ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Внеклассное занятие "Король: ход, взятие"

Добавлено: 2018.02.05
Просмотров: 7

Валеева Светлана Сергеевна, учитель начальных классов; Курбангалина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Цели:

  • Познакомить с шахматной фигурой - король, правилами хода, взятия. Продолжить формирование теоретической базы для игры в шахматы.
  • Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: демонстрационная шахматная доска, карточки для индивидуальной работы, шахматные фигуры, мультимедиа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка подготовленности учащихся к уроку.

Положительный психологический настрой учащихся на успешную деятельность.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по шахматной стране. Но сначала давайте вспомним, где изобрели эту интересную игру?

- Родиной шахмат является Индия. Название игры происходит из персидского: шах мат - властитель умер. Там очень давно появилась предшественница шахмат - игра чатуранга. На Руси шахматы появились позже.

- Чтобы очутиться в Шахматной стране мы должны выполнить несколько заданий.

III. Повторение изученного.

1. Анаграмма - Ладья

Разгадайте анаграмму: Дяльа.

2. Угадайте слово - Слон

У каждого названия предмета нужно взять первую букву и составить слово.

Солнце лошадь олень носорог

Какое здесь слово лишнее?

3. Найдите слово в слове Коньки - Конь

4. Загадка - Ферзь

Он - красив, как девица,
Никого не боится.
Он как солнца сияет,
Всех врагов обжигает.

5. Ребус - Пешка

Ладья:

Стою на самом краю,
Путь откроют - пойду,
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу. (Ладья)

- Как ходит ладья? (Ладья ходит по горизонталям и по вертикалям. За один ход ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали. Перепрыгивать через фигуры ладья не может, зато имеем право побить фигуру другого цвета).

Слон:

Если Слон на белом поле
Встал вначале (не забудь),
Он другой не хочет доли -
Знает только белый путь!
А когда на поле чёрном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Чёрный тропкой Слон такой.
До конца игры Слоны
Цвету одному верны.

- Как ходит слон? (Слоны ходят по диагоналям: на любое свободное количество клеток сразу. Слон, как и ладья, не перепрыгивает через другие шахматные фигуры. Но если на пути встретится фигура противника, слон может побить её и занять её клетку).

Конь:

Я фигура не проста,
Грива есть, но нет хвоста.
Ход похож на уголок -
Клетки прямо, клетка в бок. (конь)

- Что вы знаете об этой фигуре? (Шахматный конь - фигура хитрая. Конь - единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры. В начальной позиции на шахматной доске 4 коня: 2 белых, 2 чёрных. Ход коня похож на букву Г).

Ферзь:

Ферзь очень опасен вблизи и вдали -
Ты больше вниманья Ферзю удели!

- Почему? (Ферзь - самая сильная фигура. Она может ходить и как слон, и как ладья. Перемещаться по горизонтали, вертикали, диагонали на любое свободное количество клеток.)

Ферзь обладает силой ладьи и слона.

Пешка:

Здравствуйте, мы - пешки.
Пешка - маленький солдат,
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинуться вперед.
Всю доску пройти должна
Пешка до конца -
Превратится там она
В генерала, не в бойца.

- Что вы можете рассказать об этой фигуре? (В начальном положении пешек больше всего - 8 у каждого противника. Пешка - фигура маленькая, да удаленькая. Пешка никогда не отступает, ходит только вперёд, на одно поле по вертикали. Но из начального положения каждая пешка может или прыгнуть по вертикали через клетку, или пойти на 1 поле. Среди всех фигур только пешка бьёт чужие фигуры не так, как ходит, а наискосок - на одну клетку вперед по диагонали).

IV. Изучение нового материала.

- Ни одно королевство не может существовать без короля. Сегодня мы познакомимся с последней самой главной фигурой.

Король:

Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле - вот шага длина,
Не очень проворен Король - старина.
Зато начеку королевская рать -
Задача её - Короля охранять.
Ведь если б Король беззащитный погиб.
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в Шахматном войске важнее вождей.

- Король - самая главная фигура в шахматах. Без любой фигуры играть можно, без короля - нельзя.

Давайте посмотрим, где осталось свободное место для королей? Назовите их место в начальном положении.

Черный - е 8 Белый - е 1

Хотите узнать, как ходит король? И хоть это - большой секрет, мы вам его сегодня откроем.

Король: Мы, короли, можем ходить и по горизонталям, и по вертикалям, и по диагоналям. Но за один ход только на одно поле. Мы ходим не торопясь - ведь мы же короли!

- Загляните в свои карточки и найдите задание №1 (Приложение 1)

Посмотрите на первую доску, куда может пойти король с этой позиции.

У вас на карточках такие же доски, укажите стрелками все возможные ходы короля на шахматных полях.

Посмотрите, так же ли вы указали направления ходов короля. И сделайте вывод, как же ходит король.

