ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Внеклассное мероприятие по теме: "Погружение в Первобытную эпоху"

Добавлено: 2018.02.25
Просмотров: 34

Мышкина Светлана Александровна, классный воспитатель; Гущина Юлия Александровна, классный воспитатель; Булдакова Наталья Владимировна, учитель русского языка

Оформление зала: “наскальные надписи на стенах”, шалаши-пещеры, шкуры животных на полу, выставка древних луков, стрел, орудий труда первобытного человека, ритуальных масок.

I. Вступление. Введение в эпоху.

Дети сидят в зале. Свет выключен. Звучит торжественно-спокойная музыка. Включается светомузыка.

На фоне музыки звучит голос за кадром:

“Это было давным-давно: 3 миллиона лет тому назад… Во времена Ледникового периода в далекой и жаркой Африке от человекообразной обезьяны произошел первый человек…(На сцену выходит африканец. Свет на него). И стали объединяться первые люди в племена. (К нему подходят африканцы и по 2–3 человека от племени славян и племени индейцев.)

И разошлись племена по свету. Кто-то остался обживать Африканский континент (африканцы остаются на сцене), кто-то переселился на континент Американский (в зал спускаются индейцы), кто-то ушел еще дальше: на Европейский континент (спускаются славяне), кто-то в Юго-Восточную Азию, Австралию…

Но каждые 200 лет лучшие представители древних племен собирались на огромной поляне вблизи озера Якатука, чтобы заключить договор о перемирии, обменяться знаниями и орудиями труда, чтобы напомнить миру о Славной Истории своего племени, о Великой истории всего человечества”.

Танец

II. Представление (визитки) племен

Звучит музыка. Племя древних африканцев.

Танец. Выход представителей племени.

1-й: Мы, великие потомки древних бушменов, приветствуем вас, славных представителей древних родов древних славян и древних индейцев.

2-й: Много лун тому назад мы отправились в путешествие к берегам священного озера на поляну дружбы.

3-й: Мы шли к вам через огромные тропические леса, где вершины деревьев дрожат от криков обезьян.

4-й: Где в сырых и темных глубинах леса снуют дикие звери.

5-й: Мы прошли через степи и саванны, от края и до края заполненных стадами антилоп и зебр.

6-й: Где в поисках пищи затаились кровожадные львы и гепарды.

7-й: Мы переплывали широкие и бурные реки, где живут кровожадные крокодилы.

8-й: Нас обжигали пески великой Калахари, где змеи скользят по песку и прыгают быстрые тушканы.

9-й: Мы пришли из самого сердца далекой Африки, континента, который считают колыбелью человечества.

10-й: Наши боги говорили нам, что все народы мира произошли от одной маленькой группы доисторических африканцев. Великих первых людей, связанных между собой кровными родственными узами.

11-й: Наше племя Нахуки — племя древних нуэров, охотников и рыболовов.

12-й: Племя великих могучих воинов, поклоняющихся священному огню.

13-й: Пламя огня освещает наши пещеры, согревает нас в холодные зимы.

14-й: Мы высоко чтим наше тотемное животное — могучего леопарда, — чей образ устрашает врагов и вселяет в наши сердца отвагу.

Танец вокруг тотемного животного.

Звучит музыка. Племя древних славян.

Сцена 1. Песня-слава. Звучит флейта.

1-й: О светло-светлая

И красно украшена,

Земля Славянская

2-й: И многими красотами

Удивлена еси:

3-й: Озерами многими

Удивлена еси,

4-й: Реками и кладезьми

Местночтимыми,

5-й: Горами крутыми,

Холмами высокими,

6-й: Дубравами частыми,

Полями дивными,

7-й: Зверьми различными,

Птицами бесчисленными,

8-й: Всего еси исполнена

Земля Славянская!

Сцена 2. Звучят гусли.

Старейшина: Давным-давно пришли на эту землю “словене” — владеющие словом.(Выходят охотники, гончары, швеи, шаман.)

Старейшина: Восточные, западные, южные славяне — это самая большая славянская семья. Селились славяне на высоких холмах, среди лесов и рек. Поселения свои обносили частоколом, чтобы от врага защититься.

Охотники: Много в наших лесах дичи и зверя ценного, но бьем мы пушных зверей тупыми стрелами, чтобы шкуру не портить. А еще мы рыбу ловим, коров и лошадей разводим и мед диких пчел собираем.

