ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Информатика

Программа воспитательной работы классного руководителя "Формирование информационной культуры учащихся 8–11-х классов" МОУ СОШ № 8 г. Челябинска

Добавлено: 2018.01.26
Просмотров: 48

Черкасов Андрей Олегович, заместитель директора по ВР, учитель математики и информатики

1. Паспорт программы

Наименование программы

Формирование информационной культуры учащихся 8-11 классов

Основания для

разработки

  • Конвекция ООН о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Национальные проекты;
  • Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 22.12.2005 № 1996 “О принятии областной целевой программы “Дети Южного Урала” на 2006-2010 годы”;
  • Устав МОУ СОШ № 8;
  • Результаты исследований информационных знаний и умений различных категорий потребителей информации, а также уровня информационной культуры юношества- старшеклассников

Разработчики программы

Черкасов Андрей Олегович, учитель математики и информатики, классный руководитель МОУ СОШ № 8

Цель программы

Социализация личности в условиях современного информационного общества

Задачи программы

  • Создание условий для мотивации личности на формирование информационной культуры;
  • Обеспечение информационной грамотности учащихся;
  • Развитие креативности, самостоятельности и алгоритмичности мышления

Сроки реализации программы

2005-2009 гг.

Исполнители основных мероприятий программы

Классный руководитель, учащиеся, родители учащихся, представители различных общественных организаций и учебных заведений (по согласованию)

Ожидаемые результаты

Выпускник, адаптированный к условиям современного информационного общества:

  • сформировавший в себе личностные качества;
  • обладающий культурой общения и постоянно развивающийся в этом направлении;
  • объединяющий в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;
  • креативно мыслящий, сохраняющий при этом алгоритмичность рассуждений;
  • психологически адаптированный: стрессоустойчивый, имеющий навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции;
  • испытывающий потребность в труде, профессиональной деятельности;
  • способный руководить, решать проблемы, склонный к научно-исследовательской работе;
  • способный рационально организовать свой досуг;
  • умеющий добывать необходимую информацию, используя все доступные средства;
  • способный целесообразно использовать информационные ресурсы на благо общества;
  • знающий основные принципы и законы обмена информацией (конфиденциальность, защита авторского права и т.п.)
  • свободно владеющий информационными и коммуникационными технологиями и применяющий их в своей повседневной деятельности.

Система организации контроля за исполнением программы

Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по информатизации

Мы вступаем в период, когда культура имеет значение большее, чем когда – либо. Культура не является чем-то окаменевшим в янтаре, это то, что мы создаем заново каждый день.

А. Тоффлер

2. Пояснительная записка

В современный период становления информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека, необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Учащийся должен обладать определенным уровнем знаний, позволяющим ему свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, т. е. владеть информационной культурой. Анализируя научную литературу по данному вопросу, можно дать общее определение этого термина. Информационная культура – это степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать, информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Определение понятия информационной культуры личности

Существует множество понятий информационной культуры, но для моей работы наиболее подходящим является определение В. А. Уханова, который определяет информационную культуру как совокупность информационных потребностей, творческих способностей, навыков и умений, позволяющих эффективно производить, перерабатывать и воспринимать личностную информацию и на её основе достигать взаимопонимания и эмпатии между людьми, которые находятся в неформальных, близких отношениях.

Процесс формирования информационной культуры можно считать непрерывным в течение всей жизни человека. Сензитивным периодом для формирования базиса информационной культуры является период обучения в школе и вузе (ссузе).

Формирование информационной культуры личности в воспитательном процессе

Принципы, на которых основывается понимание практического решения поставленной проблемы формирования информационной культуры личности, как, впрочем, и любой другой задачи воспитания, можно сформулировать таким образом:

  1. Выработка самой личностью (на доступном ей возрастном уровне) информации о необходимости развития - ключевой момент решения всякой воспитательной задачи. Поэтому педагогическое воздействие должно быть нацелено, прежде всего, на информационнопроизводящие структуры учащегося (они являются подсистемой картины мира личности). Эти структуры сами, при условии эффективности педагогического взаимодействия с ними, повлекут развитие инструментальных (вспомогательных) структур, обеспечивающих решение актуализированной задачи развития, т.к. в случае эффективного взаимодействия с указанными информационнопроизводящими структурами личность сама производит информацию о существовании недостатка тех или иных знаний или умений и будет стремиться к устранению его. Тем самым создаётся мотивационный компонент развития.
  2. Эффективность воздействия будет выше, если эта произведённая личностью информация (возникшая потребность развития) ощущается не только в форме возникшего дискомфорта, а как осознанная, лучше вербализованная, модель ситуации (развития). Это происходит в случае наличия у учащегося представления о реально имеющихся у него возможностях для разрешения ситуации и устранения искусственно созданного дискомфорта. Т.е. в педагогическое воздействие должна быть включена такая информация о внутриличностном потенциале для решения проблемы.
  3. Любое воспитательное средство (среда, организация деятельности, театрализация и т.п.) будет эффективно настолько, насколько его содержание открывает новые области незнания передучащимся, и, тем самым, пробуждает у нёго потребность в информационной деятельности и развитии инструментальных умений, а также насколько оно соответствует актуальным информационным возможностям ученика (утомлённость, занятость внимания другими проблемами, недостаточность информации для формирования должной мотивации, несоответствие формы передачи информации индивидуальному типу восприятия, несформированность определённых психических функций или инструментальных коммуникативных операций).

