ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Игры

Развивающая ролевая игра "Дикая школа"

Добавлено: 2018.02.10
Просмотров: 6

Судалина Наталья Юрьевна, педагог-психолог; Антонова Анна Валерьевна, педагог-психолог

"Дикая школа" - командная пошаговая психологическая ролевая игра с детективным сюжетом, в которой разворачивается борьба между представителями двух групп. Прототипом игры "Дикая школа" стала игра "Мафия", впервые появившаяся в 1986 году на факультете психологии МГУ Дмитрием Давыдовым и до сих пор любимая многими студентами и преподавателями. При подготовке данной программы мы обнаружили, что в нашей культуре понятие "мафия" сильно социально нагружено. В связи с этим мы сочли необходимым провести адаптацию ролевых стереотипов мафии. В результате, персонажами игры стали знакомые всем обитатели школы, ученики и учителя. Это позволило избежать ненужных аллюзий и параллелей и при этом сохранить суть и развивающий потенциал данной игры.

Педагогическая целесообразность проведения занятий в форме данной игры состоит, с одной стороны, в организации неформального общения между учащимися и педагогом. С другой стороны, эта игра - хорошее упражнение для развития произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Кроме того, игра “Дикая школа” позволяет решать множество задач:

- Развитие децентрации. В ходе игрового процесса участники получают возможность встать на позицию другого, принять иную социальную роль.

- Развитие логического мышления и рефлексии. Для того чтобы выиграть, каждая из сторон (и “хулиганы”, и “обычные школьники”) должны уметь просчитывать ход события на несколько шагов вперед. После каждой игры происходит детальный (пошаговый) разбор игровых событий, который позволяет подросткам выявлять линейные, причинно-следственные и обще-частные связи.

- Развитие внимания и памяти. В ходе игры необходимо следить за высказываниями других игроков, обращать внимание на их поведение, микро- и макромимику. Мы считаем важным упомянуть здесь, что в 1998 году калининградской Высшей школой МВД РФ для курса “Визуальная психодиагностика” было выпущено учебно-методическое пособие “Невербальная коммуникация. Развивающие ролевые игры „Мафия“ и „Убийца“”. Целями пособия определялись развитие личностных качеств курсантов и усвоение различных приёмов и методов чтения языка телодвижений в игровой форме.

- Развитие коммуникативной сферы. В игре основным “оружием” является речь. Игроку мало продумать логическую цепочку действий и выводов (как своих, так и противника). Необходимо еще донести их до других игроков таким образом, чтобы убедить других игроков в правдивости и значимости своих слов. Именно благодаря этому подростки учатся точной формулировке своих мыслей и владению мастерством слова.

- Умение следовать правилам. Вся игра построена на четком соблюдении правил и только от этого зависит успешное и интересное развитие сюжета.

- Развитие самоконтроля и самообладания. Выдержка и самоконтроль требуются в первую очередь игрокам за отдельных персонажей, то есть за хулиганов, Директора школы, Медсестру и прочих (см. список персонажей ниже). Для этих персонажей важно суметь не раскрыть себя, при этом и не навлечь подозрений. Чтобы этого достичь, необходимо тщательно контролировать как свои высказывания и импульсивные поступки, так и макро- и микромимику.

Важной составляющей "Дикой школы" является послеигровое обсуждение действий персонажей, рефлексия. Целями обсуждения игровых событий в группе после кона игры являются:

- Эмоциональное отреагирование участниками переживаний и впечатлений от игры.

- Разбор удачных ходов и ошибок с целью выстраивания тактики и стратегии игры, выстраивания игровой логики.

- Развитие способности анализировать ситуации.

- Формирование позитивного мышления.

Правила игры “Дикая школа”

Количество игроков: от 6 до 12 и 1 ведущий.

Возраст играющих: с 11 лет и старше (5-11 класс).

Для игры необходимы: 7-13 стульев, расставленных в круг; набор из 12 игровых карточек, на которых написаны названия ролей. Желательно также иметь бумагу и ручку для ведущего, чтобы записывать действия игроков.

Цель игры: вычислить “хулиганов” и вывести их из игры.