- На что получился похожим рисунок на втором поле? (на солнце)

- Король давно понял, что его ходы похожи на лучи солнца. У какой фигуры похожие ходы? (у ферзя) Чем похожи, чем отличаются?

- Королю так нравилось излучать солнечные лучи, что он решил вместе со своей свитой побывать на солнце. Но его отговорили. Почему?

Солнце - это звезда, раскаленный шар и приблизиться к нему невозможно.

- Тогда он решил полететь на луну. И не случайно его тянуло в космос. Он услышал, что этот год объявлен годом космоса. Почему? Кто был первым космонавтом?

Но прежде, чем мы отправимся в космическое путешествие, давайте узнаем, как производит взятие король?

Король рубит, как ходит, только на одну клетку. Король не может рубить защищённую фигуру. Нельзя ставить короля под удар. Короля рубить нельзя.

Сейчас мы проверим, все ли усвоили, как рубит король?

Задание №2. (Приложение 1)

Какую фигуру может срубить король, не подставляя себя под удар?

Физкультминутка

Перед тем как отправиться на луну сделаем разминку.

Раз, два - скорость света,
Три, четыре - мы летим.
На далёкие планеты
Поскорей попасть хотим.

V. Закрепление

Давайте расскажем королю, что мы знаем о Луне.

Рассказ о луне учителем.

Луна - единственный естественный спутник нашей планеты - Земли.

По своим размерам Земля лишь в четыре раза больше Луны.

Весит Луна в 80 раз меньше Земли. Если на одну чашу весов положить Землю, то на другой, для равновесия, придется поместить 80 лун.

Луна единственное небесное тело, на которое высадился человек. На Луне нет воздуха, поэтому не бывает ветров, и отпечатки следов космонавтов навсегда остаются на поверхности Луны. На луне очень много кратеров, которые остаются от метеоритов, врезающихся в луну.

Пора королю возвращаться в свое шахматное королевство.

Но он так далеко ушел от ракеты, что вам придется ему помочь и указать кратчайший путь. Для этого надо помнить, как ходит король. И не подставить его под удар ферзя и слона.

Задание № 3. (Приложение 1)

"Перехитри часовых"

Задание №4. Уклоняйся от метеоритов. Расшифруй, что написано. (Приложение 2)

а2-ш, а4- х, а6-а, а7-т, в3-а, в5-м,

в8-ы, с8-и, d7-г, d6-р, d5-а, d4-т,

е3-ы, f4-с, f5-я, f6-ч, f7-и, g8-р, g1-й,

h7-а, h6-д, h5-о, h4-с, h3-т, h2-е

Чтобы на обратном пути не попасть под метеоритный дождь, нам нужно от них уклониться. Укажите дорожку стрелками и обратите внимание, что каждому ходу короля соответствует своя буква. Давайте по всему пути расставим буквы и прочитаем, что получилось.

(Шахматы - игра тысячи радостей - индийская пословица)

Как вы понимаете эту пословицу?

- эта игра нам помогает проводить своё свободное время с интересом.

- игра очень увлекательная

Эта игра учит вас быть внимательными, сосредоточенными, доводить начатое дело до конца. Учит вас быть терпеливыми, выдержанными. Приносит играющим радость.

Уже много лет, начиная с 1966 года, во всем мире 20 июля отмечают Международный день шахмат. Этот праздник проводится по решению - Всемирной шахматной федерации.

Почти в каждом городе есть шахматный клуб (иногда их несколько), в котором собираются почитатели этого вида спорта. В этих клубах проводятся турниры, развлекательные мероприятия. У нас в школе тоже шахматный клуб "Пешка". Недавно в нем прошел турнир среди учащихся нашей школы, в котором принимали участия и ученики нашего класса. Среди девочек 1 место заняла Камалтдинова Амина, а Саша Хижкин - 3 место среди мальчиков.

VI. Итог.

- Наше путешествие подходит к концу. Пока мы летали на луну, в шахматном королевстве накопилось много вопросов. Давайте поможем королю ответить на них.

Задание №5

Игра "Крестики-нолики"

"да" - Х

"нет" - О

1. Короля можно ставить под бой? ____________

2. Может король пойти с белого поля на белое? ____________

3. Король может перепрыгивать через другие фигуры?_______________

4. Из центра король может пойти в восьми направлениях? ______________

5. Может ли король в начальном положении сделать первый ход? _______

6. Может ли король обойти всю доску? _________

7. Король может прыгать через несколько полей? _______________

8. Король не может рубить защищённую фигуру._______________

9. Может ли белый король побить белую ладью? _______________

1 2 3
4 5 6
7 8 9

Сегодня наше путешествие по шахматной стране закончилось, но мы ещё не раз вернёмся с вами в шахматную страну.

Приложение 3