Гончары: В наших краях мягкая глина. Сделаем из нее горшки и нанесем орнамент — волнистый узор. Горшки нам нужны не только для хранения пищи, но и как погребальная урна.

Сцена 3. Сватовство.

Невеста:

Голубушки-девицы, пришел красы девичьей погубитель,

С подружками, с родными разлучитель.

Не выдайте подружку, схороните!

А выдайте, так за великий выкуп!

Жених: Красавицы-девицы, меж вами не прячется ль красавица Любава?

1 подружка невесты: Красавица Любава нам, девицам, самим нужна.

2 подружка невесты: Отдать, так не с кем будет круги водить и вечера сидеть.

3 подружка невесты: И тайности девичьи говорить.

Жених: Красавицы, подружка вам нужна, а мне нужней. Одним-один гуляю.

4 подружка невесты: Отдать иль нет?

5 подружка невесты: Не отдавай подружку.

6 подружка невесты: У нас еще и песни недопеты.

7 подружка невесты: И игры мы не доиграли с ней.

8 подружка невесты: Разве выкуп великий даст?!

Жених: Не жаль для вас орехов и пряников печатных, полотна. (Берет мешок с подарками, одаривает подружек.)

Невеста: Пойдемте веселиться, круги водить на Красной горке! Музыканты, возложите персты свои на струны звонких гуслей!

Звучит музыка. Племя древних индейцев.

(Реквизиты расставляются на сцене: задник, декорации, тотем, огонь, циновки и т. д.) Звучит музыка.

Ведущий (Во время расстановки реквизитов): История индейцев - уникальна, трагична, и в то же время полна оптимизма. К западу от Миссисипи леса, и холмы восточных штатов сменяются обширной, проросшей травой возвышенностью, открытой всем ветрам. Это Прерии, - родина индейцев равнин. Прерии простираются на сотни миль и заканчиваются у подножия Скалистых гор. Наиболее известны племена равнин: Дакота (или Сиу), кроу, шайены, черноногие, апачи, команчи и киова. Народ Сиу — наиболее многочисленный и могучий...

Ведущий уходит в сторону, Звучит музыка. Участники визитки выходят на сцену, каждый изображает свое движение-притопывание, прицел из лука, поднятие рук вверх, игру на барабанах (распределить и закрепить м/у участниками); Встают в шахматном порядке: мальчики впереди, девочки сзади. Руки опущены вниз, ладони развернуты в зал, ноги на ширине плеч. Молчат, улыбаются. Вождь-старейшина Красное Облако встает впереди по центру. Делает шаг вперед и поднимает правую руку вверх (рука чуть согнута в локте, ладонь развернута и открыта):

Вождь: Вас приветствует народ Сиу и вождь Красное Облако! Хэя! (Легкий кивок головой.)

Индейцы: (Стоя на своих местах поднимают правую руку вверх (как вождь) и дружно хором с легким кивком головы): Хэя!!!

Звучит музыка. (Вождь садится на коврик в центре по-турецки и смотрит в даль, в руках -флейта (символ трубки мира).

Шаг вперед делает ИНДЕЕЦ № 1: Соколиный Глаз! (Показывает свое движение, встает справа от сидящего вождя. Встав на место, показывает элементы боевой раскраски (имитация на лбу, щеках, руках) и натягивает лук, готовит щит и стрелы).

Шаг вперед делает ИНДЕЕЦ № 2 Крепкий Кулак! (Показывает свое движение, встает к индейцу №1, справа от сидящего вождя. Встав на место, показывает элементы боевой раскраски (имитация на лбу, щеках, руках) и натягивает лук, готовит щит и стрелы).

Шаг вперед делает ИНДЕЕЦ № 3 Одинокий Волк! (Показывает свое движение, встает к индейцу №1, справа от сидящего вождя. Встав наместо, показывает элементы боевой раскраски (имитация на лбу, щеках, руках) и натягивает лук, готовит щит и стрелы).

Шаг вперед делает ИНДЕЕЦ № 4.

Индеец №4: Шаман Тысячеязычный! (Показывает свое движение, встает слева от сидящего вождя. Встав на место, изображает элементы ритуального танца: 6раз стучит бубном по коленям, затем поднимает руки с бубном вверх, чуть наклоняется назад и трясет бубном. Притопывая, повторяет все эти движения снова.)

Шаг вперед делает ИНДЕЕЦ № 5 и ИНДЕЕЦ № 6.

Индеец № 5: Дикий Койот!

