ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Преодоление трудностей в обучении у учащихся начальных классов с испольлзованием методов театральной педагогики. Коррекционно-образовательная программа "Росток"

Добавлено: 2018.02.27
Просмотров: 28

Шипилова Наталья Витальевна, педагог-психолог

Современные образовательные технологии чаще всего ориентированы на среднее и старшее школьное звено, упуская проблемы начальной школы, а ведь именно на первой ступени образования возникают сложности, предопределяющие последующие трудности в обучении.

Учителя начальных классов отмечают, что учащиеся часто испытывают серьезные проблемы с овладением навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Именно поэтому разработанные коррекционные занятия главным образом направлены на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же на развитие памяти, воображения, произвольного внимания, формирование четкой, грамотной речи через кукольную театральную деятельность, то есть через ведущую деятельность ребёнка – игру.

Кукла играет важную роль в жизни ребенка, хотя до сих пор ее возможности до конца не изучены. К ней время от времени обращаются психологи и педагоги, психотерапевты и логопеды. Известно использование куклотерапии как формы психокоррекции детей. Профессиональные психологи И.Медведева и Т.Шишова используют методику драматической психоэлевации – комплексное воздействие на детей–невротиков с помощью разнообразных театральных приемов. Весьма интересны и показательны в этом отношении исследования логопеда В.П.Добридень и педагога А.Н.Белоноговой (Москва). Они обратили внимание, что игры с ручными куклами не только отвлекают ребенка от речевых трудностей, но и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи.

Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы и ДОУ. И это находит отражение в самых разных программах развивающего обучения. На помощь педагогу приходит то Незнайка, который тоже хочет научиться считать, то Буратино, который никак не может справиться с грамматикой. Уютно здесь чувствует себя и Лесовичок: он познакомит с богатством природы родного края и других стран. Кукла – дергунчик приучит малышей заниматься зарядкой, а маленькая кукла Капелька в нежно-голубом платье расскажет о бесконечном путешествии воды в природе.

Изготовление кукол своими руками полезно для детей не только в плане развития мелкой моторики рук, но также развивает фантазию, образное мышление, формирует умение выражать характер, способность тонко чувствовать окружающих и происходящее вокруг, способность концентрировать внимание.

В течение цикла занятий дети должны изготовить куклы из папье-маше, сшить для них костюмы, а также изготовить декорации и бутафорию к спектаклю. Все эти действия предполагают тренировку мелкой моторики рук, требуют точных и скоординированных движений.

И все же более полной жизнью театральная кукла живет в своем мире по имени “кукольный театр”.

Помимо приобретенных умений и навыков, дети осваивают театральную игру. Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружающим миром, при этом ребенок вживается, перевоплощаются в образ. Игра – оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного язык, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.

Работа по данной программе “Росток” не требует каких – либо специальных знаний в области театра, театрального искусства. Её реализация доступна любому психологу либо педагогу начальных классов.

ЦЕЛЬ: оказание помощи детям по преодолению неуспешности в обучении средствами театральной педагогики.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Формировать четкую, грамотную речь.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
  4. Развивать произвольное внимание.
  5. Развивать память.
  6. Воспитывать зрительскую культуру.
  7. Развивать творческие способности.

Программа ориентированна на детей начальной школы, испытывающих трудности в обучении.

Учебный курс рассчитан на 22 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Концепция программы опирается на следующие теоретические положения психологии и педагогики:

  1. Образование и учение – не есть воздействие учителя на ученика, старшего на младшего, но есть совместный труд в процессе познания. Преподавание в рамках нашей программы призвано инициировать вопросы учеников в процессе практической деятельности. Причем, в совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений. Педагог строит обучение таким образом, чтобы сумма вопросов в целом давала систематическое представление об изучаемом предмете.
  2. Для получения целостного представления о мире и его законах не следует накапливать большое количество разнородных примеров или фактов, подтверждающих каждый закон в отдельности, бывает достаточным подробно рассмотреть одно явление природы или искусства, но рассмотреть его во всем разнообразии связей с другими. В предлагаемой программе постановка кукольного спектакля рассматривается не только с точки зрения знаний и навыков, приобретенных в рамках конкретного практического дела. Но это конкретное дело включено, во-первых, в контекст мировой культуры, во-вторых, в контекст национальной культуры, и, в-третьих, в многообразные связи с циклами естественнонаучных и гуманитарных дисциплин общеобразовательной школы.
  3. В силу особенностей детского мышления и восприятия, преобладания индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным, современная педагогика предлагает ориентироваться при обучении детей прежде всего на их эмоциональный интерес к предмету обучения. В нашем курсе эмоциональный интерес к избранному виду деятельности формируется и поддерживается, прежде всего, разнообразием самого процесса труда, вариативностью технологий и получаемых изделий. С другой стороны, продукт труда обладает собственными “потребительскими свойствами”, собственной эстетической или функциональной ценностью, что придает процессу обучения смысл в глазах ученика и сообщает дополнительную позитивную эмоциональную окраску процессу обучения.

