ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Интегрированный урок "Идея всепрощающей любви и толерантности как основа нравственности человеческих отношений"

Добавлено: 2018.02.22
Просмотров: 28

Борзых Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы

Цель: подготовить старшеклассников к ситуациям, когда нужно простить человека, проявить сочувствие, сострадание, понять и принять другого; проанализировать произведения живописи и литературы с целью выявления в них идеи всепрощающей любви и толерантности.

Задачи:

  • Развивать умение осмысленно воспринимать информацию, развивать рефлексию и эмпатию.
  • Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.
  • Воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.
  • Помочь учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.

Материалы: презентация урока, репродукция картины Рембранда “Возвращение блудного сына”, иллюстрации к произведениям, Библия, магнитофон, интерактивная доска, песни-притчи С.Копыловой, музыка J.Last “Одинокий пастух”, Моцарт “Fantasy, in D minor”.

На доске эпиграфы:

Любить – это значит прощать,
Прощать – это значит понять.
Понять – это значит знать,
Знать – это приблизиться к порогу мудрости.
Н.К.Рерих

  • Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносит, не бесчинствует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает …
    Евангелие от Павла
  • Ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
    Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них.
    Норт
  • Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать.
    А.В.Вампилов

Определение: толерантность – (лат.“терпение”) – терпимость к чужим мнениям и верованиям (Словарь иностранных слов, стр.395) (запись на доске)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Презентация.

Учитель. Ребята, сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из нас: “Идея всепрощающей любви и толерантности как основа нравственности человеческих взаимоотношений”. Особо хочется подчеркнуть такие слова и словосочетания: всепрощающая любовь и толерантность. Посмотрите на доску, где записано определение “толерантности” - это терпимость. Сегодня на уроке мы порассуждаем об этих злободневных проблемах и попробуем прийти к единому мнению.

Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. Давайте их прочитаем.

Учащиеся по одному читают эпиграфы.

Учитель. Чему они нас учат? Согласны ли вы с этими высказываниями?

Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.

О силе всепрощающей любви говорит в своей сказке французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

II. Выступление учащихся.

1-й ученик. Сказка “Маленький принц”, как и положено сказке, фантастична: встреча потерпевшего крушение летчика и маленького золотоволосого мальчика, прибывшего с другой планеты; умение героя понимать язык животных, растений, птиц, которые имеют и свой характер и нередко его показывают.

2-й ученик. Произведение Экзюпери называют еще философской сказкой. В сказке звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей. Основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца:

“А между тем то, чего они ищут, можно бы найти в одной-единственной розе или в глотке…Но глаза слепы. Надо искать сердцем”.

3-й ученик. С образом Розы входит в сказку тема любви. Что же такое любовь? На этот актуальный вопрос мы попытаемся ответить вместе с Маленьким принцем. Что представляет собой попавшая на планету Маленького Принца Роза? О ней известно лишь то, что она имеет шипы и прекрасна, как и положено розе. Герою трудно ужиться с ней, ибо Роза изводит его капризами и обидами. Позже принц признается летчику, что сожалеет о своем уходе из дома, о том, что он сердился на Розу, а не глядел на нее и не дышал ее ароматом, что он “был слишком молод и не умел любить”: “Надо было судить не по словам, а по делам…За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность…”. (гл.8).

Учитель. Посмотрим на сцену прощания Розы и Принца. В устах героев дважды прозвучит слово “любить”. Что вкладывают они в это понятие?

Инсценировка гл.9 – прощание.

Музыка Моцарта “Fantasy, in D minor”.

“…Когда он [Маленький Принц] в последний раз полил чудесный цветок и собрался накрыть колпаком, ему даже захотелось плакать.

- Прощайте, - сказал он.

Красавица не ответила.

- Прощайте, - повторил Маленький Принц.

Она кашлянула. Но не от простуды.

- Я была глупая, - сказала она наконец. – Прости меня. И постарайся быть счастливым.

И ни слова упрека. Маленький Принц очень удивился. Он застыл, растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?

- Да, да, я люблю тебя, - услышал он. – Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.

- Но ветер…

- Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я – цветок.

- Но звери, насекомые…

- Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, наверно, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.

И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:

- Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти – так уходи.

Она не хотела, чтобы Маленький Принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…”

Ответ на поставленный учителем вопрос.

1-й ученик. На планете Земля другом и учителем Маленького Принца становится Лис, который объясняет ему, что значит любить, что значит приручить. Увидев другие розы, Маленький Принц понимает, что его Роза единственная и любимая для него: “Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть…Я слушал, как она жаловалась и как хвасталась, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя…”. В этом главный урок науки любви. Любовь – это труд, это прощение. Дорогим становится то, о ком мы заботимся, кому отдаем душу, кого приручили.

2-й ученик. Итак, что же вкладывает автор в понятие “любовь”? Любить – понимать и прощать. Любить – испытывать чувство ответственности. Покинутую Розу может съесть барашек…Маленький Принц прощает своей Розе ее капризы и обиды. Он понимает, что любить – это значит видеть и слышать то, чего раньше не замечал. Нужно быть просто терпимее к любимым.