Индеец №6: Дикий Огонь! (Показывают свое движение, садятся на коврик между шаманом и вождем, чуть вглубь от сидящего вождя. Кивают друг другу головой, делая вид, что общаются, проверяют луки, точат стрелы.)

Шаг впередделает ИНДЕЕЦ № 7: ГрозаБледнолицых! (Показывает свое движение, садится к индейцам №5 и 6. Молится об удачной охоте с тотемом в руках, поднимая руки к небу.)

Шаг вперед делает ИНДЕЙКА № 8: Быстрая Лань! (Показывает свое движение, садится вглубь, к костру, между индейцами №1,2,3 и сидящим вождем. Чистит шкуру бизона гребешком.)

Шаг вперед делает ИНДЕЙКА № 9): Шустрая Белочка! (Показывает свое движение, садится вглубь, к костру, между индейцами №1,2,3 и сидящим вождем. Зашивает одежду из шкур, вышивает.)

Шаг вперед делает ИНДЕЙКА № 10: ДикаяРоза! (Показывает свое двиэюение, садится вглубь, к костру, между индейцами №1,2,3 и сидящим вождем. Поправляет палочкой угли и ветки в костре.)

Шаг вперед делает ИНДЕЙКА № 11: Звезда Прерий! (Показывает свое движение, садится вглубь, к костру, между индейцами №1,2,3 и сидящим вождем. Чистит шкуру бизона гребешком.)

Шаг вперед делает ИНДЕЙКА № 12: Ясноокая Голубка! (Показывает свое движение, встает вглубь, рядом с костром. Качает младенца в люльке.)

Пауза!!! Все замерли (каждый в своей позе).

Вождь встает, скрещивает руки на груди и сразу, одновременно все индейцы садятся на пол. Идет звук индейской речи (обращение). Вождь при этом поднимает обе руки вверх, ноги на ширине плеч. Затем звук индейской речи убавляют. Звучит музыка.

Вождь: О, белые братья и сестры!!! С раннего детства индейскому мальчику прививаются умения и навыки, которыми он, став взрослым воином, должен обладать. Его первые игрушки — маленький лук и стрелы. Когда мальчик превращался в мужчину, его основным охотничьим оружием становится короткий мощный лук. После лука самое употребляемое оружие индейца — копье. Для воина самый важный предмет снаряжения — щит из толстой сыромятной кожи бизона. Считается, что щит не только физически защищает в бою, но и является защитой от злых духов.

У народа СИУ особенные головные уборы. Каждое перо обозначает какой-то подвиг. Это перья “военных успехов”. Наш племенной закон разрешает носить головной убор из перьев только прославленным воинам, которые совершили много боевых подвигов.

Индеец если молод, то он охотник или воин; если старик, то член совета, так как все управление осуществляется советом мудрецов. Поэтому мы изучаем красноречие, и лучший оратор имеет большее влияние. Индейские женщины возделывают землю, готовят пишу, нянчат и воспитывают детей, хранят и передают потомству память об общественных делах. Эти занятия мужчин и женщин считаются естественными и почетными.

Индейцы добились большого порядка и благопристойности в проведении общественных собраний. Старики сидят в передних рядах, воины в следующих, а женщины и дети в самых задних. Дело женщин — пристально наблюдать за тем, что происходит, запечатлевать все в памяти и передавать это своим детям. Они как бы являются летописью собраний и передают из поколения в поколение соглашения, заключенные сто лет назад. Тот, кто собирается говорить, встает. Остальные хранят молчание. Когда говорящий садится на место, ему дается пять или шесть минут для того, чтобы сосредоточиться, и, если он пропустил что-нибудь из того, что намеревался сказать, или хочет что-нибудь добавить, он снова может подняться и сказать. Перебивать другого, даже в общей беседе, считается в высшей степени неприличным.

Гостеприимство является прочно укоренившимся порядком. Индейцы верят, что Великий Дух сотворил землю и все, что на ней, для общего блага людей. Все было дано сынам человеческим в общее обладание. Таков источник индейского гостеприимства, которое является не добродетелью, а строгим долгом. Индейцы щедро делятся со своими соседями запасами, приготовленными ими для себя. Индейцы щедры и гостеприимны по отношению ко всем без всяких исключений, они всегда делятся друг с другом и часто с чужим человеком последним куском. Они скорее лягут сами голодными, чем возьмут на себя грех пренебрежения долгом.

