ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Экология

Создание развивающей экологизированной образовательной среды в средней школе

Добавлено: 2012.09.01
Просмотров: 584

Вдовина Елена Валерьевна, учитель биологии

Считается, что экология – это что-то глобальное, непременно связанное с реками, лесами, морями, или – с катастрофами, химикатами, загрязнением. Но в переводе с греческого языка слово “экология” значит – наука о доме. Потому что oikos – это дом, а logos – учение.

Конечно, в первую очередь имеется в виду не отдельно взятое здание, а наш общий дом, окружающий мир. Мы в нём живём, мы же его и изменяем.

В последнее время социальные ученые-аналитики отмечают не только духовный кризис общества, но и, как его следствие, кризис экологический.

Экологическое просвещение - это формирование части мировоззрения человека, которая проявляется во взаимодействии с природой, а также в повседневной практике жизнедеятельности человека (в жизни семьи, общества в целом, в отношении к самому себе).

Мировоззрение есть у каждого, хотя в повседневной суете люди просто не задумываются над обобщением своих привычек, мыслей и взглядов. Оно проявляется повсеместно: в стереотипах поведения и восприятия, в особенностях мышления и языка, в моделях взаимодействия с окружающей средой.

Каждый гражданин должен не только знать об экологических проблемах, но и уметь их преодолевать, а ещё лучше этих проблем не создавать. Такое поведение посильно только экологически грамотному человеку, способному правильно оценить результаты своей деятельности и умеющему не наносить вред окружающей его среде, обладающему культурой поведения и навыками бережного отношения к природе.

Воспитание экологической культуры у современных школьников – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Ведущая идея создания развивающей экологизированной образовательной среды в средней школе заключается в том, что эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной.

Если содержание экологического образования определяется такими категориями, как сознание – мышление – знание – деятельность, то в основе экологического воспитания лежит качественно иная система: ценности – отношение – поведение – ответственность.

Действенным средством для решения этой сложнейшей задачи должна стать экологизация образовательной среды.

Цель работы: экологизация образовательной среды школы.

Задачи работы:

  • планирование экологической работы в школе;
  • создание Совета экологов;
  • формирование экологически ориентированного общественного мнения, понимание сути происходящих кризисных процессов в природной и социальной среде;
  • нахождение новых идей, пригодных для практической реализации, чтобы помочь выжить себе самому и всем другим;
  • научить школьников находить решение проблемных вопросов, уметь выделять главные факторы, влияющие на экологическую обстановку города, здоровье человека.
  • информирование школьников и населения о природоохранных проблемах и путях их решений.

Таким образом, экологизация образовательной среды связана с целенаправленным воздействием на духовно- нравственное развитие личности, а то и на иной уровень экологической культуры учащегося - есть не что иное, как результат воспитания.

Не первый год я работаю над проблемой экологизации образовательной среды школы. В начале это были экологические проекты, выполняемые учащимися по желанию и защита на школьных конференциях. Затем, в 2003 году, в школе был создан Совет экологов, в рамках системы школьного самоуправления, который работает и по сей день. В состав комитета вошли ученики не равнодушные к проблемам экологии. К этому моменту они уже имели опыт работы по экологии. В частности, они участники окружного семинара “Совет старшеклассников” по системе школьного самоуправления. Совместно с ребятами мы задумали включить в план семинара мероприятие под названием “экологическая тропа”. На этом мероприятии рассматривались способы организации повседневной жизни, позволяющие более эффективно, не подвергая окружающую среду значительным воздействиям, использовать природные условия и ресурсы. Итак, о школьном Совете экологов. Работу комитета нужно было тщательно спланировать. В плане по организации работы комитета наметились этапы деятельности.

І этап

Заседания Совета экологов. Уже на первом заседании учащимися было решено:

  • избрать актив совета;
  • придумать эмблему;
  • придумать девиз;
  • сделать заседания регулярными.

Девиз оказался глубоким по смыслу, философски мудрым и определял смысл работы комитета. Этот девиз комитетчики гордо и с удовольствием произносят –

“Земля – наша мать,
Наш дом и наш кров.
Живая она среди мёртвых миров!”.

Следует отметить то, что особую роль в создании и развитии у школьников мотивационной базы играют практические и игровые мероприятия. На первых порах работы комитета таких мероприятий было много. Приведу примеры некоторых из них.