3-й ученик. И Маленький Принц решает расстаться с земной жизнью, так как смерть – единственная возможность вернуться на свою планету, где осталась Роза, за которую он в ответе и которую нужно защитить. Светлая и добрая сказка учит нас умению открывать свое сердце навстречу любви.

Учитель. Надо уметь прислушиваться к сердцу, ведь как говорил мудрый Лис: “Зорко лишь одно сердце. Самого главного глазами не увидишь”.

III. Беседа.

Учитель. Если среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста… Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.

Ответы учеников (по кругу).

- Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.

- Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.

- Возникают сомнения в существовании справедливости.

- Жизнь кажется хуже…

Учитель. А есть среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?.. Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. Какие чувства испытывает человек, обидевший другого, - обидчик?

Ответы учеников (по кругу).

- Гнев, агрессию, боль, чувство вины.

- Жажду примирения.

Учитель. А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек – брат или сестра, отец или мама?

Ученики. Предстоит налаживать отношения.

Один из учащихся. Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннеса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев – “мамихпапинатапа”. Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: “Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, что хотят оба, но не делают этого в надежде, что это сделает другой”.

Учитель. Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: “Чего же хотят оба?”

Ответы учеников (по кругу).

- Примирения.

- Извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды, простить…

Учитель. Мне бы хотелось, чтобы вы прослушали песню-притчу “Гвозди” и ответили на вопрос: “К чему призывает нас притча?”

Прослушивание песни-притчи “Гвозди” в исполнении Светланы Копыловой.

Ответ на поставленный вопрос.

Учитель. А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?

Ответы учеников.

- Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает себя виновным, ему можно “отпустить вину”, дать возможность почувствовать, что он прощен.

- Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то все-таки не стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить…

IV. Притча о блудном сыне.

Звучит музыка J.Last “Одинокий пастух”.

Ученик. Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви – одна из таких тем. Ее-то и воплотил в своей картине “Возвращение блудного сына” голландский художник Харменс ван Рейн Рембрандт. В ее основе лежит библейский сюжет – “Притча о блудном сыне”. Эта притча о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепоглощающей любви.

Репродукция Рембранда “Возвращение блудного сына”.

Эпиграф: “Рембрандт стоит на тех предельных вершинах, которые господствуют над эпохами, над расами и над странами”. Э.Верхарн.

1-й ученик. …После смерти любимой Хендрикье Стоффельс Рембрандт осмысливал новый замысел написать картину библейской притчи о блудном сыне. Эта картина потрясла весь мир своей правдой и силой покаяния и прощения. Сюжет ее прост, но глубок.

Дошедший в своих скитаниях до крайней степени нищеты и унижения, сын возвращается к престарелому отцу. Больше ему идти некуда. Старик еле стоит на ногах. Он уже смирился с мыслью, что скоро покинет этот мир, что сын его сгинул неизвестно где. И вдруг тот предстал перед ним и упал на колени, моля о прощении.

2-й ученик. Старый отец кладет руки на плечи сыну. Руки передают любовь и радость больше, чем выражение лица. Многолетняя скорбь отучила старика улыбаться. Нет ничего пронзительнее этого естественного жеста.

Вспышка яркого света озаряет встречу отца и сына, выхватывает из глубины картины фигуры, которые по-разному выражают свое отношение к событию. И тем необыкновенней, чудесней встреча. Два самых близких человека, разлученные, казалось, навсегда, вновь обрели друг друга…

3-й ученик. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце.

Главные герои словно озарены внутренним светом. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь еще сильнее выделяют отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил людям великий голландский художник.

4-й ученик. Закончив работу, Рембрандт долго смотрел на картину. Не он ли сам – этот нищий, истерзанный человек с голой пяткой? Не он ли кичился когда-то своим счастьем с бокалом в руке и красавицей на коленях, гнался за славой, безрассудно тратил деньги, влезая в долги? А этот старик отец? Не он ли это сам, потерявший и переживший всех, кого любил? Не он ли принимает в объятия свою собственную судьбу? Рембрандт прошептал: “Благодарю тебя, Господи, за жизнь, которую Ты подарил мне. За мой дар, который не направлен был во зло …” …

Тема всепрощающей любви и толерантности вечна. Давайте уважать друг друга, учиться любить людей, научимся толерантности.

Вопросы к классу.

Учитель. Как вы думаете, почему отец простил младшего сына?

- Им руководило чувство всепрощающей любви, она оказалась выше ненависти, обиды, мести.

Учитель. Да, отец умел любить, простить ошибку сына и забыть об оскорблении. Взгляните на доску, вы видите цитату из Библии, это концепция христианской любви.

Притча – это небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учат нас эта притча и картина Рембрандта?

- Милосердию, прощению, терпению, любви.

Учитель. Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно приносить им боль и несчастье?

- Нет, любовь обязывает ко многому: к порядочности, благородству мыслей и поступков.

V. Анализ произведений.

Учитель. Тема всепрощающей любви встречается не только на страницах Библии и на картине Рембрандта, мы находим ее в произведениях наших классиков. Заново перечитывая роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы пришли к выводу, что идея прощения и терпения красной нитью проходит через все произведение, благодаря созданным мастером образам родителей Базарова.