Вождь обращается к Индейцу №7: О, Гроза Бледнолицых!!! В честь дружбы и нашего уважения к племени старейшин разрешаю тебе преподнести тотем “Орел” племени СИУ им в дар. Индеец № 7 преподносит тотем племени старейшин.

Все встают, кланяются и уходят.

III. Инсценирование мифов

Звучит музыка. Голос за кадром:

“Древние люди верили в существование сверхъестественного. Верили в мир добрых и злых духов, поклонялись стихии огня и воды, наделяли землю и все живое на ней особыми магическими свойствами. Они пытались объяснить происхождение Солнца, Луны, Звезд, грома и молнии — всего Вселенского мироустройства… Так на Земле появились первые легенды и мифы”.

Звучит музыка. Миф африканцев.

Р: Давным-давно, когда еще не было людей на земле, все птицы и звери умели говорить. Даже деревья разговаривали между собой. Но вот появились люди. Люди стали охотиться на зверей.

(Появляется человек, он подзывает к себе собаку).

Человек: Поймай вон эту антилопу. (Собака не трогается с места. Человек начинает ее бить.)

Собака: За что меня бьешь?

Человек: Разве ты умеешь говорить?

Собака: Все звери и птицы на земле и даже деревья умеют говорить.

Человек: Не может быть.

Собака: Ладно, сегодня ты убедишься в этом.

Р: Пошли они дальше и увидели мертвую антилопу. Человек снял с антилопы шкуру и хотел нести ее в племя.

Собака: Постой. Ляг на землю, накройся этой шкурой. Я спрячусь в кустах. Посмотришь, что будет. (Пес прячется. Подлетают орел и ворона.)

Орел: Здравствуй, Кабадхатоба.

Ворона: Здравствуй, Макалобурианг. Как твои дела? Что на свете нового?

Орел: Новостей я не знаю. Разве, что вот эта дохлая антилопа. Как бы к ней приступиться?

Ворона: Начинай первый ты.

(Орел склонился над человеком. Человек сбрасывает шкуру, вскакивает. Ворона и орел отпрыгивают в сторону.)

Ворона: Я так и знала, что что-то здесь не так.

Орел: Придется другую пищу искать. (Улетают. К человеку подбегает собака).

Собака: Ну, слышал ли ты что-нибудь?

Человек: Да, я слышал, как говорят между собой птицы и как разговаривали травы, когда я их примял.

Собака: Теперь ты мне веришь, что все в мире умеет разговаривать?

Человек: Теперь верю.

Собака: Но только ты никому не должен об этом рассказывать, иначе Великий Дух Мабуки погубит тебя.

Р: Три дня крепился охотник, никому ничего не рассказывал, на четвертый не выдержал.

(Охотник подходит к группе соплеменников.)

Человек: О старейшины племени! Вы говорите, что знаете все, но я уличу вас в обмане: вы не знаете великой тайны: на земле умеют говорить не только люди.

(Грохот, молния. Выходит Дух Великого Мабуки.)

Дух: Ты раскрыл страшную тайну, ты будешь наказан (взмахивает руками, человек падает). Отныне человек никогда не услышит голоса животных и птиц!

(Человек лежит, соплеменники уходят, подбегает собака.)

Собака: Я не хотела тебя оживлять, да пожалела, хоть ты и раскрыл людям наш великий секрет. Кто кроме меня позаботится о тебе и твоих голодных детях? Вставай, пошли к людям.

(Удивленные люди вышли им на встречу.)

Человек: Люди, никогда не бейте собак. Пусть они спят в наших домах и едят нашу пищу, покуда жив на земле хоть один пес и хоть один человек.

Р: С тех пор собака живет всегда рядом с человеком.

Звучит музыка. Миф славян.

Играют гусли. Выходят девочки в хоровод.

1-й чтец: Ярило! Палящий бог,

Тебя всем миром славим,

Тебя зовем, явись!

Выносят обруч (солнце).

2-й чтец: Свет и сила, бог Ярило!

Красное солнце наше,

Нет тебя в мире краше!

3-й чтец: Даруй, бог света,

Теплое лето.

Красное солнце наше!

Нет тебя в мире краше!

4-й чтец: Краснопогодное,

Хлебородное

(Хором) Красное солнце наше,

Нет тебя в мире краше!

Ярило: Славяне! Да будет ваша жизнь благословенна

Обилием и счастием!

В богатстве и радости

Живите до последних дней своих!

