ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Экология

Творческий подход педагогов детской экологической станции к организации учебного процесса

Добавлено: 2018.03.01
Просмотров: 56

Чаленко Ольга Луковна, заведующая методическим отделом

В итоге преобразования внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования приоритетной функцией этой сферы является образовательная функция. Это привело к необходимости осмысления, изучения и разработки теоретических, методических и практических аспектов учебного процесса в целом и учебного занятия в частности.

Традиционно занятием в УДО называют все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п. Учебное занятие - основной элемент организации образовательного процессе в учреждении дополнительного образования детей. Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Наиболее сложная работа на учебном занятии - организация обратной связи, то есть обращение к обучающимся, выяснение понимания ими учебного материала.

Современное учебное занятие - это взаимодействие педагогов и обучающихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему.

Занятие необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы педагога. На занятии решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.

Хорошее занятие отличает плановость, четкость построения.

Качество занятия во многом зависит от организации обучающихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом занятия. Это достигается посредством доведения цели и плана занятия до сознания воспитанников.

Оценка качества и результативности даже одного занятия является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности обучающихся. В опыте передовых педагогов прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного занятия:

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности обучающихся;
  • объем и прочность познавательной информации, полученной обучающимися;
  • применение разнообразных форм методов и средств обучения;
  • формирование и тренинг способов умственных действий обучающихся;
  • высокий положительный уровень межличностных отношений педагога и обучающихся.
  • включение в каждое учебное занятие задания, предполагающие применение знаний на практике.

Часть этих знаний должна быть получена обучающимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач.

Результативность занятия достигается экономным и целесообразным расходованием времени занятия, применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества педагога, главными из которых, по мнению Л.Н. Толстого, являются "любовь к делу и любовь к ученикам".

Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности обучающихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучающегося.

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому занятию.

Для реализации этого важнейшего принципа обучения, педагогами МОУ ДОД "Детская Экологическая станция" созданы и создаются новые программы, трактующие учебный материал на уровне обобщений и глубокого проникновения в сущность явлений, ведутся поиски методов обучения, которые усиливали бы активизирующее влияние на процесс обучения (развивающие и проблемные методы, самостоятельные работы, творческие задания и т.д.). Методы и приемы обучения выбираются не сами по себе, а с учетом целей. Цели обучения обуславливают отбор содержания. Но для того, чтобы наилучшим образом организовать учебную (коллективную) деятельность и управлять ею для достижения поставленных целей педагоги используют педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, дифференцированного подхода, индивидуального обучения, развивающего обучения, поисково-познавательной деятельности, игровой деятельности.

В дополнительном образовании педагогические технологии, по мнению В.А. Горского, имеют особое место и значение. Ведь технология - это набор приемов, обеспечивающих выбор наиболее рациональных, эффективных способов и приемов образовательной деятельности.

В предлагаемых разработанных занятиях по экологическому воспитанию большое внимание уделяется охране Природы, рассмотрению мира неживой Природы, которая изучается в глубокой взаимосвязи с живой Природой планеты ("Цвет и его свойства", "Рыбы и рыбье царство" и др.). Некоторые темы рассчитаны на несколько занятий ("Ампельные растения", "Посадка ампельных растений", "Внешнее строение гидры", "Образ жизни полипа гидры" и др.).

В пособии дается широкий спектр информации о правилах жизни животных и растений, о способах их защиты, об их единстве и о связях со средой обитания ("Голубь-птица счастья", "Кто такие звери?", "Там, на неведомых дорожках:и др.)

Формы и методы подачи материала подобраны в зависимости от психологических особенностей детей. Занятия довольно разнообразны по своему содержанию, форме, организации, методам проведения, что придает им эмоциональную окраску, наполняет их яркими красками, делает их живыми, а следовательно, и более интересными для детей. Предлагаются следующие формы проведения занятий: практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа, творческая работа, поисково-познавательная работа, игра - путешествие. Разработанные занятия насыщены инсценировками, стихами, загадками, играми, сказками, занимательным информационно-справочным материалом, которые позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества, и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. При проведении их педагогами часто используются различные музыкальные произведения.

Предложенные в данном пособии конспекты занятий должны помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению. Все занятия предполагают творческий подход педагога, без чего успешная работа с детьми просто невозможна.

Систематизированный материал пособия может использоваться при подготовке к занятиям педагогами дополнительного образования, учителями, воспитателями дошкольных учреждений.