ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Литература

Внеклассное мероприятие по литературе и истории "Перо приравнивается к штыку"

Добавлено: 2018.02.22
Просмотров: 45

Помельцева Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы; Медцкер Елена Ивановна, учитель истории

Цели:

  1. Познакомить с творчеством поэтов и композиторов военных лет.
  2. Совершенствовать навыки выразительного чтения художественного рассказывания.
  3. Воспитывать патриотические чувства, формировать интерес к истории русского народа.

Оформление: картины, иллюстрации, рисунки, выставка книг, записи песен о Великой Отечественной войне.

Действующие лица: 10 чтецов.

Звучит песня “Вальс” в исполнении Кузнецовой Даши на слова Ю. Дорогова и музыку Ю. Михалкова.

1 чтец.

Дорогие друзья! Для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая, и всегда люди мысленно будут возвращаться к маю 1945 года. В те весенние дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш человеческий долг – поздравляя друг друга с праздником, помнить о тех, кого нет с нами, кто пала войне.

(Маршал Г. Жуков.)

2 чтец читает стихотворение “22 июня 1942 г.” Щипачева.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Садились в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

Звучит песня А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача

“Священная война” (рассказ на фоне песни).

3 чтец.

Этот день начался не тихой зарей, а грохотом бомб, свистомпуль, скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнем. Это было 22 июня. Сорок первый год. Война. И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов до от каза заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, 22 июня писате ли Москвы собрались , как по боевой тревоге, на митинг. С краткими речами выступили А. Фадеев, А. Жаров, И.Уткин, В. Лебедев-Кумач. В их выступлениях звучала одна мысль: перо приравнивается к штыку, поэзия одевает фронтовую шинель и шагает в бой.

4 чтец.

В первые дни Великой Отечественной войны было создано Московскими композиторами более 100 песен. И одна из первых песен была написана на стихи “Священная война” В. Лебедева-Кумача, опубликованные в газете “Известия” 24 июня. Композитор А. В. Александров, прочитав его, сочинил музыку. Музыка песни Александрова “Священная война” наполнена суровым величием и звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом.

1 чтец.

Одно из первых стихотворений, которое глубоко затронуло души солдат в начале войны, было стихотворение К. Симонова “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины”.

5 чтец.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей от дождя их к груди.

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: “Господь вас спаси”.
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась.

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил…

1 чтец.

В этом стихотворении с большой поэтической силой выражены думы и чаяния воина в горькую пору отступления. Оно пронизано любовью к Отчизне, заботой о ее будущем. В этих стихах такой накал чувств, что слова произносятся с трудом. В них сохранено дыхание тех лет.

6 чтец.

Обостренное чувство Родины, дружбы и любви к тому, что осталось за чертой, отделяющей мирную жизнь от войны, нашло выражение и в других стихах.

7 чтец.

Агния Барто

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней- молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь.
А много, много горьких лет.

Вдруг сразу, словно ветер свежий
Пройдет по детскому лицу,
И, оживленная надеждой,
Она бросается к бойцу.

Защиты ищет у него:
- Убей их всех до одного!(1942 г.)

8 чтец.

А. Подстаницкий “Дружба”

Когда уходит в бой твой друг крылатый
На важное задание летит,
И ты ему помашешь из квадрата
И пожелаешь доброго пути.

Ты чувствуешь, как громко сердце бьется,
Как глупая мыслишка промелькнет:
“Вернется ли? Вернется ли?” - “Вернется!”
Кричишь друзьям уверенно: “Придет!”

И все ж часами не спускаешь взора
С ночных небес. И ждешь и ждешь сильней,
Не слышен ли знакомый гул мотора,
Не видно ли условленных огней?

“Летит! Летит!”- и больше слов не нужно,
Все сказано и понято вполне
Всех дружб дороже нам такая:
Рожденная в боях, в дыму, в огне.

9 чтец.

Всеволод Азаров

Четыре года по команде “к бою!”
Мгновенно собирался наш расчет,
Спроси у нас орудие любое -
Оно ответит, как сражался флот.

Спроси на “Петропавловске”, на “Минске”,
Спроси у раскаленных жерл фортов -
Тебе ответит грохот исполинский
И гордая отвага моряков.

Мы шли сквозь испытанья, зубы стиснув,
В боях теряя дорогих друзей.
Все одолел, все вынес флот Балтийский,
И, закаляясь, он стал еще сильней.

С ним возмужали мы, его питомцы,
Заветной думой сплочены одной.
За нами в золотых знаменах солнца
Стоит любимый город над Невой!

5 чтец.

Петрусь Бровка “Рана”

Я солдат-фронтовик,
А война так сурова,
Что я думал порой-
Мне уж больше не жить.
Восемь ран залечил,
В строй вернулся я снова,
Только рану одну
Не могу залечить.

