ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































География

Внеклассное мероприятие по географии

Добавлено: 2012.09.01
Просмотров: 949

Руднева Марина Владимировна, учитель географии

Изучение родного края является одной из задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир от порога своего дома. Именно географические знания о своей малой родине вызывают в детях пытливый интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина, человека, чувствующего боль за бездумное, варварское отношение к природе.

Учебная экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а так же полевого практикума.

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой "дикой" природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать возможные последствия такой деятельности.

Цели методической разработки экологической тропы: активизировать внимание учащихся к экологическому состоянию окружающей среды; -обобщить и углубить знания о природе своего края; - сформировать умение и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды; продолжить воспитание ответственного отношения к природе;

Объект изучения и исследования: река Ельчик, левый приток р.Сосна. Данный объект является памятником природы на протяжении 4 км до впадения Ельчика в реку Сосна.

Основные задачи экологической тропы.

Само название "учебная тропа природы" можно понимать, как "мы изучаем природу" и как "природа нас учит". Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей.

Задачей тропы является практическое закрепление знаний курса "География и экология Липецкой области", полученных на уроках по изучению геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов, растительности края. Учитель учит детей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в низовье долины реки Ельчик, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебной тропы, - способствовать воспитанию экологической культуры поведения человекам, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Организация учебно-экологической тропы "Ельчик".

На протяжении своих 20 км река прорезала холмистую равнину и в черте города образовала глубокий овраг-каньон. Здесь, в глубоком ущелье шириной 150-200 м и глубиной до 40 м, крутые склоны прибровочными скальными известняками в нижней части сменяются щебнистыми осыпями, укрытыми нагорной дубравой. Выступающие то там, то тут глыбы известняка создают впечатление грозного ландшафта, столь неожиданного в лесостепной зоне.

Низовье долины Ельчика является памятником природы и охраняется на протяжении 4 км от деревни Бугор до впадения реки в Сосну. Тропа промаркирована и включает несколько видовых точек. Пройти ее можно самостоятельно, имея буклет с описанием маршрута, либо небольшой группой с учителем. Общая протяженность маршрута 2,5 км. Маршрут начинается у северо-восточной окраины с.Сазыкино и заканчивается у водонапорной станции северо-восточной окраины г.Ельца.

Работа на каждой точке начинается с обозначения своего стояния на плане. Кроме того, учащиеся, на некоторых остановках выполняют различные упражнения по ориентированию на местности. Примеры заданий по ориентированию: нахождение по солнцу основных и промежуточных сторон горизонта (в полдень), визирование на различные объекты и определение их азимутов; ориентирование плана по компасу и по местным объектам; обозначение на плане пройденного участка маршрута, нахождение пути на местности по плану и т.д. Последнее задание обычно предлагается учащимся при переходе на следующую остановку.

Комплексная учебно-экологическая тропа "Ельчик"

Точка 1. Коренной берег реки Ельчик.(точка, откуда открывается вид на формы поверхности окружающей местности и на речную долину).

Содержание:

Ориентирование на местности по Солнцу и по компасу. Обозначение на плане.

Рассказ о формировании ландшафтов на данной территории.

Форма поверхности. Понятие о речной долине.

Выделение по внешним признакам природного комплекса, его компонентов.

Беседа о взаимосвязях, существующих между компонентами ПК: слагающими породами и рельефом, растительностью, слагающими породами и почвами, почвами и растительностью.

Мы находимся на северо-западной окраине села Сазыкино на правом коренном склоне долины реки Ельчик.

После обозначения на плане местности местоположения остановки учитель спрашивает: - Каковы особенности рельефа окружающей вас местности? Как называется эта форма поверхности?

Далее идет рассказ об общих особенностях природы низовья долины реки Ельчик, ее тектоническом, геологическом строении.

Для того чтобы ввести понятие о речной долине, можно выяснить, как меняется рельеф по мере приближения к реке. После этого проводится сопоставление схематического профиля речной долины с действительным видом долины рассматриваемой реки. Учитель объясняет школьникам, что изображено на профиле, затем называет и показывает на местности по воображаемой линии профиля русло реки, коренные берега, склоны речной долины и просит найти эти объекты на чертеже. Далее идет эвристическая беседа о взаимосвязях, существующих между компонентами ПК, где учащиеся устанавливают современное состояние территории и факторы, влияющие на изменение природных комплексов под воздействием человека.