Выставка поделок из природного материала (для учащихся 5–9 классов). Пожалуй, только детская фантазия и детские искусные руки могут придумать такие уникальные поделки: икебаны из разных злаков и шишек хвойных культур, композиции из засушенных полевых цветов, картинки нарисованные с использованием “лесных красителей” и т.д.

Выставка поделок “Как отходы превратить в доходы” (для учащихся 5–9 классов).

Выставке предшествовала практическая работа “Мусорное ведро” по изучению бытового мусора. Работа была выполнена по предложенному плану. Привожу этот план.

Изучите состав содержимого мусорного ведра. Рассортируйте его по следующему плану.

Состав мусора:

*пищевые отходы;

*стекло;

*пластмассы (пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты);

*бумага;

*фольга;

*верёвки.

Мусор и природа:

*загрязнение почвы;

*замусоривание ландшафтов, водостоков водоёмов.

*сроки разложения мусора в зависимости от условий среды.

Уничтожение и утилизация мусора:

*сжигание;

*захоронение;

*переработка.

Вторичное использование отходов.

Эту работу было предложено выполнить всем желающим. Разъяснения по выполнению работы делали активисты “Совета экологов”. Такой вид деятельности оказался полезным не только для решения экологических проблем, но и для развития умения учащихся работать самостоятельно, творчески, обобщать и систематизировать полученные результаты. А ведь многие из участников этой работы впервые выполняли такие задания. Теперь они могут представить то, чего в действительности никогда не знали, опираясь на свой опыт и приобретённые знания. И чем раньше ученик будет введён в сферу экологических проблем, и чем ближе они будут его касаться, тем эффективнее будет протекать воспитание ответственного отношения к природе.

Выполнив практическую часть работы, ребята с удовольствием приступили к творческому этапу. Было написано много творческих работ, где дети предлагали способы вторичного использования бытовых “отходов”, были выполнены уникальные поделки из бросового материала.

Подобные занятия влияют на развитие интереса к экологии как к области практической деятельности социальной направленности.

ІІ этап

Одной из стратегических целей экологизации образовательной среды школы является воспитание творческой личности, развитие таких качеств школьников, как фантазия, воображение, активность. Всё сказанное в полной мере относится и к деятельности школьного комитета “Совета экологов”. И на этом этапе комитет приходит к решению создания периодического издания - устного журнала “Экологический вестник”. Первый номер вестника был посвящён уже изученной проблеме отходов бытового мусора. Вестник был написан в доступной форме для аудитории школьников разных возрастных категорий. Это было театрализованное интерактивное представление главными героями, которого - экологи и Сифон и Борода (из программы “Наша Раша” - жители “ Рублёвской помойки”).

Из уст молодых учёных экологов (в ролях старшеклассники) аудитория школьников- зрителей узнали о том, что есть такая наука, которая изучает мусор – ГАРБАЛОГИЯ. В процессе представления зрители узнают ужасающие статистические данные, например то что ежегодно в России образуется 7 млрд т бытовых отходов, из них в Московском регионе – 6 млн т (до 350 кг на одного человека в год). Далее экологи называют состав мусора, и зрители вовлекаются в этот процесс: “- Вот использованная жестяная банка. Если эта банка буде выброшена мимо урны, то пролежит примерно 20 лет, прежде чем разрушится. А вот стеклянная банка. Посмотрим что в ней было? Продукт съеден а банка . . . будет, валятся и валятся, потому что стекло, пластмассы, и прочие неорганические материалы – не разрушаются!!!...” (фрагмент выступления).

Популярные у молодёжи герои Сифон и Борода в этом спектакле не просто пассивные участники, они являются персонажами, которых интересуют качество пищи, деятельность патогенных бактерий и даже процессы утилизации бытового мусора и пищевых отходов. В ответ на вопросы героев звучит “. . . например, клостридии, которые участвуют в разложении целлюлозы, при помощи ацетоно-бутилового брожения. При этом клостридии вырабатывают очень сильные токсины, опасные для человека, например бутулин” (фрагмент выступления).

Всё представление проходит в юмористической форме, текст понятен, доступен для восприятия учениками даже младшего звена средней школы, но при этом несёт большой информационный материал. В конце выпуска юные экологи снова обращаются к зрителям – “Давайте посчитаем, давайте вдумаемся в то, что сегодня услышали! Это серьёзные задачки, которые подбрасывает человек планете Земля. Человек живёт, и что-то постоянно производит для своей жизни уже много тысяч лет. За это время Земля должна была превратится в огромную свалку, однако этого ещё не произошло. Это природа трудится над тем, чтобы очистить нашу Землю от продуктов нашей жизнедеятельности. Но Природа уже не в состоянии перерабатывать весь наш мусор, поэтому мы должны ей помочь. Мы должны научиться собирать, уничтожать наши отходы или продумать возможные способы их переработки, то есть превратить их в полезные продукты или изделия.