1-й ученик. “Таких людей, как они, в нашем большом свете днем с огнем не сыскать”, - говорит Базаров о своих родителях. Мать, Арина Власьевна, - человек иного образа жизни, чем ее сын: суеверна, невежественна, книг не читала, любила поесть, поспать, знала толк в хозяйстве, в политике не разбиралась. Она добра и заботлива, больше всего на свете любит сына. В романе она показана как беспредельно любящая мать.

2-й ученик. Отец, Василий Иванович, - очень добрый и славный человек. Так же, как и Евгений, он врач. Врачебной практикой занимается бескорыстно. В области науки он стремится не отстать от века. Легче всего, казалось бы, ему установить контакт с сыном в области медицины. Но все то, о чем говорит Василий Иванович, далеко от современной Базарову науки. Он так же, как и мать, искренне и сильно любит своего сына, хотя пытается не показывать свою любовь, зная, что Евгению это неприятно.

3-й ученик. Итак, мы видим большую любовь родителей к сыну, чувствуем это благодаря мастерству Тургенева, силе его слова. Пути Базарова и его родителей давно разошлись. За три года Евгений приехал к ним всего один раз. Хотя сам герой любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: “Люблю, Аркадий!” - а это немало значит в его устах. Но он не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни; такую глухую жизнь не может он принять. Поэтому так редко Базаров бывает в родительском доме, а по приезду быстро уезжает. Но мать и отец, сильно любя своего сына, как ни было бы им больно не стоят у него на пути, прощая ему все. Вот она сила всепрощающей родительской любви.

Учитель. Многие писатели продолжали развивать библейскую тему “блудного сына”, но каждый использовал эту тему по-своему. Мы исследовали именно идею всепрощающей любви и нашли ее в знаменитом памятнике русской художественной литературы XX века, навсегда вошедшем в сокровищницу мировой литературы, - романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Это поэма о нравственности, ответственности человека за добро и зло на земле, о любви и толерантности.

1-й ученик. Одной из главных линий в романе является библейская, религиозная. С образами Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата в роман вводится нравственно-философская проблематика. Автор решает вопросы морали, предназначения и возможностей человека. Именно в сюжете, связанном с этими образами, мы увидели развитие идеи всепрощающей любви и толерантности.

2-й ученик. Умный, знающий тайные пружины жизни общества, страсти, пороки и возможности людей Пилат понял, что в лице Иешуа встретил необычного и духовно чистого человека. Он был удивлен и взволнован приоткрывшимся ему чудом духовной силы и власти, способной не согнуться и не пасть перед властью земной.

1-й ученик. Конечно, Иешуа в изображении Мастера нисколько не похож на сына божьего. Но при всей внешней человеческой обыкновенности, он необыкновенен внутренне. Люди, которые его слушают, готовы идти за ним, куда бы он их не повел. У Пилата он одними лишь мягкими сочувственными словами снимает чудовищную головную боль. Зверски избитый Га-Ноцри верен своим принципам до конца, ему даже тюремные оковы не мешают оставаться свободным духовно. И какие бы люди его ни окружали, он утверждает: “Злых людей нет на свете”. Вот она сила всепрощающей любви к людям, сила терпимости. Иешуа прекрасно понимает душу пятого прокуратора Иудеи и прощает ему все.

2-й ученик. Понтий Пилат искренне хочет помочь Иешуа, но поступиться абсолютно всем во имя поддержки духовного, рисковать возможностями властителя, а может, и жизнью ради добра – к этому Пилат не готов. Нелегкий, но единственно возможный выбор он вслед за Иешуа сделать не смог. Оттого и был обречен на тысячелетние угрызения совести. Его душа стремилась соединиться на “лунной дороге” с необычным человеком; Пилат стремился к нему, как “блудный сын” к своему отцу, потому что идти ему было больше некуда. После многих тысячелетий по “широкой лунной дороге” поднимается “человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне…”. Они поднимаются все выше и выше к луне. Пилат был прощен.

VI. Завершение урока. Выставление оценок. Выводы.

Учитель. Вот она идея всепрощающей любви. Как вы видите, ребята почувствовали здесь связь и с великим библейским сюжетом о блудном сыне.

Проанализированные нами произведения – не все, где встречается тема всепрощающей любви и толерантности. Почти каждый писатель и поэт в той или иной степени затрагивали данную тему.

Мне хотелось бы закончить наш урок пожеланием ребятам: любите и учитесь прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь жестокой или прекрасной – зависит от вас! Давайте возьмемся за руки и почувствуем тепло, исходящее от каждого.

Я хочу каждому из присутствующих подарить ангела как символ чистоты и святости. Это знак, который будет напоминать вам слова Норта: “Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них”.

В заключение давайте послушаем песню Булата Окуджавы “Возьмемся за руки, друзья”.

Спасибо вам, ребята, за активное участие.

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение – рассуждение “Сила всепрощающей любви”, используя в качестве одного из аргументов произведение художественной литературы (не менее 150 слов).