ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Великая Отечественная

Презентация сборника воспоминаний "Очевидцы войны – грядущим поколениям"

Добавлено: 2018.01.07
Просмотров: 40

Александрова Лариса Юрьевна, учитель истории

Цель: познакомить с содержанием сборника воспоминаний.

Задачи:

  • познавательная – восполнить пробел в исторических сведениях о Великой Отечественной войне, дополнить краеведческую страничку села;
  • воспитательная – укрепить чувства патриотизма и гражданственности среди школьников, обратить внимание на уважительное отношения к пожилым людям;
  • развивающая – отработать навыки хорошего чтения, сценического искусства.

Художественное оформление: рисованный фильм “Дети рисуют войну”, плакаты “Мы за мир!”, портреты очевидцев событий.

Музыкальное сопровождение: песни “Священная война”, “Солнечный круг”; мелодия под частушки.

Ход презентации

1 ведущий: На территории Усть-Ламенской администрации проживает 7 ветеранов войны - Осинцев Александр Ефимович, Куранова Антонина Ивановна, Пинигин Степан Андреевич, Калугин Тимофей Егорович, Сазонов Геннадий Иванович, Хамова Александра Михайловна.

2 ведущий: 5 вдов Ветеранов войны – Гребёнкина Анастасия Прокопьевна, Малышкова Надежда Ефимовна, Ануфриева Мария Андреевна, Зорина Александра Кузьминична, Верганова Анна Дмитриевна; 44 труженика тыла; 118 детей войны, 7 участников военных конфликтов.

1 ведущий: В составлении сборника участвовали ребята из центра “Берегиня”. Это 22 школьника из классов со второго по восьмой. При его составлении были опрошены 9 ветеранов войны; 5 вдов ветеранов войны; 35 тружеников тыла; 27 детей войны, 3 участника военных конфликтов.

2 ведущий: Была предложена тимуровская помощь восьмидесяти жителям администрации, была оказана помощь тридцати: укладка дров, уборка территории, копка грядок, поливка, окучивание картофеля, уход за могилой на кладбище. Центром “Берегиня” ведётся шефство над тремя памятниками и одним братским захоронением.

Тихая спокойная музыка.

1 ведущий: Год 1941…. Июнь…. Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу землю.

1 чтец:

Июнь…. Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

2 чтец:

Июнь. Тогда не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

3 чтец:

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.

4 чтец:

Такою всё дышало тишиной.
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Запись мелодии “Священная война”.

2 ведущий: Всего из Усть-Ламенского сельсовета ушло на фронт - 143 человека, не вернулось - 75, пропало без вести – 13. На фронт были взяты учителя: Дубровский А.Е., Шустов Д., Киргинцев, Пурро П.И., Семеновский Н.А., Петкау И.П. и весь 10 класс. В годы войны в нашем селе были дети блокадного Ленинграда. Они возле старой школы посадили тополя. Дети войны рано повзрослели. Их детство опалила война.

5 чтец:

Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!

6 чтец:

Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.

1 ведущий: Дети войны ….. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Но воспоминания у них одни и те же. Голод, холод, непосильная работа и учёба.

7 чтец:

В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.

2 ведущий: Семья Кулаковых находилась в оккупации. Вспоминает Василий Данилович Кулаков: “Отца забрали на фронт. Семья осталась без кормильца. Нас было вместе с мамой восемь человек. Вскоре в брянские земли вторглись немцы. Нас выгнали из избы. Мы поселились в избушечке тёти Оли. Сначала немцы вели себя спокойно, не издевались. Интересно, что мы не видели их ходящих пешком. Они всё время ездили на мотоциклах или машинах. Ели-пили жирно, а нам покушать нечего. Зверствовать они начали, когда стали действовать партизаны. В 1944 году многих жителей деревни погнали в Германию и нашу семью тоже. Нас отбили наши солдаты. Вернулись домой. А деревни нет, остались только погреба.

8 чтец:

Трупы, трупы и трупы.
В безымянном логу.
Вместо хат – только трубы.
Нет! – Забыть не могу…

1 ведущий: (Выступление Кулакова В.Д., Бороздиной А.Д.). Семья Василия Даниловича и Анны Даниловны поселилась в погребе. Спали на земляном полу. Блохи, лягушки, тараканы были постоянными обитателями их жилища. В 1947 году пришёл с фронта искалеченный отец. Вскоре он умер от ран. Очень тяжёлые это воспоминания. Но надо было продолжать учёбу.

9 чтец:

В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.

2 ведущий: Об этом нам рассказала Фаина Алексеевна Кашкарова. До октября школьники не учились, работали в поле на уборке, летом на покосе или на прополке: пололи осот голыми руками. Зимой учились в две смены. Посреди класса стояла железная печь. Дети садились вокруг нее и читали, писали на газетах между строк. Чернил не хватало, так разводили сажу или свекольный сок. Освещение комнаты в вечернее время было от двух керосиновых ламп. Было голодно.

