ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Разное

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного творчества "Умелые ручки"

Добавлено: 2018.10.13
Просмотров: 51

Альмухаметова Рамиля Рахматулловна, учитель начальных классов; Гиззатуллина Эльвира Минрахмановна, педагог дополнительного образования; Тимуршина Раушания Амировна, учитель начальных классов

Пояснительная записка

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.

Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.

Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Оно понятно широким массам трудящихся, является для них "самым близким искусством" Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 3 года обучения. Занимаются мальчики и девочки. Занятия способствуют развитию творческих способностей, развитию инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора. Программа объединения модернизированная, так как составлена на основе литературы по рукоделию.

Цель:

  • Организация досуговой деятельности детей.
  • Обучение элементарным трудовым навыкам, развития самосознания, побуждения к творчеству.
  • Развитие коммуникативных способностей, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.

Задачи:

1 год обучения

  • Ознакомление с видами и свойствами материалов, природных даров.
  • Развитие культуры труда, пространственного мышления, творческих способностей, наблюдательности. Учить практическим навыкам работы с природным материалом; с материалом из кожи, соломки, глины, бумаги, теста.
  • Воспитание бережного отношения к окружающему миру, к родному краю.

2 год обучения

  • Углублять знания о видах и свойствах материала. Углубление представлений об окружающем крае.
  • Развитие аккуратности, усидчивости, фантазии, восприимчивости к окружающему миру, умение понимать красоту.
  • Воспитание бережного отношения к окружающему, формирование интереса и любви к культуре родного края.

3 год обучения

  • Расширение знаний о видах и свойствах материалов. Углубление представлений об окружающем мире.
  • Развитие фантазии, аккуратности, восприимчивости к окружающему миру, умение понимать красоту.

Учебно-тематический план (1 год обучения)

Название темы Количество часов
теоретич. практич. всего
1. Вводное занятие 2 2
2. Работа с бумагой 4 8 12
3. Работа с яичной скорлупой 2 4 6
4. Работа с тестом 8 22 30
5. Работа с глиной 16 28 44
6. Работа с тканью 2 6 8
7. Работа с соломкой 2 8 10
8. Работа с кожей 4 10 14
9. Работа с деревом 8 8 16
10. Итоговое занятие 2 2
Итог 50 94 144

Предполагаемые результаты 1 года обучения

Знания Умения Механизм отслеживания
1. Виды бумаги, история, виды изделий, свойства, способы работы Создание изделия из отходов ИЗО, сгибания. Складывания, пластичность материала, создание изделий, работа с резцами, ножницами. Викторина "Эта чудесная бумага"
2. Свойства скорлупы, её обработка, приемы работы со скорлупой, техника безопасности при работе со скорлупой. Работы по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Обработка, хранение. Подготовка материала.

Выполнение по заданному образцу, рациональное использование материала. Изготовление изделия.

Кроссворд "Птицы наших лесов"
3. Приготовление теста, покраска, свойства. фон, подготовка основы Получение теста, создание поэтапного, покраска, техника безопасности, гигиена труда Выставка
4. Свойства глины, обработка, приемы работы, работа по образцу, обжиг изделия. Нанесение красок, техника безопасности, элементы узоров. Обработка, хранение, сушка, изготовление, обжиг, покрытие, разрисовка. Соединение ПВА, работа по образцу, изготовление изделия. Выставка
5. Свойства ткани, приемы работы. Резьба по шаблону, история татарского орнамента. Подбор ткани к эскизам, составление узора, гигиена труда Конкурс между группами, выставка
6. Виды соломки, история, заготовка, свойства, способы изменения цвета, работа с утюгом, разновидность наклеивания. Подготовка основы. Экскурсия на природу. Сбор, хранение, вырезание междуузлом, расчленение, разглаживание, наклеивание, придание изделиям тона, гигиена труда. Игра "Чей колосок?". Взаимопроверка "Найди ошибку", опрос "Что мы знаем?", конкурс "Самый-самый"
7. Свойства кожи, подготовка, покраска, разглаживание, выкраивание, обработка на свечке, лакирование. Подготовка кожи к работе, выкраивание, умение пользоваться инструментами, последовательность работы, техника безопасности. Самоконтроль.

