ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Приобщение младших школьников к этикету

Добавлено: 2018.01.03
Просмотров: 12

Занкина Галина Николаевна, учитель начальных классов

Этика - совокупность норм поведения, мораль общественной группы (из словаря С. И. Ожегова).

Этикет - установленный порядок поведения, форма обхождения с людьми (из словаря С. И. Ожегова).

В условиях современного общества таким понятиям как "этика" и "этикет" уделяется незаслуженно мало внимания. Очевидно, это обусловлено динамичным ритмом жизни людей и неверно расставленными приоритетами, так как основное значение уделяется предприимчивости и "умению зарабатывать деньги".

Если внимательно изучить перечень учебных дисциплин, начиная с детского сада и заканчивая вузом, то мало где встречаются дисциплины, так или иначе связанные с изучением этических норм. Не говоря уже о том, чтобы этика изучалась как отдельная дисциплина, начиная с дошкольного возраста.

Кроме того, период, с которого начинается ознакомление с этическими нормами (с 1 года до 3 лет), приходится на пребывание ребенка в среде родителей, которые в свою очередь также не получили должного этического образования. Родителям и в дальнейшем не удается заниматься культурным образованием своих детей, так как большую часть своего времени они уделяют рабочим проблемам.

Следствием этого является образование в обществе поколения людей энергичных, предприимчивых, умеющих зарабатывать деньги, но обедненных культурой поведения не только в среде близких, но и в обществе. Такие люди идут на всё ради своего благополучия, совершенно не считаясь с другими членами общества. Им чужды такие понятия как вежливость, доброжелательность, сострадание. Культурный уровень общества при этом также понижается. Люди не интересуются своими предками, не ценят традиций своего народа. Происходит так называемая "моральная деградация" человека и общества в целом.

Несмотря на это, некоторые все-таки стремятся к возрождению этикета. В основном, это люди, выросшие в семьях "верующих" родителей или "истинной" интеллигенции. В детях современных родителей также присутствует природная тяга к этикету. Доказательством этому служит сочинение учащейся 4-го класса на тему: "Какие предметы я бы хотела изучать в школе. Вот выдержка из него: "...Еще я бы хотела, чтобы в школе изучался такой предмет как "этика", так как многие учащиеся школы совершенно не умеют себя вести как во время уроков, так и на переменах. На уроках они мешают разговорами, перекидываются записочками с глупыми фразами, а на переменах могут обозвать или оскорбить друг друга, придумывая разные обидные прозвища. Всё это говорит об отсутствии у этих детей культуры поведения в обществе..."

Самыми незащищенными в этой ситуации оказываются дети, получившие должное культурно-эстетическое образование (путем бесед с родителями, посещения воскресных школ и т. п.). Этим детям сложно противостоять основной массе "необразованных" в этой области сверстников. Такие дети либо становятся изгоями, либо перенимают стиль поведения основной "массы".

Чтобы повысить уровень этического образования учащихся, необходимо с 1-го класса школы проводить так называемые "минутки вежливости" продолжительностью по 10 ми нут каждая. Их можно проводить как на уроках окружающего мира (за 10 минут до его окончания), так и на переменах с периодичностью: 1 раз в неделю. Эти занятия должны носить не назидательный характер, а включать в себя беседы, игры и инсценировки, чтобы дети на практике понимали значение и необходимость этикета в их жизни.

Предлагаемые темы для занятий с учащимися 1-х классов в течение 1-ой четверти с периодичностью: 1 раз в неделю продолжительностью 10 - 15 минут. Основная тематика занятий: "Приветствия".

1. Что такое "приветствие" и для чего оно необходимо?

2. Обращения к взрослым людям.

3. Обращения к своим товарищам.

4. "Вы" и "ты".

5. Значение слова "Здравствуйте".

6. Приветствия в группе людей.

7. Многообразие приветствий.

8. Приветствия людей разных народов.

9. Мы идем в гости.

10. Конкурс на самое оригинальное приветствие.

В зависимости от задач, которые ставит перед собой преподаватель, а также от общей тематики четверти, характер заданий может варьироваться.

Участвуя в подобного рода мероприятиях, дети не только осознают роль этикета в жизни человека, но и повышают свой культурный уровень. Кроме того, растет их интерес к данной теме, а навыки общения, полученные на занятиях, они потом используют в жизни.