ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Конференция "Новомученики и исповедники земли Русской"

Добавлено: 2018.02.02
Просмотров: 37

Бугаева Олеся Николаевна, педагог дополнительного образования

Цель: Возрождение традиций и духовно-нравственных ценностей православной культуры в обществе, знакомство ребят с историей русской православной церкви.

Оборудование урока: икона новомучеников Российских, выставка книг о новомучениках, презентация о новомучениках.

Праздник начинает учитель, под мелодичную музыку он читает стихотворение.

Учитель:

Помню серый пустырь кричащих ворон,
Помню бабушкин взгляд, помню дрогнувший голос:
"Здесь когда-то был храм, но разрушен был он
В двадцать первом году на Крещенье Христово.
Здесь священник стоял, а товарищи жгли
На его голове поминальные свечи,
По худому лицу струйки воска текли
Падал легкий снежок на открытие плечи"
Мне б в теперь отыскать тот далекий пустырь,
И к земле бы припасть, и прижаться душою,
И цветы положить на холодную пыль,
И молитву прочесть над могилкой святою...
Правду ложью смогли без труда подменить
И привычную жизнь, надругавшись, разрушить,
Только веру в Христа не сумели убить,
Не сумели сломить христианскую душу.
Православная Русь никогда не умрет,
Колокольный призыв звонко Господа славит,
Терпеливый народ все невзгоды снесет,
Нам поможет Господь, нас Господь не оставит.
Э.Свирина

Учитель: Часто бывает так, что человек как будто бы воцерковился, часто причащается, а на самом деле душа его окаменевает, делается не податливой к молитве и окамененное нечувствие сковывает его душу.

Часто бывает, что мы, дойдя до какой-то точки, дальше не можем сдвинуться, продолжаем топтаться на одном месте и ничего больше в себе не можем изменить к лучшему. Не воруем, не убиваем, не совершаем блудных, прелюбодейных поступков, смертных страшных грехов, но духовную работу вести над собой дальше не можем.

Не ссорься - не могу не ссориться. Не осуждай - не могу не осуждать. Молись как следует - не могу молиться. И так часто на исповеди люди говорят: я не могу перестать осуждать, жадничать, завидовать. Не могу перестать тщеславиться, мечтать о чем-то неполезном, недобром.

Всякое "не могу" ставит вопрос: а можно ли смочь? Действительно ли силы человека столь ограничены, что есть такой близкий предел, который достигается человеком, и дальше уже ничего сделать нельзя? А если можно, то как?

Сегодня, когда мы вспоминаем наших святых мучеников, мы получаем ответ в одном только лишь их образе, в подвиге их уже есть ответ, как можно смочь, как они могли. Перед каждым человеком в то время стоял вопрос, может быть, очень будничный, но очень страшный: как жить? Можно исповедовать свою веру, можно отрекаться от нее, или можно затаиться так, чтобы никому ничего не показать, чтобы все думали, что ты неверующий, никак свою веру не проявляешь. Можно идти на компромиссы. И не идти на них было очень трудно.

Ведь XX столетие - особое время в жизни Русской Православной Церкви. Это - эпоха невиданных гонений за веру по своим масштабам, циничности, коварства и жесткости превосходящих все, что когда либо выпадало на долю последователей Христовых. В XX веке одна Россия дала миру больше мучеников и исповедников, чем вся предыдущая история всей Христовой Церкви. Жизнь и смерть мучеников и исповедников были убедительнейшей проповедью истинности и неразрушимости Христова дела. Никогда не иссекала на Руси духовная жажда подражания Христу, стяжания праведности и Святости Христовой.

Наши современные мученики, святые и праведные воочию свидетельствуют, что Жив Господь и Жива Его Святая Плоть - Русская Православная Церковь.

Святая Русь православная. Как мало все мы, живущие в ней, знаем ее историю, и особенно годы революции, голода и войны. Современные историки нашей великой России и по сей день умалчивают то, что должны знать все. Горе, и при том великое горе, испытал наш народ за 20-й век и плох тот из нас, кто не знает нашей истории. Сколько невинных погибли за веру в Бога! За правду!

Гонения на Церковь Христову началось еще до захвата власти богоборцами. Уже с 1905 года в газетах стали появляться сообщения о первых жертвах грядущего гонения.

В Ялте 1905 года за бесстрашные облечения царивших тогда в городе революционных настроений в своем доме, на глазах у жены и трех малолетних сыновей, был заколот кинжалами священник о. Владимир Троепольский. Его последние слова, обращенные к убийцам, были: "Бог простит!".

