ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Патриотическое воспитание

Дискуссия "Армия, патриотизм в современной России"

Добавлено: 2012.09.01
Просмотров: 593

Ведерникова Галина Георгиевна, педагог-психолог; Долгушина Ирина Анатольевна, учитель физики; Тугарина Вера Степановна, учитель истории

Вследствие кризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" (от 11.06.2005г. №422), а также по программе МО РФ "Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества" в рамках федеральной целевой программы "Молодежь России" (2001-2005 годы), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Цели и задачи дискуссии:

  • воспитание правовой культуры школьников, патриотических качеств личности и гражданской позиции подростков;
  • мотивация старшеклассников на занятия спортом и службе в российской армии;

Участники: учащиеся старших классов, учителя, родители, гости, экспертная группа.

Проведение внеклассного мероприятия:

Подготовка к дискуссии:

  • составить вопросы для обсуждения;
  • провести анкетирование;
  • подобрать цитаты по теме;
  • подготовка плакатов для оформления зала;
  • выступления по вопросам;
  • написать эссе "Что значит быть настоящим патриотом?"

Оборудование:

  • цитаты;
  • фрагменты эссе;
  • анализ анкет;
  • мультимедиа для демонстрации слайдов;
  • оформление зала к мероприятию;
  • фишки двух цветов для голосования;
  • ящик для голосования;
  • материя красного и белого цвета;
  • памятка о правилах проведения дискуссии.

Сценарий дискуссии

Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине,
его человеческое достоинство - силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский

Ведущий 1:

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:

"Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества".

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Сегодня в нашем обществе сложилось неоднозначное отношение к армии и, соответственно, к вопросам службы в ней. Только 50 человек из 1000 призываемых идут в Российскую Армию. Стало очевидным, что многие школьники плохо разбираются в сущности важнейших нравственных норм. Воинская служба рисуется в их сознании не почётной обязанностью, а принудительной повинностью, которой они непременно желают избежать.

Ведущий 2: Легенда

После долгого, изнуряющего времени осады, когда в сопротивляющемся врагу городе уже не осталось воды и провианта, а люди падали от усталости и голода, неожиданно на полуразрушенной городской стене появился старичок.

"Если среди вас, - обратился он к измученным людям, - найдется мать, которая согласится замуровать своего единственного сына в эту стену, то враг немедленно отступит". И нашелся подросток, убедивший свою маму пойти на такой шаг. Его замуровали... Враг отступил.

Прошли века. И люди не перестают из уст в уста пересказывать эту легенду как нравственно-духовное богатство, соединяющее и глубину чувств, и безграничную любовь к Родине, и нравственную чистоту

Ведущий 1:

Не осуждаем сейчас ничье мнение, но предполагаем, что противоположными могут быть мысли не только у матерей, но и у сыновей. Первый вопрос, который хочется задать присутствующим, звучит так: готовы ли вы идти в армию или нет?

(Участники дискуссии высказывают свои мнения)

Друзья, вы получили конверты с цветными карточками. Мы просим вас, принять участие в блиц опросе, тайно, голосуя. Опустите, пожалуйста, в коробку для голосования 1 красный квадратик, если вы готовы идти в армию, 1 белый квадратик, если вы считаете, что для армии есть другие люди, но не вы!

(Счетная комиссия занимается подсчетом карточек, звучит романс Д. Шостаковича к кинофильму Н. Мащенко "Овод'')

Ведущий 2: (оглашает результаты голосования)

Теперь, мы приглашаем, вас, поиграть в "Красное и белое" и предлагаем носителям противоположных идей занять места "Ответчиков" на этих импровизированных креслах. В "красное кресло" (стул, накрытый красной тканью) мы приглашаем сторонника идеи считаю необходимым делом защиту Отечества. Я готов служить Отечеству", в "белое кресло" (стул, накрытый белой тканью) - сторонника идеи "Армия нужна, но пусть обойдется без меня".

Смелее! Это только игра! (Из зала на сцену выходят два "добровольца")

Начинается самое главное. "Ответчики"будут аргументировать свои позиции, отвечать на вопросы зрителей. При этом они могут воспользоваться помощью зала. Зрители могут дополнять их ответы. Просто поднимите руку - и микрофон ваш.

(Ведущий проводит игру)

Следующий вопрос, который стоит обсудить, - нужно ли воспитывать в людях духовно-нравственные принципы: гражданскую ответственность, любовь, преданность своему Отечеству, готовность к самоотверженному служению обществу и государству? Ответы подтверждаем примерами из истории и жизни.

Для дальнейшей работы нам следует договориться об единообразном понимании терминов: "общество", "государство", "принципы", "нравственность".

(Термины показываются на слайдах)

Какие принципы вы считаете духовно-нравственными?

(Участники дискуссии высказывают свои мнения)

Ведущий 1: Еще в древних Афинах человек, не прошедший военной службы, не мог стать полноправным гражданином.

В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную, политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной.

В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, из-за проблем в Чечне почти срываются призывные компании, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой, тем не менее, за границу продаются самые лучшие образцы нашего оружия. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.

Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

(Идёт обсуждение)

Ведущий 2: Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле? Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем о том, что он - патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную обществу профессию, завести семью, обустроить собственный быт?

(идет обсуждение)

Мне хочется привести в пример слова выдающегося русского мыслителя XX столетия Ивана Александровича Ильина: "Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Нет ее и не будет. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, но не прежняя. Ее дух жив и будет жить!

Россия спасется творчеством - обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями".

Наша дискуссия подходит к концу, надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога.

Ведущий 2: Наша встреча подошла к концу, спасибо всем участникам, зрителям и гостям.

Ведущий 1: До новых встреч, желаем всем успехов!

Приложения