ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Литература

Пушкин и география

Добавлено: 2018.02.23
Просмотров: 39

Малышева Ольга Александровна, учитель географии, экономики

Сегодня учителя очень много говорят о том, как важно обеспечить интеграцию знания в различных научных областях. Показать ученику, что знание в настоящем мире (не в школе) трудно отнести к какой-то одной конкретной области человеческой жизни. В течение нескольких последних лет мы совместно с коллегами в школе разрабатываем и проводим внеклассные мероприятия на стыке различных предметов. Вашему вниманию мы предлагаем внеклассное мероприятие по географии.

Четыре года назад, в год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина, мы старались многие мероприятия связать с этой датой. Тогда, посмотрев старые подшивки журнала “География в школе”, я нашла статью Л.Л. Трубе “А.С. Пушкин и география” в номере втором за 1987 год. На основе этой статьи мною было разработано внеклассное мероприятие по географии по теме “Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года”. Форма проведения определилась ещё раньше: мне очень нравится (и я стараюсь не пропускать ни одной передачи) интеллектуальная телевизионная игра “Умники и умницы” Юрия Вяземского. Вместе с учениками 9-х классов мы приготовили необходимые атрибуты для проведения игры:

  • эмблему игры (шагающие по планете Земля мальчишки и девчонки) с указанием девиза “Без географии мы нигде”;
  • дорожки трех цветов (красную – с двумя этапами, жёлтую - с тремя, зелёную – с четырьмя);
  • физическую карту “Восточно-Европейская равнина”, на которой отметили маршрут движения А.С. Пушкина;
  • портрет поэта;
  • соответствующие времени аксессуары: цилиндр, тросточка, другое.

В качестве музыкального сопровождения использовалась музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”.

Для удобства подсчёта правильных ответов приготовили ордена.

За две недели до игры на уроке географии ребята получили задание: прочитать описания путешествий А.С. Пушкина – “Отрывок из письма к Д…” и “Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года”. Была объявлена дата проведения мероприятия. Мне очень приятно отметить, что они восприняли моё предложение с тем же интересом, который владел и мной при разработке и подготовке к игре.

В качестве членов жюри (Высокий ареопаг) были приглашены учителя истории, литературы, директор школы. Настроение было праздничным и торжественным. В помощь ведущему мы пригласили учеников 10-го класса.

В назначенное время гости, теоретики и ареопаг заняли свои места в оформленном актовом зале. Ведущий напомнил о правилах игры: став агонистами (участниками соревнования), теоретики должны набрать как можно больше орденов за правильные ответы в предварительном туре. Правильность, точность и полнота ответов определяются Высоким ареопагом. После вступительного слова мы приступили к игре.

Вступительное слово ведущего:

“А.С. Пушкин, этот всеобъемлющий гений, оставил нам и самостоятельный географический труд, дающий нам право причислить к семье географов и великого поэта. Мы имеем ввиду его “Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года” – писал академик Берг в 1932 году.

Вопросы предварительного тура:

Внимание, уважаемые теоретики! Начинаем предварительный отбор агонистов.

Вопрос 1. Как А.С. Пушкин написал о своём отношении к путешествиям?

( Ответ: С детских лет путешествия были моей любимой мечтой.)

Вопрос 2. Что по поводу путешествий он писал своему другу Павлу Нащёкину?

(Ответ: Путешествия нужны мне нравственно и физически. Кроме многократных поездок из Петербурга в Москву и в свои родовые места я совершил по своей воле и не по своей воле три больших путешествия…)

Вопрос 3. Куда были эти путешествия?

(Ответ: …два на юг и одно на восток – в Приуралье по следам Пугачёва. Хочется совершить зарубежное путешествие хотя бы с русским посольством в Китай, но царь не разрешает…)

Вопрос 4. В своих произведениях поэт даёт географически точные характеристики объектам природы. Какому объекту поэт дал такое описание?

Я знаю край, там на брегах
Уединенно море плещет;
Безоблачно там солнце блещет
На опалённые луга;
Дубрав не видно – степь нагая
Над морем стелется одна.

(Ответ: Таврия /Таврида, Степной Крым/)

Вопрос 5. Определите название данного географического объекта:

Стремлюсь привычною мечтою
К студёным северным волнам.
Меж белоглавой их толпою
Открытый остров вижу там.

Печальный образ – берег дикой
Усеян зимнею брусникой,
Увядшей тундрою покрыт
И хладной пеною подмыт.

(Ответ: Карелия. Онежское озеро. Валаам.)

Вопрос 6. Географические интересы Пушкина были разнообразными – вплоть до рассмотрения примет:

Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие леты
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад – опасный винограду…

Вы можете “предречь” погоду? А почему смотрели на “западную тень”?

(Ответ: Ребята могут перечислить все известные им приметы и типы погод, связанные с ними.)

Вопрос 7. Поэт владел различными географическими терминами, например, очень часто употребляются им названия ветров: зефир – южный ветер, сирокко – юго-восточный и т.д.