Для осуществления личностно – ориентированного подхода необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Возможность выбора ребенком куклы в соответствии с его особенностями и возможностями (по характеру куклы и сложности ее изготовления).
  2. Предоставление ребенку выбора вида деятельности при изготовлении реквизита (рисование, раскрашивание, конструирование и т.д.), исходя из того, что является наиболее привлекательным для ребенка. Каждый из этих видов деятельности решает поставленные в программе задачи, а возможность выбора способствует сохранению и поддержанию у детей интереса к процессу деятельности.
  3. Выбранная театральная постановка должна соответствовать возрастным возможностям детей, быть понятной, интересной, обогащать жизненный опыт, пробуждать интерес к знаниям, расширять творческие возможности ребёнка.
  4. Педагог определяет речевые и актерские возможности детей, помогает выбрать роль в пьесе.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Повышение успеваемости.
  2. Повышение уровня развития мелкой моторики.
  3. Формирование четкой, грамотной речи.
  4. Развитие творческих способностей.
  5. Формирование самостоятельности.
  6. Формирование навыков эффективного общения.
  7. Улучшение способности к концентрации внимания.
  8. Улучшение памяти.
  9. Формирование навыков зрительской культуры.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗАНЯТИЙ

Каждое занятие включает в себя:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие речевого аппарата, активизирует подвижность губ и языка. Занятия начинаются с разминки, которая может включать следующие игры-упражнения.

РАЗРАБОТКА ТЕМБРАЛЬНОГО ДИАПАЗОНА.

Сначала используются так называемые “кричалки”. Работа с ними требует соблюдения основных правил гигиены голоса. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикуляционными упражнениями, сразу включать максимальную громкость. Это приведет к срыву голоса. Дети расходятся по разным концам комнаты. Во время произнесения “кричалки” верхнее небо должно приобретать форму купола, что обеспечит хорошую звучность.

РАБОТА НАД МИМИКОЙ И ЖЕСТОМ.

Мимика и жесты говорящего — дополнительное средство воздействия на зрителя. Это естественная способность человека проявлять внутреннее состояние, с помощью жестов досказать то, что невозможно объяснить словами. Работа над выразительностью мимики и жестов предполагает различные игры, упражнения и этюды.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры”. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

Все эти упражнения не только способствуют развитию четкой дикции и умению правильно распределять дыхание, но и помогают отработать интонацию — самую важную и самую сложную составляющую речи актера. Чем контрастнее по содержанию текст, тем разнообразнее его интонации. Не стоит забывать, что кукла не способна передавать настроение мимикой или жестами. Эту роль выполняет речь маленького актера.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ С КУКЛАМИ.

Самое главное при постановке пьесы – движение. Без него куклы безжизненны, действие замирает. Поэтому перед исполнителями стоит задача по освоению навыков кукловождения в условиях спектакля. Для начала кукловод осваивает простейшие движения с куклой: выход, уход, приседание, наклоны, повороты… Этот тренаж позволяет понять возможности своего персонажа. Занятия лучше всего проводить вначале у зеркала (так как трудно увидеть себя со стороны), а затем перейти за ширму.

Первые шаги кукольника довольно сложны: устают руки, непривычно место действия, да и работа по созданию образа достаточно сложна и кропотлива. Это может привести к потере интереса и превращению роли в механическое произнесение текста. Избежать проблем поможет введение разнообразных игровых моментов, интересных этюдов, предоставление возможности свободного поиска выразительных средств.

ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Прикладное творчество включает в себя поэтапное изготовление перчаточной куклы, декораций и бутафории к спектаклю. Данный компонент составляет основную часть занятия, так как непосредственно способствует достижению поставленной цели через ручной труд: вырезание, лепку из папье-маше, аппликацию, рисование цветными карандашами и красками, оригами, конструирование, раскрашивание, раскрой, выполнение различных швов и стежков.

РЕПЕТИЦИЯ.

Этот компонент включает в себя первичные навыки произнесения сценического текста и изображение слова действием и действия словом, поиск наиболее оптимальной формы выражения сценического образа куклы через речь и действия актера.

Критерии эффективности.

В качестве критериев оценки качества обучения используются диагностические методики на определение уровня развития мелкой моторики (тест Куглера, методика “дорожки” по Л.А.Венгеру, методика рисования простых узоров) и развития речи, социометрия Дж. Морено, анализ классных журналов и рабочих тетрадей учащихся, отзывы учителей и родителей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема занятия Количество часов
Вводное занятие “Театральная маска” 2
Изготовление головки куклы 6
Изготовление костюмов для куклы 4
Изготовление декораций и бутафории к спектаклю 2
Оформление афиши и пригласительных билетов к спектаклю 4
Выступление 2
Заключительное занятие 2

Всего:

22

Подробные планы занятий представлены в Приложении 1.

Сценарий спектакля представлен в Приложении 2.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Греф А., Театр кукол: Методическое пособие, М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2003, - 272 с., ил.
  2. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов / Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В., - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192 с., ил.
  3. Иванцова Л., Коржова О., Мир кукольного театра, - Ростов на Дону, “Феникс”, 2003, - 320 с., прил.
  4. Еценков В. Г., Кукольный театр в школе., Новосибирск, Издательская компания “Лада”, 2001, - 48 с., ил
  5. Чурилова Э. Г., Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с., ил.
  6. Джежелей О. В., Читаем и играем: Пособие для обучения выразит. Чтению и разумному поведению., М.: Просвещение, 1994. – 96 с., ил.
  7. Сорокина Н. Ф., Играем в кукольный театр: Программа “Театр – творчество - дети”: пособие для воспитателей, педагогов доп. образование и музыкальных руководителей. – М.: АРКТИ, 2002. – 208 с.: ил.
  8. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка, М.: образовательный центр “Педагогический поиск”, 1997, - 112 с.
  9. Обухова Л. Ф., Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.