Эколог. Из стеклянной тары после соответствующей переработки производится новая стеклянная посуда. Макулатура легко перерабатывается в новую бумагу. Пластмассы можно переплавить, чтобы сделать новые изделия.

Давайте и мы , попытаемся решить проблему превращения отходов в нужные на наш взгляд предметы!” (фрагмент выступления).

Вся деятельность проводится с соблюдением принципа возрастного подхода к воспитанию и развитию экологической культуры учащихся.

Ещё одна “больная” тема, которая волнует человечество – ВОДА. На очередном заседании Совета экологов формулирую новую проблему – “ВОДА – твоё, моё и наше богатство”. С целью организации осмысления учащимися поставленной цели, задаю вопросы:

* Откуда берётся вода?

* Что такое питьевая вода?

* Сколько её осталось на Земле?

При ответе на них старшеклассники смогли сформулировать суть возникшей проблемы. Осмысление проблемы, цели, задачи происходит в том случае, когда формулируются они самостоятельно. Тезисы выступления учеников легли в основу экологического вестника №2 “Вся правда о ВОДЕ” Привожу некоторые цитаты выступлений:

- вода – это жизнь, бесценное богатство;

- без воды нет жизни на планете;

- вода – твоё, моё и наше богатство.

При составлении второго номера “Экологического вестника” ведущим направлением деятельности стало раскрытие роли науки в решении важных жизненных вопросов. Ребята составили план работы над вестником. Одним из пунктов было посещение музея воды Мосводоканала. Во время посещения музея учащиеся познакомились с историей водопровода, с источниками питьевой воды для Москвичей, с тем как оценивается качество питьевой воды, с циклом полной очистки воды. Владея определёнными знаниями, ученики получили возможность планировать форму выпуска, прогнозировать результаты своей работы. Экологический вестник получился учебно - познавательным, конструктивным, социально - информативным и цифры прозвучавшие в нём были убедительными. Привожу фрагменты выступления:

“Сегодня 99,7% воды на Земле находятся в форме льда или солёной воды. А Пресная вода составляет всего 0,3% этих резервов. Сюда входит речная, озёрная и подземная вода”.

Далее всё согласно, плана утверждённого на заседании совета (тезисы приведены выше).

Откуда берётся вода? . . .

Что такое питьевая вода?

Питьевой считается вода, пригодная к употреблению внутрь, доставляемая для нужд населения и отвечающая определёнными критериям качества.

Что такое качество воды?

По некоторым данным, всё больше и больше регионов (и Москва в их числе) начинают страдать от загрязнения воды. При очистке вода вновь приобретает свои качества и вкус.

Существует шесть классов качества воды.

Воды 1 класса экологически полноценные, могут использоваться для питья, для рыбоводства и орошения.

Воды 2 класса . . . и т.д. остальные классы качества”.

Далее юные экологи приводят интересные данные и истории водопровода.

“Ёще около 5000 лет до нашей эры появились искусственные каналы для воды. Предназначались они для обеспечения населения водой и орошения земельных участков.

В России один из первых полнофункциональных водопроводов был построен в Кронштадте в 1804 год

Московскому водопроводу почти 200 лет . . . Вода Москвы-реки очищается на Западной и Рублёвской водопроводных станциях, волжская вода поступает на очистку на Северную и Восточную водопроводные станции”.

В наши дни проблема окружающей среды у всех на устах. Ключевое слово в этой проблеме – “экология”. Повышенное внимание к экологии является следствием резко возросшей человеческой деятельности, которая, в свою очередь, обусловлена быстрым ростом народонаселения планеты: так, по сравнению с 1960 годом население Земли увеличилось в два раза, а с 1850 годом - в шесть раз. В результате быстро расходуются запасы пресной воды. Проблема постепенно приобретает глобальный характер. Изучая подходы к решению этой проблемы ребята приводят убедительные данные.

“Сколько воды выпивают москвичи каждый день?

Около 6.0 млн. куб. метров воды!

Знаете ли вы, что . . .