В селе Городищи 30 ноября 1906 года также в своем доме был убит священник о. Константин Хитров. Убийцы не пощадили никого из его домашних: о. Константин, его матушка, пятилетний сын Сергей и малолетний Николай - все были найдены с проломленными черепами.

В1910 году в Тифлисе был убит Экзарх Грузии Архиепископ Никон.

Это первые жертвы, по сравнению с тем, что суждено было перенести Русской Церкви позднее, являлись как бы маленькими царапинами на ее теле. С приходом к власти большевиков она уже вся обагрилась кровью мучеников.

Учитель: Первым из пастырей Русской земли, открывших синодик Российских новых мучеников и исповедников Христовых, пострадавших от богоборцев в XX веке, стал протоиерей Царскосельского Екатерининского собора Иоанн Кочуров.

Приложение 1: Доклад ученика об Иване Кочурове.

Учитель: 25 января - это день мученической кончины одного из выдающихся святителей и подвижников Русской Православной Церкви митрополита Киевского и Галицкого Владимира. Внезапное и бессмысленное убийство митрополита Владимира потрясло всю Россию. Зверская расправа была осуществлена в Киево-Печерской Лавре в ночь с 25 на 26 января по старому стилю.

Приложение 2: Доклад ученика о митрополите Киевском и Галицком Владимире.

Учитель: Готовность умереть за правду Христову, за Церковь Христову и сделала их мучениками. И когда они принимали такое решение: умру, но не соглашусь со злом, не подпишусь под этим злом - все мигом менялось в их душе и в их жизни. После этого жизнь их делалась сплошным подвигом, потому что начиналось уже с этой минуты, как говорил один священник: " не жизнь, а житие". Их арестовали, дальше начинались пытки, муки, голод, болезни, тюремное заключение, лагерные работы, расстрелы: Но в душе - свобода, ясность, потому, что ничто их на земле не держало: они согласились претерпеть все ради Христа им умереть, и им больше ничего не было страшно.

С этого момента они делались другими людьми, они становились святыми. От них отступали все страсти, бессильными становились соблазны, потому что уже было принято решение умереть за Христа. Все остальное уже не могло поколебать их.

Учитель: Необходимо вспомнить о двух мучениках, которых постигла одна и та же участь и даже дни гибели совпадают - июнь 1918г. Это Гермоген Тобольский и архиепископ Пермский Андроник.

Приложение 3: Доклад об архиепископе Андронике.

Учитель: Новомученики. Их столько; сколько не было за всю историю Православной Церкви. Их десятки тысяч. Мы знаем сегодня имена только некоторых И каждое имя повествует нам о великом подвиге, тождествен подвигу мучеников первых веков.

Если мы будем читать их расстрельные дела, вникать в их судьбы, в те страдания и скорби, которые им пришлось претерпеть, то можно только удивляться тому, какая у человека может быть сила духа, сила веры. Все это было совсем недавно, так близко от нас по времени. Еще многие из нас имеют память о своих близких родственниках, которые пострадали за Христа отдали за него свою жизнь.

Вера наша живет, ее нельзя победить. Воистину обетование Боже, которое дано нам в Евангелии, исполняется на наших глазах: "И свет во тьме светится, и тьма его не обьят" (Ин. 1, 5) Не может тьма греха, беззакония, безверия, кощунства победить веру Христову. "Дивен Бог во Святых Своих". И сколько бы мы не говорили о наших святых, никакого слова не будет довольно для того, чтобы прославить их, изобразить величие их святости. Чем больше мы будем вникать в их жития, тем больше будем поражаться той удивительной духовной красоте, которую Господь в них открыл и явил нам. После всего выше сказанного хочется вспомнить святую семью императора Николая II, которая была злодейски убила 4 июля 1918 года в городе Екатеринбурге.

Приложение 4: Доклад о семье Романовых

Учитель: На следующий же день после екатеринбургского злодеяния в Алапаевске были убиты великая княгиня Елисавета Федоровна, родная сестра царицы мученицы, тайно постриженная в иночество, и ее сподвижница инокиня Варвара. Вместе с ними мученическую кончину приняли и князья царской крови: Иоанн Константинович, Игорь Константинович, Константин Константинович, Владимир Палей, Сергей Михайлович и раб Божий Феодор Ремез. Всех их живыми сбросили в шахту и там забросали гранатами. Вел. княгиня до конца помогала умиравшему князю Иоанну Константиновичу, делала ему перевязку, пела надгробные или хвалебные богу песни, пока для неё самой уже не зазвучали райские напевы. Около тела святой были обнаружены две неразорвавшиеся гранаты, а на груди лежала икона спасителя.