Улеглась бы тоска,
Если б снова напиться
Мне воды той живой,
Что пивал я не раз;
Если б я повидал
Тот чабрец с медуницей
И столетний тот бор,
Что под Минском у нас.

Эту жажду ничем
Утолить не могу я,
Сердце только одною
Лишь думой живет:
“Мне попасть бы скорей
На сторонку родную!
И громить бы врага,
Пробиваясь вперед!” (1943 г.)

Звучит песня “Темная ночь” на стихи В. Агатова, муз. Н Богословского

6 чтец.

Эта песня написана к фильму “Два бойца” в 1942 году поэтом В. Агатовым на музыку Н. Богословского. Слова и музыка передают чувства героев, их внутреннее состояние (грусть по дому, близким людям).

4 чтец.

Фронтовая поэзия- это поэзия высокой гражданственности. Она помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце, не утратить веры в торжество разума и справедливости. А как велико было значение для фронтовиков обаяние Василия Теркина, по-русски простодушного, веселого с друзьями и беспощадного к врагам. Создал этот образ А. Твардовский.

10 чтец читает отрывок из поэмы А. Твардовского “Василий Теркин” (на выбор)

Звучит песня “Катюша”

3 чтец.

Песня “Катюша” написана поэтом М. Исаковским и композититором М. Блантером еще до войны. Но во время войны она была очень популярна среди солдат. Существовало бесчисленное количество вариантов “Катюш”:

Расцветали яблони и груши
По тропинкам, через лес густой.
Выходила смелая Катюша
С автоматом на берег крутой.

Бодрая мелодия “Катюши” вдохновляла солдат в бою, недаром “Катюшей” были названы новые гвардейские минометы, появившиеся в вооружении нашей армии. И сразу же им был посвящен еще один куплет песни:

Вот к передней Катя подходила,
Подвозя снаряды за собой.
И такую песню заводила,
Что фашисты поднимали вой.

Звучит песня “Эх, дороги…”

6 чтец.

В 1945 году композитор А. Новиков и поэт Л. Ошанин получили задание написать песню, примерное название которой было бы “Под стук колес”. “Такой песни еще не было”,- рассказывает поэт. Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему… Песня должна стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана в 1945 году с позицией всего, что произошло на войне”. Так родилась одна из завершающих тревожные годы песня “Эх, дороги…”

Звучит песня “Соловьи”.

3 чтец.

В песне “Соловьи”, написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война еще не окончена. В одной из радиопередач автор стихов, на которые написана песня “Соловьи”, замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов, в шинели рядового прошагавший военными дорогами, рассказывал: “Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваемся от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!”. И это сразу же вошло в песню “Соловьи”, которая стала одной из любимых и знаменитых песен военной поры.

Звучит песня “День Победы”.

2 чтец.

Победа! Алый стяг над куполом поверженного рейхстага. Сбылось все, во что верили, во имя чего боролись, приносили неисчислимые жертвы. И этот праздничный день был днем горячего творческого накала для многих наших поэтов. Они первые выразили звучно и образно народные чувства, помыслы, чистые порывы народной души:

Торжественный финал похода,
Отбой бессонниц и дорог.
У каждого - четыре года
Недосыпаний и тревог.
В своих глазах в края чужие
Несли, как отраженье, мы
Огонь сожженных сел России
Пожаров красные дымы.(Недогонов)

7 чтец.

Вы, ребята, потомки тех, о которых писали поэты, сочинялись песни. Давно на полях сражений колосятся хлеба, появились новые города, села. Но сколько бы лет ни прошло со дня нашей Победы, стихи и песни останутся в нашей памяти. Ведь они сопровождали солдат с первого и до последнего дня войны. Песни и стихи рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выжить и дождаться близким тем, кто оставался у станков и в поле. Они являются музыкальной и поэтической летописью ВО войны, хранящих память о бессмертных подвигах советских воинов.

9 чтец.

Стихи остаются в строю, как боевое оружие. И к вам, ребята, от имени солдат-фронтовиков обращается Расул Гамзатов со словами, касающимися самых затаенных струн человеческого сердца:

Все, что мы защищали,
И вам защищать.
Все, что мы завещали,
И вам завещать.

Звучит песня “Майский вальс” в исполнении Кузнецовой Даши на слова Ю. Ясеня и музыку Ю. Михалкова.

Литература

  1. Ю.Е. Петров “Всегда на страже” М., Просвещение, 1988г.
  2. “Учительская газета”, № 3, 1995г, статья “Где же вы однополчане?”.
  3. Журнал “Воспитание школьника”, № 4, 1990г., статья “Нам дороги эти позабыть нельзя”.
  4. Журнал “Воспитание школьника”, № 4,1995г., статья “Песни военных лет”.
  5. Сборник стихов военных лет 1941-1945г. Москва, “Художественная литература”, 1985г.
  6. Ю.Е. Бирюков “Всегда на страже” Москва. “Просвещение”, 1988г.