ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Методика организации научной работы обущающихся гимназии

Добавлено: 2018.01.11
Просмотров: 5

Борисова Елена Константиновна, учитель английского языка; Акопян Елена Вазгеновна, учитель английского языка

В конце 20 и начале 21 века в сфере образования произошли значительные изменения. Стало необходимо ориентировать образование не только на усвоение обучающимися определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. И поэтому главной задачей школы становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Ведь развитие личности происходит лишь в процессе деятельности и обучения.

Говоря о научной и исследовательской деятельности, надо помнить, что данный вид деятельности не может носить массовый характер и обычно проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными детьми. По данным исследователей в школьном коллективе доля учащихся, имеющих способности и склонности к творческой, научной и исследовательской деятельности колеблется от 5 до 20%. При современном личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании категория таких детей должна иметь возможность для развития своих способностей.

Самой приемлемой формой организации научной работы обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения является Научное Общество Учащихся (НОУ). Участвуя в работе НОУ, обучающиеся совершенствуют свои знания в определенной области и приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством учителя, ученых и других специалистов. В этих условиях развиваются личностные качества обучающихся, совершенствуются учебные компетенции. Работа и участие в данном научном обществе учит аргументировано отстаивать свою точку зрения, рефлексивно оценивать собственную деятельность.

В ходе научно-исследовательской деятельности развиваются следующие навыки и качества обучающихся:

- навык самостоятельной исследовательской деятельности;

- навык работы с научно-познавательной литературой;

- инициативность и творчество;

- использование, расширение и углубление школьных знаний;

- навык совместной работы с различными специалистами;

- самоутверждение обучающихся в данной предметной области и вера в свои силы.

Если говорить о научном подходе к процессу исследования в педагогической практике, то важно реализовывать ряд принципов, в частности:

  • Принцип естественности (проблема должна быть не искусственной, а настоящей, т.е. реальной).
  • Принцип осознанности (в постановке проблемы, цели, задач, хода исследования и его результатов).
  • Принцип самостоятельности (обучающийся может осознанно подойти к исследованию только через переживание его, т.е. через собственный опыт).
  • Принцип наглядности (когда ученик изучает через книгу, через средства массовой информации, Интернет).
  • Принцип культуросообразности (важно учитывать то миропонимание, которое существует в данной культуре, возможно сравнение двух и более культур).

Под научно-исследовательской деятельностью мы понимаем образовательную работу, которая связана с решением обучающимися творческой, научной и исследовательской задачи и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ полученный данных и вытекающие из него выводы.

Участвуя в работе НОУ, обучающиеся осуществляют последовательную и поэтапную работу.

I этап - теоретический: сбор предварительной информации по вопросу исследования, знакомство с различными точками зрения разных ученых. Данный этап включает:

  1. Выбор темы исследования
  2. Формулировка темы
  3. Обоснование актуальности темы
  4. Изучение научной литературы
  5. Определение гипотезы
  6. Цель и задачи исследования
  7. Определить предмет и объект изучения

II этап - Практический: проведение собственных исследований, используя научный, доступный и посильный к выполнению инструментарий в виде методов исследования данного явления.

Обработка и анализ результатов: сравнение полученных результатов с имеющимися образцами, проведение анализа. Построение причинно-следственных связей, поиск путей решения выявленных противоречий.

III этап - оформление научно-исследовательской работы в печатном виде.

IV этап - подготовка к защите результатов исследования, изготовление презентации с использованием мультимедиа.

Молодые исследователи представляют результаты своих работ на следующих уровнях:

  • На школьном, районном и городском (если выигрывает районный) этапах городского конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников "Я и Земля" им. В.И. Вернадского.
  • Региональная научно-практическая конференция студентов и старшеклассников, проводимая ГОУ СПО "Волгоградский социально-педагогический колледж".
  • Городские гимназические чтения.
  • Всероссийский фестиваль исследовательских работ учащихся "Портфолио"

Под нашим руководством в МОУ гимназии №1 работает НОУ: секция английский язык с 2008 года. Были подготовлены работы по следующим темам:

  • Культурологические характеристики молодежного жаргона (сленга) в русском и английском языках.
  • "Блондинка" - лингвокультурный типаж.
  • Культурологические характеристики молодежного жаргона в русском и немецком языках.
  • Отражение языковой картины мира в русских и английских пословицах и поговорках.

В 2008-2009 учебном году работа "Культурологические характеристики молодежного жаргона (сленга) в русском и английском языках" заняла первое место, а работа "Блондинка" - лингвокультурный типаж" - второе место в городском туре конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников "Я и Земля" им. В.И. Вернадского.

В 2009-2010 учебном году работа "Культурологические характеристики молодежного жаргона в русском и немецком языках" заняла второе место, работа "Отражение языковой картины мира в русских и английских пословицах и поговорках" - второе место в данном городском конкурсе.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.

Среди результатов работы НОУ можно выделить знания в области филологии (лингвистики), личностно и социально ориентированные качества:

К результатам в области филологии отнесем приобретение навыков информационно-поисковой и исследовательской деятельности, усвоение и углубление определенного лингвистического материала по исследованным темам.

К личностно-ориентированным - развитие личностных качеств обучающих, совершенствование учебных компетенций.

К социально-значимым - формирование навыков коллективной деятельности обучающихся, толерантности, уважение к мнению других, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения; способность рефлексивной оценки собственной деятельности.

Роль преподавателя а творческой, научно-исследовательской деятельности обучающихся велика. От преподавателя требуется глубокая самооценка, сотрудничество с наиболее увлеченными, способными и подготовленными детьми, постоянный рост профессионального уровня. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Дело педагога-руководителя - управление процессом обучения и исследования, воспитание и развития личности ученика, а также создание и поддержание творческой атмосферы.

Презентация.