Реализация этих положений представляется следующим образом – педагог (классный руководитель) должен оптимально организовывать с учётом индивидуальных информационных особенностей воспитанников два принципиальных инфопотока: первый - поток установочной информации и второй - информацию о нахождении и доступе необходимой ребёнку информации, т.е. не преподносить всё на блюдечке, а

1) соответственно настроить и
2) научить, где, как и какую информацию можно найти.

Роль педагога (классного руководителя) как источника информации для детей, как считает В.А. Сластёнин, из года в год снижается. Предложенная схема педагогических действий гармонично сочетается с этим свойством вместо того, чтобы противостоять ему.

Установочная информация может быть представлена, в первую очередь, как трансляция (не навязывание, а предложение и аргументация) того или иного идеала, который может заключать в себе наряду с другими, например, морально-нравственные ценности (т. е. при работе по формированию информационной культуры могут решаться и другие воспитательные задачи), но обязательно ценность и радость непрерывного интеллектуального и эмоционально-эстетического развития. При восприятии личностью подобной информации происходит:

1) оценка свойств идеала;
2) если личность находит в них значимую для себя информацию, происходит сравнение идеала с "актуальным" собой;
3) результат сравнения может привести к постановке перед собой проблемы.

Этот компонент обеспечивает "количественное" развитие инфопотребности.

Второй необходимый компонент установочной информации - сведения о возможностях личности для решения проблемы. В данном случае это сведения: о развитии самого механизма выработки личностных смыслов - рефлексии, который отразится на содержательной стороне информационных процессов в сознании личности; о методах оптимизации восприятия и сохранения информации, о непосредственно коммуникативных операциях (восприятия и презентации), о нравственном, валеологическом и защитном аспектах информационного поведения. Этот компонент обеспечивает осознание своих реальных возможностей для решения проблемы и обеспечивает "качественную" сторону развития инфопотребности.

Таким образом, используя в воспитательном процессе различные формы и методы работы с информацией: классные часы, ролевые и деловые игры, постановка театрализованных представлений, работа центров ученического самоуправления, проектная деятельность и т.п., - то есть создавая организационно-педагогические условия, я, как классный руководитель, добиваюсь поэтапного формирования информационной культуры и адаптации выпускников к условиям современного информационного общества.

3. Актуальность проблемы и обоснование необходимости ее реализации

В последние годы во всем мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. В широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационное общество, информатизация, информационное образование и др. В условиях формирования нового информационного общества человеку необходимо обладать информационной культурой. Проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики информационного поведения, как отдельных людей, так и социальных групп, в этих условиях приобретает особое значение.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Актуальность проблемы формирования информационной культуры у подрастающего поколения вытекает, с одной стороны - из универсальной значимости информации в бытии, с другой стороны, в связи с повышением функционального значения информации, информационной культуры в жизни человека в современном - информационном - обществе, в котором информация стала системообразующей ценностью.

Жизнедеятельность человека осуществляется в специфической присущей человеческому обществу информационной среде, имеющей свои закономерности, особенности развития и функционирования.

Существование человека в информационном обществе превращается в существование в суперсимволической реальности. Ориентация личности затрудняется резко возросшим объёмом информации, циркулирующей в социуме и воздействующей на личность, такими явлениями, как "власть образа над человеком", и суперплюралистичностью системы ценностей информационного общества, которая, по мнению специалистов, представляет собой паутину без единого центра.

Инфраструктура информационного общества даёт человеку богатейшие возможности для творческого развития в связи с доступом ко всему многообразию когда-либо существовавших знаний и ценностей. Однако использовать эти возможности может только человек со сформированными информационными умениями и операциями, которые включаются в понятие информационной культуры.

4. Цель и задачи программы

Цель: социализация личности в условиях современного информационного общества

Задачи:

  • создание условий для мотивации личности на формирование информационной культуры;
  • обеспечение информационной грамотности учащихся;
  • развитие креативности, самостоятельности и алгоритмичности мышления.

Как бы не представляли пути решения той или иной задачи воспитания, все эти представления в каждый момент воспитательного процесса должны быть сосредоточены в профессионале-организаторе и координаторе воспитательной системы и, следовательно, любая концепция, подход должны быть обязательно завершены проработанными моделями и принципами построения воспитательной системы с точки зрения действий воспитателя (классного руководителя), в данном случае - принципами эффективной информационной организации воспитательной системы, поскольку информационный компонент в воспитании рассматривается не только как целевой, но и как инструментальный.

5. Программа и этапы ее реализации (приложение 1)

6. Ожидаемые результаты программы

Результатом воспитательной работы по формированию информационной культуры будет выпускник, адаптированный к условиям современного информационного общества, то есть:

  • сформировавший в себе личностные качества;
  • обладающий культурой общения и постоянно развивающийся в этом направлении;
  • объединяющий в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;
  • креативно мыслящий, сохраняющий при этом алгоритмичность рассуждений;
  • психологически адаптированный: стрессоустойчивый, имеющий навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции;
  • испытывающий потребность в труде, профессиональной деятельности;
  • способный руководить, решать проблемы, склонный к научно-исследовательской работе;
  • способный рационально организовать свой досуг;
  • умеющий добывать необходимую информацию, используя все доступные средства;
  • способный целесообразно использовать информационные ресурсы на благо общества;
  • знающий основные принципы и законы обмена информацией (конфиденциальность, защита авторского права и т.п.)
  • свободно владеющий информационными и коммуникационными технологиями и применяющий их в своей повседневной деятельности.

На мой взгляд, это и есть решающие факторы, влияющие на формирование модели ученика школы в современном информационном обществе.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5