- принимая душ в течении 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды

- наполнив ванну лишь до половины, вы расходуете 200 литров воды

- разовый смыв в туалете – 8–10 литров воды

- каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды

- средний расход обычного водопроводного крана – 15 литров воды в минуту

- оставленный открытым кран выливает за 1 час 1000 литров воды

Чем бережнее мы буде относиться к воде, тем больше будем её экономить, тем меньше будет нагрузка на водоисточники и тем лучше будет их экологическое состояние.

И тогда, неиссякаем будет “московский родник”, и голубые живительные струи будут всегда прозрачными и вкусными!

Это зависит от нас с вами!” (фрагмент выступления)

Представление этого вестника

показываем третий год в марте приурочив его к Дню воды (22 марта). Приглашаем на выступление учащихся всех параллелей средней школы. Для учащихся начальных классов создали информационный стенд с одноимённым названием “Вся правда о воде”.

Однако мне не хотелось бы, чтобы мнение об экологизации образовательной среды в школе складывалось только исходя из созданных “экологических вестников” и выставок поделок. Учащиеся нашей школы являются активными участниками экологических субботников по уборке берегов притока реки Сетунь. На протяжении четырёх лет, весной и осенью мы по возможности следим за порядком на левом берегу притока реки (территория магазина “Мосмарт”). И очень важно то, что участие в субботниках в рамках экологической акции “Сетуни – чистые берега” не ограничивается только уборкой. Учащиеся нашей школы в 2008 г. приняли участие в окружном конкурсе экологического плаката, проведённой организацией “Экосетунь”. Плакат представленный нашей школой был отмечен как один из лучших.

Ученики воодушевлённые положительными результатами своей деятельности в рамках экологической акции “Сетуни – чистые берега”, решили снять видеофильм “Сохраним реку Сетунь”. Ребята самостоятельно работали над фильмом. Составили вопросы для социологического опроса населения, разработали сценарий. Получился фильм - призыв непродолжительный, но убедительный. Основная идея фильма – рассказать о том, как сделать мир в котором мы живём здоровым и комфортным, реки сохранить чистыми и полноводными. Фильм участвовал в окружной грамотой. На фото авторы фильма Авагемян С., Мамедли Э., Тишин Д.

Итак, возвращаясь к работе комитета “Совет экологов”.

ІІІ этап

Организация работы над социально значимым проектом. Идея создания такого проекта понятна, ведь охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы говорим об опасности замусоривания, угрожающей окружающей среде, но до сих пор многие из нашего общества считают эту проблему неприятной, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться с ней. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если будут разработаны действенные методы, направленные на повышение экологической культуры населения, на уменьшение и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

В основу проекта легли материалы первого номера устного журнала “Экологический вестник”, посвященного утилизации бытового мусора, как одной из глобальных проблем большого города.

Макет мусоросжигательного завода, выполнила ученица 7-го класса.

Во время работы над проектом ребята изучили способы промышленной переработки мусора. Одним из самых эффективных способов – сжигание, так как остаётся только зола, но вместе с этим в атмосферу выделяется огромное количество дыма и ядовитых газов, приводящих к ухудшению экологической обстановки. Так что в данном случае преимущества вряд ли оправдают недостатки. При захоронении отходы отравляют не только земную кору, но и пресные грунтовые воды, используемые людьми. Но ведь существует опыт других стран, предприятий которые небезразличны к экологии. Этот опыт очень важен для сохранения здоровой экологии большого города. В своём проекте учащиеся обобщили опыт раздельного сбора бытовых отходов и их переработки и постарались распространить его в обществе. Для этого они создали плакат, где очень убедительно привели статистические данные по количеству образования бытовых отходов в России и Москве, время естественной переработки отходов, призыв к раздельному сбору мусора и способы дальнейшей его переработки. Эти плакаты экологи – школьники расклеивали в местах наиболее посещаемых населением: магазины, аптеки, почтовые отделения, на автоматах по приёму жестяных банок и т.д. Мы очень надеемся на положительный результат нашей работы.

В своей работе я хотела, поделится своим опытом по реализации задачи по созданию развивающей экологизированной среды средней школы. Очень надеюсь что он окажется полезным для тех кто решит присоединится к решению этой важной задачи.

Оглянитесь вокруг: рядом с вами обязательно найдётся тот, кто любит нашу землю и искренне желает ей здоровья!

Список используемой литературы

  1. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10–11 классах. Волгоград.: Учитель, 2008. – 167 с.
  2. Е.В.Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии и экологии. М.: Планета, 2010. – 255 с.
  3. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. – 159 с.