Завязка сюжета: В школе-интернате "Дикая школа" совсем распоясались хулиганы! Каждую ночь они от вредности мажут учеников зубной пастой, приклеивают тапочки к полу и натягивают веревку над кроватью. А утром обиженные ученики с ревом забирают документы из школы и уезжают в деревню к бабушке. Естественно, после таких событий хулиганы всеми силами стараются свалить всю вину на соседа по парте, или вообще на отличника Васю, за что последний обычно изгоняется из школы. Но даже ангельскому терпению приходит конец. Учащиеся школы решили объединиться и вычислить хулиганов, чтобы с позором выгнать их из школы!

Основные игровые понятия:

Положительные персонажи игры – Директор школы (1), Медсестра (1), Девочка-отличница (1), Мачо-репетитор (1), Обычные школьники (4)

Отрицательные персонажи – хулиганы (4)

Ночная карта – карта игрока, который был выведен из игры во время “ночных” действий. Никогда не открывается, т.е. оставшиеся игроки не знают, какой персонаж покинул игру.

Дневная карта - карта игрока, который был выведен из игры после общего голосования. Карта открывается, если игроков 9 и более. Если игроков 6-8, то до конца игры никто не знает, какой персонаж покинул игру в результате голосования.

Ночные действия – действия персонажей, осуществляемые ими ночью. Все действия осуществляются молча! Подробное описание действий каждого персонажа приведены ниже. Игрок указывает жестом или взглядом, к кому он применяет свои действия.

Утренние новости – сообщение ведущего о том, какие негативные действия были совершены ночью. Ведущий сообщает о том, кто покидает игру в результате действий Хулиганов или Директора школы. Важно отметить, что если Директор только проверял персонажа, то его действия не озвучиваются. Также озвучиваются действия Мачо-репетитора и имя того, к кому эти действия были применены. За одну ночь из игры может быть выведено до 3 человек (действиями Хулиганов Директора, Репетитора).

Записка на стене – сообщение из 4 слов, которое при желании может оставить человек, выведенный ночью из игры в результате действий Хулиганов или Мачо-Репеитора. В записке на стене игрок может сообщить что-то важное другим игрокам (это может быть название карты или наоборот, ложный след), выразить свои эмоции.

Общешкольное собрание – групповое обсуждение совершенных действий, выдвижение кандидатур на голосование, их обвинение, оправдательные слова, голосование. Собрание длится около 5-7 минут. Итогом собрания чаще всего является исключение из школы одного из персонажей.

Кандидатура – тот, кто, по мнению других игроков, может быть хулиганом. Обычно кандидатур на голосование выдвигается 2-3 (в зависимости от числа играющих).

Обвинение - тот, кто выдвигает кого-то на кандидатуру хулигана, обязательно должен обосновать причину своих подозрений. Желательно, чтобы обвинения были обоснованы и подкреплены данными наблюдения или логическими выводами.

Например: Саша выдвигает Петю на голосование потому, что Петя ерзал ночью, когда называли хулиганов / Петя приводит каждый кон разные факты, противоречащие друг другу и т.д.

Оправдание - оправдательные слова тех, кого выдвинули на голосование. Здесь каждый должен сказать, чем именно он полезен школе и почему его не стоит выгонять. Оправдательные слова служат для того, чтобы по оговоркам/не логичным рассуждениям найти хулиганов. Может получиться так, что человеку, выдвигавшему кандидатуру, оправдательные слова понравятся. Тогда он может снять кандидатуру с голосования и выдвинуть кого-то другого.

Алиби – в случае, если к кандидату на голосование ночью “приходила” Девочка-отличница, выдвигать его на голосование нельзя. О существовании алиби игрокам сообщает ведущий, но только в тот момент, когда этого человека пытаются выдвинуть на голосование.

Голосование - После того, как кандидатуры будут точно определены, проводится голосование. У каждого участника есть один голос, который он должен за кого-нибудь отдать. Не голосовать нельзя. Не голосует только человек, лишившийся этого права в результате действий Репетитора (об этом сообщает ведущий "утром"). Тот, кто набрал большее количество голосов, исключается из школы.

Если два человека на голосовании набрали равное количество голосов:

1) обсуждение продолжается до тех пор, пока кто-нибудь кого-нибудь не убедит переголосовать

2) обе кандидатуры снимаются, и процесс выбора кандидатур начинается заново

3) все уходят спать без дневных отчислений из школы.

Отчисленные – игроки, покинувшие игру в результате ночных действий или голосования. После отчисления игроки остаются в кругу, но никак не комментируют происходящее.