Приложение 5: Доклад о Елизавете Федоровне Романовой

Учитель: 23 июня 1919г после жестоких издевательств был убит архиепископ астраханский Митрофан.

Приложение 6: Доклад об архиепископе Митрофане

Учитель: Мы, сейчас просматривая имена и биографии наших новых мучеников, видим: это были те люди, которые ещё раньше, до прихода соблазна отдали свою жизнь богу, согласившись нести крест христов. И когда пришёл этот страшный час, они устояли в вере на своем крестном пути. Те же люди, , кто не соглашался принять свой крест и идти за Христом ещё в благополучное время, - тем более не смогли устоять и стали предателями.

Такой крестный есть у каждого из нас. всякий человек имеет в жизни много скорбей и соблазнов. Разные страсти постоянно мучают нас и толкают на разные грехи. И ежедневно каждый из нас стоит перед выбором: оттолкнуть от себя соблазн и быть с богом, чего бы им это ни стоило, решиться быть божьим до смерти - лучше умру, но больше не согрешу так, - или предаться греху, потому что грех несёт в себе какие-то сиюминутные сладости и если не радости, то по крайней мере какое-то облегчение.

Этому нас более всего учит пример близких нам святых людей: мучеников, исповедников, преподобных, которые в близкое к нам время, более тяжелое, чем сейчас, сумели быть верными Богу. Гонения на Церковь, убийства священнослужителей происходит и в наше время этому свидетельствуют достоверные факты, о которых далеко не о всех из них сообщали СМИ даже Церковно. Вот некоторые факты.

1. Трагедия в тверском селе Прямухино всколыхнуло все общество. В огне погиб священник, его супруга и трое детей. Это уже не первое покушение на эту семью: незадолго до трагедии отец Андрей обращался в СМИ за помощью, но помощи так и не дождался. Со скорбью приходится признавать, что это, увы, далеко не первое убийство священнослужителя Русской Православной Церкви, произошедшее в последние годы. Таких было несколько десятков. Далеко не о всех из них сообщали в СМИ, даже церковных. Чтобы разобраться с основными причинами этой трагедии, придется вспомнить о тех случаях, которые стали известны.

2. 30 декабря 1993 года произошло убийство иеромонаха Нестора (Савчука) в селе Жарки (Ивановская область. Весной того же года церковь, где служил отец Нестор, подверглась ограблению, а сам он нападению, но тогда бандитов поймали. 30 декабря батюшка вернулся из Москвы с пожертвованиями, полученными на строительно-ремонтные работы в храме. В ту же ночь местный житель А. Таламонов убил священника в его келье и украл деньги. Суд приговорил убийцу к четырем годам колонии общего режима.

3. 23 сентября 1997 года произошло убийство священника Георгия Зяблицева в Москве. Отец Георгий был сотрудником Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви. После возвращения из загранкомандировки он был зверски убит в снимавшейся им квартире в Москве. Смерть наступила вследствие многочисленных ножевых ранений. Раскрыто ли это преступление - неизвестно.

4. 23 Августа 2000 года произошло убийство иеромонаха Сименона (Аносова), настоятеля храма Андрея Первозванного в Барнауле (Алтайский край). Убийцей стал бывший водитель иеромонаха Константин Шиленков ранее неоднократно судимый.23августа, находясь в состоянии наркотического опьянения, Шиленков, придя к отцу Симеону домой, стал требовать денег на очередную дозу наркотиков. После категорического отказа преступник кухонным ножом нанес отцу Симеону несколько ударов, от которых тот скончался на месте. Уходя, Шиленков снял с убитого золотую цепь с нательным крестом и забрал из квартиры деньги. О приговоре суда по этому делу СМИ не сообщали.

5. 25 декабря 2003 года произошло убийство иеромонаха Александра (Тыртышного) в селе Колосовка (Омская область). Ранее судимый 23- летний- местный житель Дмитрий Литвинов поздно вечером пришел к отцу Александру и попросил исповедовать его, но не в церкви, а у себя дома. Иеромонах согласился на просьбу, а когда, придя в дом, отец Александр облачился в рясу, убийца напал на него с ножом и, нанеся несколько ударов, убил. У священника Литвинов нашел только две тысячи рублей, потому забрал крест, который лежал в чемодане, и нательный крест священника и попытался вырвать золотые коронки. Затем поджег Евангелие и отправился грабить церковь, но испугался, когда ему показалось, что в ней кто-то есть. 7 июня 2004года Литвинов был приговорен к 16 годам в колонии строгого режима.