1 ведущий: Зое Артемьевне Бабенко, когда началась война, исполнилось двенадцать лет. Непосильный труд лег на хрупкие девичьи плечи. Работала наравне с женщинами: косила, ставила копны льна, высаживала картофель. В одна тысяча девятьсот сорок четвертом году, закончив семь классов, стала работать учетчицей. Вечерами собирались в клубе. Зоя Артемьевна была заводилой у девчат, играла на балалайке и пела частушки, задорные, веселые, иногда и про войну.

Частушки.

Злобный враг войну затеял,
Мы его не пощадим:
И на море, и на суше
Разобьём и разгромим.

Наши танки в бой несутся,
Содрогается земля.
Пусть не зарятся фашисты
На колхозные поля.

Мать сыночка провожала
И такой наказ дала:
“Береги страну родную,
Как тебя я берегла”.

Гитлер с Геббельсом ругались,
Фюрер назван был свиньёй.
Свиньи очень возмущались
За сравнение с собой.

Буква Г – фашистов символ.
Что мы знаем о враге?
Гитлер, Геринг, Геббельс, Гиммлер –
Все правители на “г”.

Моросят дожди косые
На берлинском, на пути.
Лучше матушки России
В мире края не найти.

2 ведущий: Мужчины сражались на фронте, женщины и дети трудились в тылу. Тяжело было, но страшнее, если приходила горькая весть с фронта. Стихотворение “Не вернулся солдат в Голышманово” - автор наш земляк, ветеран войны и труда Евгений Тимофеевич Пархачёв.

10 чтец:

Горела, вздрагивая, русская земля
От взрывов бомб
и множества снарядов
Пытаюсь ущипнуть себя:
А жив ли я
И друг из Голышманово,
Что был со мною рядом?
Зияет, развороченный окоп.
На дне,
Как капля,
Лужа крови
А в луже –
Друга кирзовый сапог
И часть руки –
От локтя
До ладони.
Меня знобит:
Прощай сосед…
Ты был надёжным
другом
и солдатом.
Заплачет мать:
“Вестей от сына нет…”
И вытрет слёзы
стареньким халатом.
Вперёд к Днепру!
Командует комбат
И по призыву
страстного
комбата
За гибель друга:
и за плачущую мать
Рванулись в бой,
уставшие солдаты
Прошли года,
а снится
мне
окоп.
На дне,
как капля,
лужа крови
А в луже –
друга кирзовый сапог
И часть руки –
от локтя
до ладони.

1 ведущий: Почти в каждую пятую семью села Усть-Ламенка пришло извещение о гибели или смерти бойца. Вот одно из них. “Ваш муж - сержант командир отделения 285 стрелковой дивизии Бородулин Евстафий Васильевич, прибывший в госпиталь с фронта, с ранением правой ноги, уроженец Омской области Голышмановского района. В бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был ранен, 8 апреля 1943 года умер и похоронен в городе Иваново, соснёвское кладбище, квартал 69, могила 104”.

2 ведущий: Такие извещения пришли в семьи Семёновой Клавдии, Кайнова Михаила, Шендель Кузьмы, Бородулина Василия, Заболотской Клавдии, Фищуковой Валентины, Гавриловой Галины, Тырцова Николая, Токаревой Марии. Эти дети войны стали опорой для осиротевшей матери, братьев и сестёр. Было очень тяжело, и только вера в Победу над врагом давала им сил. И вот, на конец, этот долгожданный великий день 1945 года.

1 чтец:

По всей стране от края и до края,
Нет города такого, нет села
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.

1 ведущий: На наш вопрос о дне Победы, Фаина Алексеевна улыбнулась сквозь слезы и ответила: “День Победы! Такой праздник! Все бежали, кричали, плакали, смеялись! Люди дружные были. Делили все пополам и радость, и горе!” (Выступление Кашкаровой Ф.А.).

2 чтец:

Лежат в шкафу отцовские медали,
А ваши дети ходят в детский сад,
А мы, признаться, лишь во сне видали,
Как бьёт в броню осколочный снаряд.

3 чтец:

Но до сих пор мы слышим шум капели
Победной той и ранней той весны.
Как хорошо, что вновь скворцы запели,
Как хорошо на свете без войны!

4 чтец:

Как хорошо влюбляться и смеяться,
Как хорошо порою погрустить,
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто хорошо на свете жить!

5 чтец:

Как хорошо проснуться на рассвете.
Как хорошо, что ночью снятся сны.
Как хорошо, что кружится планета.
Как хорошо на свете без войны!

6 чтец: Благодарим, вас всех,

7 чтец: За жизнь,

8 чтец: За детство,

9 чтец: За весну,

10 чтец: За тишину,

2 ведущий: За мирный дом,

Частушечник: За мир, в котором мы живём.

Все вместе: Благодарим, благодарим, благодарим!

Песня “Солнечный круг”.