Зачем ты, грозный аквилон,
Тростник прибрежный долу клонишь?
Зачем на дальний небосклон
Ты облачко столь гневно гонишь?

Какой же ветер называется “грозным аквилоном”?

(Ответ: Северный.)

Вопрос 8. Название “буран” стали употреблять после того, как поэт прекрасно описал его в своей повести “Капитанская дочка”. Буран теперь понимается как метель, вьюга в степи. Как же Пушкин описал его?

(Ответ: Я выглянул из кибитки, всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой силой, что казался одушевлённым.)

Правильный ответ и завершение предварительного тура поддерживается музыкальным сопровождением. Учитель подводит итоги, выбирая теоретиков, получивших ордена. Набравший большее количество орденов имеет право выбрать дорожку первым, и далее по порядку. Оставшиеся теоретики продолжают игру на своих местах и могут набрать ещё ордена, если кто-либо из агонистов ошибётся на дорожке.

1-й агон.

  • Какой путь выбрал Пушкин, выехав из Москвы на юг и почему?

(Ответ: Из Москвы я поехал на Комру, Белёв и Орёл и сделал таким образом двести вёрст лишних, зато увидел Ермолова.)

  • Н.В. Гоголь писал, что в России две беды – дороги и дураки. Как описывает Пушкин свою дорогу от Курска до Ельца?

(Ответ: Дороги до Ельца ужасны. Несколько раз коляска моя вязла в грязи, случалось в сутки проехать не более пяти вёрст.)

  • А.С. Пушкин обладал тонкой географической наблюдательностью. Как он описывает переход от Европы к Азии?

(Ответ: Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах; орлы сидят на кочках, означающих большую дорогу…)

2-й агон.

  • “На днях посетил я калмыцкую кибитку…” Как поэт описывает её устройство и интерьер?

(Ответ: …клетчатый плетень, обтянутый белым войлоком…котёл варился посередине и дым выходил в отверстие, сделанное вверху кибитки…)

  • Где начинается Военно-Грузинская дорога?

(Ответ: С Екатеринодара начинается военно-грузинская дорога; почтовый тракт прекращается, даётся конвой казачий и пехотный и одна пушка…)

  • Как “Кавказ принял путешественника в своё святилище”?

(Ответ: …Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. Шумные волны его приводят в движение колёса низеньких осетинских мельниц…Чем дальше, тем уже становилось ущелье и Терек с рёвом бросает свои мутные воды через утёсы, преграждающие ему путь. Я шёл пешком и поминутно останавливался, поражённый мрачною прелестию природы.)

Если победитель не выявился после 2-го агона (агонисту, играющему на красной дорожке достаточно 2-х правильных ответов, чтобы победить), приступаем к 3-ему агону. Если победитель выявился, то остальные агонисты становятся теоретиками и могут ответить на оставшиеся вопросы на равных правах с остальными участниками, набрав большее количество орденов.

3-й агон.

  • Прибыв в Тифлис, А.С. Пушкин посетил “славные тифлисские бани”. Какое впечатление они оставили в памяти поэта?

(Ответ: …горячий железо-серный источник лился в глубокую ванну. Отроду не видал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань…шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане, знатоки будут благодарны за таковые нововведения…)

  • Получив от Раевского разрешения на продолжение пути, поэт поспешил к Карсу, расположенному в Армении. Как он описывает встречу с новой страной?

(Ответ: Я стал подниматься на Безободал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении…Мне представились новые горы, новый горизонт, подо мной расстилались злачные, зелёные нивы. Я взглянул ещё раз на опалённую Грузию и стал спускаться к свежим равнинам Армении. С неописанным удовольствием заметил я, что зной вдруг уменьшился; климат был другой.)

Подводятся итоги 3-го агона, и игра продолжается.

4-й агон.

  • Добравшись до Арзрума с передовыми армейскими частями, поэт даёт точное описание этому городу. Какое?

(Ответ: Арзрум почитается главным городом в Азиатской Турции. Дома в нём каменные, кровли покрыты дёрном…Климат арзрумский суров. Город выстроен в лощине, возвышающейся над морем на 7000 футов. Горы, окружающие его, покрыты снегом большую часть года. Земля безлесна, но плодоносна. Она орошена многими источниками и отовсюду пересечена водопроводами.)

Ареопаг подводит итоги игры, награждает победителя и теоретиков, набравших наибольшее количество орденов, дипломами (красным, жёлтым и зелёным).

Ведущий заканчивает игру словами А.С. Пушкина:

Долго ль мне гулять на свете
То в карете, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Такое мероприятие проводилось нами и в прошедшем учебном году, и мы убедились, что нравится оно не только нам. Ребята также считают его полезным и очень интересным.

Такую же схему можно использовать и в разработке обобщающих уроков, подготовка к нему займет меньше времени, так как не подразумевает знакомство с большим количеством дополнительного материала, а опирается на уже изученное.