6. В ночь на 7 января в поселке Нейво - Шайтанский Алапаевского района Свердловской области был убит православный священник Олег Ступичкин. Трагедия произошла в восстанавливаемом храме Святых апостолов Петра и Павла. Тело отца Олега, 1966 г.р., с признаками насильственной смерти было обнаружено после тушения пожара в храме.

Это уже второй случай гибели священнослужителей за последний месяц. В начале декабря пожар в доме настоятеля Троицкой церкви села Прямухино Тверской области унес жизни священника и его семья.

Это уже не первое преступление в отношении представителей Церкви. Со стороны религиозных организаций и общественности звучат обоснованные требования обеспечить безопасность и храмов, и священнослужителей. Полагаю, что эти требования справедливы, особенно для сельской местности.

Для воспитания молодежи и защиты духовных традиций страны. Нужно помнить, что в числе этих традиций непреходящее значение имеют ценности человеколюбия и толерантности. Присущее к людям, посветившем свою жизнь служению Богу.

Здесь перечислены убийства на криминально - бытовой почве. Однако известен ряд убийств и по религиозным мотивам.

1. 18 апреля, на Пасху, 1993 года в Оптиной пустыни были зарезаны иеромонахи Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев) тот самый момент, когда Церковь через них возвещала миру пасхальным звоном о победе Божьей над диаволом.. Их убийцей оказался 32 - летний сатанист Николай Аверин, который рассказал следствию, что получил "приказ от дьявола". На орудии преступления - ноже, сделанным в форме римского меча, которыми убивали древних мучеников, были выгравированы три шестерки. Суд признал Аверина невменяемым.

2. Как минимум трех священников убили мусульмане. 14 февраля 1996 года был убит в чеченском плену священник Анатолий Чистоусов, настоятель Михаило - Архангельского храма г. Грозного (Чеченская Республика); в 1999 году был похищен чеченцами и убит протоирей Петр Сухоносов, настоятель Покровского храма в станице Слепцовская (Республика Ингушетия). Виновных по этим убийствам не нашли. 13 мая 2001 года в г. Тырныаузе (Кабардино-Балкарская Республика) был убит священник Игорь Розин, которому до того неоднократно угрожали местные жители, а за две недели предупредили о готовящемся убийстве. Явившись в храм и уединившись со священником, 23 - летний Ибрагим Хапав нанес отцу Игорю три удара ножом. Позднее суд признал Хапаева невменяемым.

3. 21 марта 2000 года был убит иеромонах Григорий (Яковлев), настоятель Свято - Троицкого храма поселка Тура (Красноярский край). Убийца, 26- летний Руслан Любецкий, назвал себя кришнаитом и сообщил, что, убивая помогавшего ему священника, действовал по указанию "бога Кришны". Суд признал Любецкого невменяемым.

4. Или недавнее ритуальное убийство на Алтае иеромонаха Григория, когда убийца-сатанист обнес вокруг престола отрезанную им голову священника и потом положил ее на престол. Разве не слышим мы, как Церковь поет, когда посвящаемого на священническое служение обводят вокруг престола: "Святии мученицы, добре страдавший и венчавшийся, молитесь ко Господу помиловатися душам нашим"! Может быть, кто-то увидит в этом событии торжество зла. Но как на Кресте, когда диавол хотел предельно унизить Господа, а Бог открыл через это Свою высшую славу, так и здесь. Священный Синод выступил со специальным обращением по поводу этого события. Но нам представляется, что этого явно недостаточно.

Перечисленные случаи нападения на священнослужителей в Российской Федерации. В последние годы существования СССР протоиерея Александра Меня (9 сентября 1990 года), игумена Лазаря (Солнышко) (26 декабря 1990года) и игумена Серафима (Шлыкова) (февраль 1991года) - все три убийства не нераскрыта, а также трагедии на Украине и в Белоруссии, как, например, убийство в Крыму архимандрита Петра (Посаднева) (20 августа 1997 года), иерея Петра Боярского (17 ноября 1993 года), а в Бресте - протоиерея Михаила Сацюка (12 октября 1998 года).

Разумеется, далеко не все убийства священников предаются огласке в СМИ, а количество неудавшихся покушений на священников в несколько раз превышает число убийств.Почти во всех случаях убийств: все пойманные преступники были признаны невменяемыми. Вполне возможно, конечно, что так и было, однако не исключена и целенаправленная политика, дабы таким образом, объявляя преступников ненормальными отщепенцами, "не нагнетать" напряжение в межрелигиозных отношениях.