Выставка.

Учебно-тематический план (2 год обучения)

Название темы Количество часов
теоретич. практич. всего
1. Вводное занятие 2 2
2. Лоскутная пластика 6 14 20
3. Работа с соломкой 4 10 14
4. Работа с деревом 6 20 26
5. Работа с глиной 10 26 36
6. Вязание крючком 4 10 14
7. Работа с кожей 6 12 18
8. Работа с тестом 2 10 12
9. Итоговое занятие 2 2
Итог 42 102 144

Предполагаемые результаты 2 года обучения

Знания Умения Механизм отслеживания
1. Свойства ткани, приемы работы. Резьба по шаблону, история татарского орнамента, техника безопасности при работе с утюгом, ножницами, подготовка основы. Подбор ткани к эскизам, составление узора, гигиена труда Конкурс между группами, выставка
2. Виды соломки, история, заготовка, свойства, способы изменения цвета, работа с утюгом, разновидность наклеивания. Подготовка основы. Экскурсия на природу. Сбор, хранение, вырезание междуузлом, расчленение, разглаживание, наклеивание, придание изделиям тона, гигиена труда. Игра "Чей колосок?". Взаимопроверка "Найди ошибку", опрос "Что мы знаем?", конкурс "Самый-самый"
3. Художественные и технологические особенности геометрической резьбы. Подготовка основы, пользование инструментом, выполнение элементов резьбы Выставка
4. Свойства глины, обработка, приемы работы, работа по образцу, обжиг изделия. Нанесение красок, техника безопасности, элементы узоров. Обработка, хранение, сушка, изготовление, обжиг, покрытие, разрисовка. Соединение ПВА, работа по образцу, изготовление изделия. Выставка
5. Свойства нитей, материал, цепочка, столбик без накида, двойная цепочка, полустолбик - основы вязания крючком. Различать виды ниток, размеры крючка, элементарные знания основ вязания крючком, выполнение работ. Выставка
6. Свойства кожи, подготовка, покраска, разглаживание, выкраивание, обработка на свечке, лакирование. Подготовка кожи к работе, выкраивание, умение пользоваться инструментами, последовательность работы, техника безопасности. Самоконтроль.

Выставка.

7. Приготовление теста, покраска, свойства. фон, подготовка основы Получение теста, создание поэтапного, покраска, техника безопасности, гигиена труда Выставка

Учебно-тематический план (3 год обучения)

Название темы Количество часов
теоретич. практич. всего
1. Вводное занятие 2 2
2. Работа с деревом 6 32 38
3. Работа с глиной 4 28 32
4. Работа с кожей 4 30 34
5 Работа с тестом 4 32 36
6. Итоговое занятие 2 2
Итог 22 122 144

Предполагаемые результаты 3 года обучения

Знания Умения Механизм отслеживания
1. Художественные и технологические особенности геометрической резьбы. Исходные элементы геометрической резьбы. Подготовка основы, пользование инструментом, выполнение элементов резьбы Выставка
2. Свойства глины, обработка, приемы работы, работа по образцу, обжиг изделия. Нанесение красок, техника безопасности, элементы узоров. Обработка, хранение, сушка, изготовление, обжиг, покрытие, разрисовка. Соединение ПВА, работа по образцу, изготовление изделия. Выставка
3. Свойства кожи, подготовка, покраска, разглаживание, выкраивание, обработка на свечке, лакирование. Подготовка кожи к работе, выкраивание, умение пользоваться инструментами, последовательность работы, техника безопасности. Гигиена труда. Самоконтроль.

Выставка.

4. Приготовление теста, покраска, свойства, фон, подготовка основы Получение теста, создание поэтапного, покраска, техника безопасности, гигиена труда Выставка

Литература

1. Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.

2. Донцова Т. "Какие бывают букеты", Москва, 1991.

3. Тюрина И. "Кожа", Москва, 1998.