ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Урок развития речи в начальной школе по теме: "Весна"

Добавлено: 2018.01.13
Просмотров: 8

Мартюшова Валентина Павлиновна, учитель - логопед; Носова Анисья Геннадьевна, учитель - дефектолог

Цели и задачи:

  1. Закрепить знания детей о признаках весны с учетом климатических условий.
  2. Обогащение словарного запаса по теме “Весна”.
  3. Стимулирование слуховой памяти, внимания зрительного и слухового восприятия, пространственно-образного мышления.
  4. Воспитание эстетических чувств.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1) Цель: развитие логики закрепления программного материала.

Для определения темы нашего занятия нам необходимо выполнить следующее задание.

Разделите слово на 2 группы (живая, не живая природа).

На доске вывешены:

По первым буквам слов относящихся к живой природе, составить слово, которое будет обозначать тему нашего занятия .

(На доске появляется название темы занятия и вывешивается картина Приложение 1, которая дополняется элементами в ходе занятия)

2) Цель: развитие наблюдательности, интересу к окружающему миру. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

С чего начинается весна?

Назвать самые первые признаки весны.

(Признаки весны вывешиваются на доску)

= А какая из этих примет самая главная, важная, первая?

= От какой приметы зависят все остальные? (солнце)

(На доску вывешиваем изображение солнца. К концу занятия на доске получится картина весны, собранная из элементов в единое целое.)

Вывод: Мы назвали первые признаки весны, которые происходят в неживой природе. И все это происходит благодаря солнышку.

Солнце поднимается выше, отсюда день становится длиннее, светлее, теплее.

3) Цель: Обогащение и развитие словаря.

а) “Продолжи фразу” (сравнение)

  • ласковое, как...
  • круглое, как...
  • теплое, как...
  • золотое, как...
  • яркое, как...

б) Солнце что делает?

(греет, светит, радует,

блестит, улыбается, сияет).

в) Составьте красивое предложение про солнышко.

4) а) Цель: развитие логического мышления.

Отгадайте загадку.

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий! (небо)

б) Цель: расширение и обогащение словаря прилагательными.

Какое бывает небо?

(серое, низкое, голубое, высокое, синее)

А какое небо весной?

(безоблачное, чистое, голубое, ясное, высокое)

в) Составьте красивое предложение про небо.

5) а) Цель: Развитие техники чтения, смысловой догадки.

(На доску вывешивается плакат с текстом. В тексте вставить пропущенные слова. Чтение “цепочкой”)

Наступает весна. День начинает заметно прибывать. С каждым днем греет все сильнее и светит все ярче. На крышах домов сверкают . Днем каждый может послушать их песенку.

Это начинает мало-помалу таять оседать и чернеть... Дороги раскисли. На припеке появляются первые

По ложбинкам побежали, забулькали .

6) Цель: Уточнение и обогащение словаря.

а) Назовите “весенние” слова.

(изображение вывешивается на доску для создания картины).

Что делает сосулька?

img10.gif (1144 bytes)

(Слова на плакате прочитываем хором).

Составьте свое предложение про сосульку.

б)

Какой он весной?

Составьте предложение про снег.

в) - какие они?

Что делают?

Составьте красивое предложение про ручейки.

6. Цель: Развитие образного представления, слухового внимания.

Весна в полном разгаре. И все ждут событие, которое происходит только весной.

Как думаете, что это?

- (показ иллюстрации).

Рассказ учителя (для лучшего представления дети слушают закрытыми глазами).

Ручейки сбегаются с земли в реки и озера. Скоро и лед на реках уступает влиянию лучей солнца, по берегам рек появляются большие полыньи. Пройдет немного времени и весь лед подымется прибывающей водой, почернеет, начнет ломаться, и рыхлые льдины понесутся по течению реки. Воды в реке в это время прибывает столько, что она не может поместиться в берегах: выступает и разливается по окрестным лугам. Разлив рек называется наводнением или половодьем.

