными, критическими ситуациями. Наиболее эффективен для сбора пожертвований от физических и юридических лиц для ликвидации последствий форс-мажорных обстоятельств.

Инструмент №9: Деньги из бюджета

Инструмент №10: Платные услуги и предпринимательская деятельность

А теперь попробуем отработать на практике, полученные знания. Проведем ролевую игру "Деловые переговоры"

Не уметь общаться в наше время может только физик-теоретик. Любой рабочий же день лидера - состоит из общения.

Деловое общение - межличностное взаимодействие с целью организации и оптимизации предметной деятельности.

Цель игры - организовать плодотворное сотрудничество между детской организацией и спонсором.

Делимся на две группы. Одна группа - детская организация, которая в ближайшем будущем будет проводить какое-то мероприятие (это вы придумаете). Вторая группа - фирма, у которой будут что-то просить.

Задача и той и другой группы: Исходите из интересов дела!

В ходе игры мы посмотрим договоритесь ли вы о сотрудничестве.

Итог мастер-класса. Целесообразно поинтересоваться у присутствующих интересен ли был им данный материал. Сделать это можно в виде "Упражнениея Джеффа". Задаётся вопрос и каждый отвечает на него только "да", "нет" или "не знаю". Справа от ведущего встают те люди, которые ответили на вопрос "да", слева - "нет", по центру - "не знаю".

Можно задать следующие вопросы:

  1. Удастся ли вам применить фандрайзинг на практике?
  2. Участвовала ли ваша организация в грантах?
  3. Как вы считаете, сможете ли вы достойно представить свою организацию спонсорам, партнерам?
  4. Только ли деньги играют решающую роль в проектах?
  5. Полезны ли вам были те знания, что вы сегодня получили?

Когда участники построились согласно ответам, ведущий бросает мяч любому и просит прокомментировать его ответ. Никто с отвечающим не спорит, а просто слушаем его мнение.