1-й чтец: Холодные утраи суховеи,

медвяных рос убыточные порчи,

Неполные наливы хлебных зерен,

Недород и ранние осенние морозы!

Уйдите прочь! Уйдите прочь! Уйдите прочь!

Звучит музыка. Миф индейцев.

Автор: Одно время на окраине Шиполови жила женщина, у которой был сварливый характер. Раз, когда она растирала кукурузу, ее сынишка заплакал, и она, не помня себя от гнева, схватила его за руку и сказала

Мать: Марш за дверь! Плачь там сколько влезет!

Автор: Случилось так, что неподалеку от хижины пролетал в это время Орел. Услышал он детский плач, спустился вниз и сказал мальчику:

Орел: Заберись ко мне на спину, я отнесу тебя в мое жилище.

Автор: Малыш сделал так, как велел Орел: вскарабкался ему на спину и крепко уцепился за перья. Орел отнес его в небольшую пещеру, находившуюся на высокой скале. Там Орел жил со своими орлятами. Ребенок стал играть с ними и быстро подружился. Между тем женщина спохватилась, что малыш исчез. Она обыскала всю улицу, обошла всех соседей, но нигде не обнаружила сына. Теперь, когда мальчик пропал, она почувствовала, как ей недостает его, и стала умолять односельчан помочь ей в поисках, не уставая при этом расхваливать мальчика на все лады. Но поиски закончились ничем.

Через три дня несколько мужчин отправились за топливом и на скале, возле пещеры Орла, увидели мальчика. За эти дни он изменился: на теле его появились орлиные перья, а глаза из черных стали желтыми. Люди бросились в Шиполови и рассказали родителям, что видели их сынишку. Родители в сопровождении односельчан поспешили к скале. При виде людей орлята забились в самый дальний угол пещеры. Мальчик спрятался вместе с ними.

Орел: Я знаю, зачем вы здесь. Можете взять ребенка с собой. Но когда вы вернетесь в Шиполови, сделайте так, как я вам скажу: на четыре дня поселите мальчика в отдельном помещении. Приготовьте пищу и питье. Но никого к нему не пускайте, ибо никто не должен на него смотреть. Тогда к концу четвертого дня он снова станет мальчиком из племени хопи. Но если кто-либо нарушит запрет, ребенок превратится в орла и вернется к нам.

Автор: Родители сделали все, как сказал Орел. Поместили сына в заднюю комнату, припасли еду и питье, мягкие шкуры и одеяла и, ласково простившись, ушли. К концу первого дня мать разобрало любопытство.

Мать: Я только чуточку приоткрою дверь и лишь взгляну на сына, – стала она уговаривать мужа.

Автор: Но тот не дал ей этого сделать и отогнал от двери. Три дня и три ночи сторожил он комнату и был неумолим к просьбам жены. Наступила последняя ночь. И вновь жена стала упрашивать мужа.

Мать: Вот уже и четвертая ночь кончается. Что случится, если я взгляну на сына часом раньше? Должна же я знать, не обманул ли нас Орел. А вдруг наш сын так и не станет снова индейским мальчиком.

Автор: И, оттолкнув мужа, заглянула в щелку. В тот же миг мальчик превратился в орла. Хлопая крыльями, пересек комнату, перепрыгнул порог отцовского дома и, расправив крылья, взмыл вверх.

Когда отец опомнился, было уже поздно. В гневе он закричал жене.

Отец: Это твоя вина! Ты ослушалась старого Орла и не сделала так, как он велел. Теперь пеняй на себя. У старого Орла будет еще один сын, у нас не будет ни одного!

IV. Конкурс шаманов.

V. Конкурс охотников / воинов / собирателей.

VI. Преподнесение даров племени старейшин.

Звучит музыка. Дары преподносят африканцы.

Звучит музыка. Дары преподносят славяне.

Звучит музыка. Дары преподносят индейцы.

VII. Старейшины посвящают племена.

VIII. Завершение сбора.

Звучит музыка. Голос за кадром:

“Итак, Великий Сбор Великих народов подошел к концу. Древние племена отправляются в далекий путь на свою историческую родину. По дороге каждое племя может остановиться в заранее приготовленной пещере, чтобы передохнуть и восстановить свои силы перед Дальним Походом”. (племена под музыку идут в свои “пещеры”).

IX. Племена в “пещере”.

  1. Поедание “даров природы”.
  2. Поздравление именинников племенем старейшин.