У нас ледоход бывает в мае, может быть в июне. Это явление вы можете пронаблюдать вместе с родителями на реке Печоре.

7. Цель: развитие слуховой памяти, внимания.

= Послушайте стихотворение и определите, в каком стихотворении начало весны, а где ее продолжение.

1) “Март” А. Кондратьев.

Весна не за горами,
А прямо перед нами:
Ты чувствуешь ее тепло?
Сегодня в полдень припекло
От солнца, от веселья,
Сугробы вдруг осели!
И первый радостный ручей,
Зовет издалека грачей!
А снеговик от смеха,
Как на коньках поехал!
Ну как, согласен ты со мной,
Что пахнет снег сейчас весной.

2) А. Толстой.

Вот уже снег последний в поле тает
Теплый пар восходит от земли
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Вывод: В первом отрывке еще достаточно много снега, а во втором – тает уже последний снег. Просыпается живая природа от зимнего сна.

8. Цель: развитие техники чтения, установка причинно-следственных связей, развитие слухового внимания.

Выбери правильный ответ (на доске вывешен плакат).

а)

Солнышко пригрело и ... некоторые бабочки, жуки забиваются в норки, щели, под кору деревьев появились бабочки, мухи, жуки

Вывод: Вы наблюдали, что как только пригрело солнышко между рамами окон, просыпаются мухи, а немного погодя и др. насекомые.

Прослушиваем звукозапись “Пчела”.

Какие насекомые?

(пестрые, нарядные, трудолюбивые)

Что делают?

(перелетают, порхают, собирают)

Составьте предложения про насекомых.

б)

Весной птицы...
  • вьют гнезда
  • выводят птенцов
  • улетают на юг
  • готовят молодняк к длинному перелету
  • собираются в стаи
  • прилетают с теплых мест

Звукозапись “Дикие гуси”.

Вывод: Весной птицы возвращаются обратно в родные края. У нас самые первые возвращаются пуночки (из семейства воробьиных). За ними прилетают лебеди, чайки, гуси. Самыми последними прилетают утки.

(показ иллюстраций птиц, которые прилетают весной в НАО Приложение 2)

9. Цель: Развитие мышления.

Дикие животные (серия картинок на доске)

волк, белка, еж, заяц,

ласка, горностай, барсук,

медведь, лиса, песец.

Разбейте животных на группы, у которых происходят одинаковые изменения в весенний период.

Вывод: Просыпаются – еж, медведь, барсук.

смена окраски (чтобы быть менее заметным) белка, заяц, ласка, горностай.

линька (меняют густую теплую шубку, на более легкую) – волк, лиса, песец.

10.а) Цель: Развитие техники чтения, зрительного восприятия.

Растения

Прочитать. Назвать одним словом (вывешиваем плакат Приложение3)

Прочитываем слова, показываем иллюстрации цветов.

Что объединяет эти цветы?

(первоцветы)

б) Цель: Сообщение дополнительных знаний о своем крае.

Самые первые у нас цветут одуванчики, селезеночек.

Мать и мачеха – встречается на юге округа.

Из деревьев – ива, ольха, береза.

Берегите первые цветы. Нельзя их брать и топтать.

(показ иллюстраций первоцветов в НАО Приложение 4)

11. Цель: Обобщение по теме:

а) Мы создали картинку весны.

Какая у нас получилась весна?

(Плакат на доске. Читаем хором.)

б) Работа по созданной картине (с опорой на слова) Приложение 5

Обобщение учителя.

Начало весны – начало новой жизни. Сколько новых звуков, красок, запахов дарит нам весна. С приходом весны все оживает вокруг.

Трескается лед на реке. Журчат ручейки. Лопаются почки. Распускаются листочки. Повсюду слышится пение птиц.

Весна у нас проходит мгновенно. Начинается в мае, заканчивается в середине июня. Но мы всегда ее ждем!