Игровые роли

Название персонажа

Цель, "ночные" действия, возможности

Количество

"Хулиган"

Цель: "выжить" из школы обычных школьников, а также других персонажей

Действия: ночью хулиганы выбирают, кого хотят убрать из школы. Если хулиганов несколько, их выбор должен быть единогласным.

Возможности: "выжить" из школы любого человека

до 4

"Директор школы"

Цель: найти хулиганов

Действия: ночью выбирает кандидатуру хулигана, проверяет свои предположения у ведущего, указывая на игрока пальцем или глазами. Если "Директор" прав (получил утвердительный ответ от ведущего), то на следующую ночь он может исключить хулигана из школы. Если ошибся, в следующую ночь снова пытается вычислить хулигана. Жесты, обозначающие различные действия Директора, описаны в разделе “Для ведущего”

Возможности: вычислить хулиганов и выгнать их из школы еще ночью.

1

"Медсестра"

Цель: спасти от исключения всех персонажей. Желательно особое внимание уделить спасению "Директора школы".

Действия: ночью выбирает человека, которого спасает.

Возможности: отменяет все противоправные действия, будь то хулиганство или исключение из школы (хулиганом, директором или репетитором)

1

"Девочка-отличница"

Цель: спасти как можно больше игроков. В идеале, отличница спасает обычных школьников или сотрудников школы. Но иногда она промахивается...

Действия: ночью выбирает, кого из игроков она будет "подтягивать" по какому-либо учебному предмету

Возможности: предоставляет алиби человеку, которого выбрала; отменяет все действия, которые к спасенному применяли другие персонажи.

1. Если Отличница приходила в Хулигану, то его действия отменяются, если Хулиган в игре один. Если Хулиганов несколько, их действия не отменяются.

2. Если Отличница занималась с Директором, Медсестрой, Репетитором, их действия отменяются.

3. Если Отличница занималась со Школьником, то отменяются действия, которые были применены к Школьнику.

Также спасенного отличницей нельзя выдвигать на дневное голосование.

1

"Мачо-репетитор"

Цель: собственноручно найти хулиганов и не дать им возможность совершить плохие дела.

Действия: ночью выбирает человека, с которым "занимался". Также выбирает, что будет с его учеником: он просто очень устанет или сам сбежит из школы. Жесты, обозначающие различные действия Репетитора, описаны в разделе “Для ведущего”

Возможности: может лишить права голоса или исключить из школы

а) Если ученик "просто устал", то утром он участвует в общем обсуждении, но не голосует.

б) Если ученик "сбежал из школы", он выходит из игры.

1

"Школьник"

Цель: выжить в "Дикой школе", найти хулиганов.

Действия: ночью обычные школьники спят.

Возможности: нет

До 4

Сочетание ролей в зависимости от количества играющих

Количество игроков “Хулиган” “Директор школы” “Медсестра” “Девочка-отличница” “Мачо-репетитор” “Школьник”
6 1

2

2

1

-

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

3

3

4

7 2 1 1 - - 3
8 2 1 1 - - 4
9 2 1 1 - 1 4
10 2

3

1

1

1

1

1

1

1

-

4

4

11 3 1 1 1 1 4
12 4 1 1 1 1 4

Ход игры

Игра начинается с того, что ребята рассаживаются на стульях в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Можно также садиться за стол, но это не очень удобно, так как стол сковывает движения. После того, как все рассядутся, ведущий перетасовывает, переворачивает “рубашкой” вверх и раздает игровые карточки. Вариантов раздачи карточек несколько: ведущий может выдавать каждому игроку карточку сам, или может, разложив их веером, предложить ребятам выбирать самим. Игроки, в свою очередь, аккуратно смотрят свою карточку, стараясь не выдать, что же у них там написано.

Когда все уже знают свои роли, ведущий начинает игру словами "Итак, в нашей школе наступает ночь. Все ученики укладываются в свои кровати и сладко засыпают". После этих слов все игроки закрывают глаза.

Далее ведущий по очереди вызывает персонажей, прося сначала открыть глаза, совершить какое-то действие и после этого закрыть глаза (пойти спать). Все ночные действия совершаются молча! Последовательность вызова персонажей: хулиганы, директор школы, медсестра, репетитор, отличница.