Учитель: Святой Тихон - великий иерарх, "первый среди равных" в сонме выдающихся епископов - исповедников Русской Церкви периода гонений в XX веке. Он - избранник Божий, Промыслом Божьим возведен на Патриарший Престол после двухсотлетнего перерыва в необычайно трудный исторический период, когда на церковный корабль обрушились жесточайшие волны гонений, массовых кровавых расправ, грандиозных провокаций.

Приложение 7: Доклад о Патриархе Тихоне

Учитель: Многие из мучеников и исповедников Российских - поначалу священнослужители, а потом и рядовые граждане России, женщины и дети, стали жертвами первого в мире концентрационного лагеря смерти - Соловецкого лагеря, который по праву мог считаться самым суровым и его имя овеяно страшной славой. Расположенный на островах Белого моря, он был оторван не только от всех законов страны, но, казалось, издевался над всеми законами человечности. Нигде не погибло столько жизней, нигде не был сильнее террор и откровеннее произвол, нигде не был более беспомощней заключенный, чем на Соловках.

Приложение 8: Доклад о Соловецких островах

Учитель: Кто испишет имена ваша! Кто поведует миру вся претерпенная вами! Ветер, мелкий дождь, пожухшая трава, огромная территория, огороженная колючей проволокой: В любую погоду, в дождь и метель, к этим воротам подъезжали машины. Из них выводили осужденных людей - неграмотных крестьян и профессоров, женщин, подростков и стариков, священников, митрополитов и монахов - на расстрел. Эти люди, такие разные, были виноваты в одном - они, "враги советской власти", верили в Христа и жили по Его заповедям. Свыше 20 тысяч человек (только по официальным документам) были расстреляны и свалены в наскоро выкопанные рвы на территории Бутово

Приложение 9: Доклад о Бутовских новомучениках

Учитель: Ныне святые новомученики и исповедники Российские почитаются не только в Православии, но и во всем христианском мире они вызывают почтительное уважение за свое твердое и непоколебимое сопротивление злу и насилию.

Страшное противостояние и смертельная борьба в течение ряда десятилетий оставались почти невидимы для внешних, но стойкость русской Церкви была, безусловно, спасительной не только для России, но и для всего мира.

Ища земной славы, они получили желаемое в этом преходящем и греховном мире. В наше время стремительное падение и развал русского мира, катастрофическое сокращение народонаселения России есть прямое следствие народной измены вечному ради временного и эти процессы могут быть остановлены только возвращением в естественное историческое русло жизни русского народа, веками пронизанное православной духовностью. Основой этого возвращения может стать только новый подъем веры, распространение почитания новых святых и знаний об их жизни и подвигах. Многие из них жили жизнью, достаточно близкой к требованиям сегодняшнего дня и вместе с тем они обычно были глубоко укоренены в церковных и бытовых традициях русского народа. Самое главное для нас и последующих поколений нашего народа в их примере - исключительная любовь к Богу. Вихрь богоборчества неожиданно показал нам близость святости. Люди, которые часто казались всем обыкновенными и ни в чем, как будто, особенно не отличались от прочих, в период испытаний вдруг проявили необычайную стойкость, настолько, что признаны святыми... Вглядываясь теперь в их выбор в поступках, устроение жизни, исключительные, как правило, душевные свойства самоотверженности, честности, чистоты, непоколебимого мужества, дары любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания, (Гал.5, 22-23),- мы признаем, что только такие личности могут и должны стать примером для последующих поколений. Свидетельства об их подвигах должны войти во все школьные учебники и программы, касающиеся истории Отечества. Должно надеяться, что в память сонмов новых святых будут воздвигнуты тысячи храмов по лицу всей нашей земли. Сразу же после прославления множеству из них стали составляться службы и иконы. В огромном числе приходов появились свои святые, которые уже признаны всей Церковью. Их почитание способствует обновлению духовной жизни приходов. Нет никакого сомнения, что прославление столь большого числа святых окажет влияние на все разнообразие российской культурной жизни.

Их доблесть озаряет новою славою Русскую церковь, явив миру бесчисленный сонм венценосных страстотерпцев. А вместе с ней и вся Вселенская Церковь пожинает плоды их победы. Новые мученики соединили небо с землею в общей радости, ибо с воинствующей Церковью о них ныне веселится и Церковь торжествующая.