Все персонажи совершили какие-то действия ночью, и наступает утро. Утро начинается с того, что ведущий объявляет Утренние новости. При этом “Ночные карточки” не открываются и не показываются другим участникам. Жертвы хулиганов или репетитора озвучивают свои прощальные записки на стене.

Затем наступает день, когда собирается общешкольное собрание. Собрание состоит из 3 частей:

1) выдвижение кандидатур

2) Оправдание

3) Голосование.

Затем снова наступает ночь. Игра вступает в следующий кон.

Игра продолжается до тех пор, пока либо не вычислят всех Хулиганов, либо Хулиганы не выведут из игры других персонажей.

Затем следует послеигровое обсуждение.

Инструкции для ведущего

В игре "Дикая школа" важную роль играет сам ведущий. Его действия должны быть точны и не должны нести в себе подсказки. Он занимает только регламентом, подсчетом результатов голосования, Только ведущий знает всех персонажей "в лицо".

Для того, чтобы быть ведущим, необходима определенная подготовка.

Во-первых, нужен бланк, в котором будут перечислены все персонажи, и будет отведено место для голосования. В игре на 6-9 участников его можно не использовать, но в игре более чем на 9 человек записывать действия персонажей необходимо.

Пример бланка:

День 1 День 2 День 3
Хулиганы: Имя
Директор: Имя
Медсестра: Имя
Репетитор: Имя
Отличница: Имя
Кандидатуры на голосование 1. _________________

2. _________________

3. _________________

1. _________________

2. _________________

3. _________________

1. _________________

2. _________________

3. _________________

Во-вторых, ведущий должен быть беспристрастным, чтобы своим поведением не скомпрометировать никого из игроков. Так, когда ведущий называет персонажей ночью, он должен вращать головой по кругу, чтобы другие игроки не угадали местоположение персонажа, к которому сейчас обращаются. На дневном обсуждении ведущий не вмешивается в ход игры, не переключает внимание игроков на факты и события. Он так же контролирует свою мимику и жесты. Все свои соображения и мысли ведущий выносит на послеигровое обсуждение.

В-третьих, ведущий должен четко следить за временем. На дневное обсуждение отводится 5-7 минут, после чего наступает время голосования. Если обсуждение затягивается, можно занять директивную позицию и принудительно объявить “ночь”.

В-четвертых, ведущему необходимо запомнить несколько жестов, обозначающих действия персонажей.

Ночью Директор школы указывает на того, кого считает Хулиганом. Если он прав, ведущий отвечает “Да” кивком головы или поднятым вверх большим пальцем. Если Директор ошибся, ответ “Нет” обозначается либо отрицательным качанием головой, либо большим пальцем, опущенным вниз.

Результатом действий Репетитора может быть либо усталость ученика, либо добровольный побег из школы. Усталость обозначает жест утирания пота со лба. Побег из школы показывают указательным и средним пальцами, имитирующими бег.

В заключение мы хотели бы привести несколько примеров ночных действий персонажей, чтобы проиллюстрировать ход игры.

1) Вася, Полина и Катя - Хулиганы. Ночью они нарисовали усы на лбу у Риты зубной пастой. Вера - Медсестра, она ночью вылечила Риту. Но к Вере заглянула Оля - Девочка-Отличница, которая отменила действия Медсестры Веры по отношению к Рите. В итоге утром Рита со слезами на глазах уходит из школы. Хулиганы радуются.

2) Из Хулиганов остался только Вася. С ним был Репетитор, после чего Вася должен был сбежать из школы. Но так же к Васе ночью заглянула Медсестра и дала успокоительного. Также забежала Отличница, которая помогла доделать математику. В результате, Вася остался в школе и днем его нельзя выдвигать на голосование.

3) Коля был Директором школы, но ночью над ним пошутили Хулиганы, и он был вынужден бежать из школы. Правда напоследок он оставил записку "Я - директор, Саша - школьник"(или "Я - директор, Ира - хулиган" или "Обидно. Я был полезен").

4) Ира была Хулиганом, ее ночью вычислил Директор и тайком выслал из школы. Уходя, она оставила записку: "Я была директором школы", чем весьма затруднила работу настоящего Директора. Но ведь на то она и хулиган!

Мы искренне надеемся, что наша игра “Дикая школа” займет свое место в вашем арсенале развивающих методик для работы с подростками.