Точка 2. Обнажения осадочных пород. (Склоновый тип местности речной долины Ельчика)

Содержание:

Определение элементов рельефа.

Рассказ с элементами беседы о геологическом прошлом данной территории.

Зарисовка обнажений горных пород, демонстрация образцов известняков.

Практическая работа: описание рельефа местности. Измерение относительной высоты местности, определение крутизны склонов.

Мы находимся у северо-западной окраины с.Хмелинец на правом коренном склоне.

При переходе с предыдущей точки на следующую остановку, учащиеся должны проследить за изменением рельефа, растительностью и увлажнением почв по сравнению с поймой, выявить причины этих изменений.

Работа на остановке, начинается с определения, в какой части речной долины находятся учащиеся. Учитель говорит, что в зависимости от геологического и тектонического строения находится рельеф, его специфика. На формирование рельефа оказало влияние четвертичное оледенение. Здесь наиболее интенсивно протекают карстовые процессы. Примером чего служат обрывистые обнажения различной высоты, протянувшиеся на 60 м вдоль русла реки. Внешние процессы изменяют в течение времени облик обнажений известняка, осложняя их трещинами, эрозионными размывами. На противоположном склоне хорошо заметны карстовые воронки. Это результаты подземного вымывания известняка и опускания верхнего слоя почвы. " В чем отличие горных пород, слагающих склон и пойму?, - спрашивает учитель - Какова причина этих различий? Как изменяется увлажнение почв на склоне по сравнению с поймой? Объясните эти изменения. В чем различие растительности склона и поймы?"

Точка 3. Пойма реки Ельчик.

Содержание:

Ориентирование на местности.

Наблюдение за степенью выраженности эрозионных процессов.

Рельеф и горные породы, слагающие пойму.

Растительность поймы, её сезонные изменения, приспособленность отдельных растений к условиям обитания в пойме.

Практическая работа: описание почвенной прикопки или почвенного разреза.

природный комплекс поймы.

От точки 2 проходим 200м по тропинке склона вниз к пойме.

Перед рассмотрением природного комплекса поймы учащиеся вспоминают, что обозначает это понятие. Учитель сообщает, что главная задача этой остановки - познакомиться с основными природными комплексами своей местности и проследить как изменение одного компонента (например, рельефа) влияет на другие компоненты и на комплекс в целом.

Характеристика природного комплекса начинается с определения элемента рельефа и рассмотрения особенностей поверхности горных пород и поймы.

- Покажите пойму, склоны и коренные берега речной долины, - обращается учитель. - В какой части долины мы находимся? Что собой представляет долина поймы? Посмотрите, где лучше идти во время маршрута - по центральной части поймы или вдоль реки?

Далее учитель объясняет, что долина Ельчика имеет на значительных участках каньонообразную форму, характеризующуюся крутыми склонами, отсутствием надпойменных террас, слабым развитием поймы. Она вытянута вдоль русла реки на 20-40 м в ширину и повсеместно представлена виде небольших сегментов то слева, то справа. Поверхность поймы хоть и мала, но идеально ровная. Русло реки имеет ширину 2-5 м. Сложено известняковой галькой. Река играет особую роль в формировании пойменных ландшафтов. Она поставляет в пойму различные вещества, изменяет ее рельеф, оказывает воздействие на микроклимат , почвенный покров, растительный и животный мир. В итоге происходит сильная трансформация пойменных ландшафтов.

На этой же остановке рассматривается растительность поймы, и объясняются ее особенности, к каким условиям обитания должны приспособиться все растения поймы? Сравните травянистую растительность верхней и нижней поймы.

Дополняя ответы учащихся, учитель показывает и называет несколько растений, наиболее распространенных в пределах рассматриваемой части поймы. В числе травянистых растений обязательно должны быть названы одно - два корневищных растений, характерных для рыхлых, хорошо аэрируемых плодородных почв поймы. При изучении растительности затопляемой части поймы ученики замечают распространение ив, а среди трав - осоки. Ученикам, при показе осок, образующих кочки, можно задать следующие вопросы:- рассмотрите, чем образовываются осоковые кочки? Какие растения произрастают на этих кочках? Почему подобных растений нет между кочками?

Сделав вывод о приспособлении растений к условиям обитания в пойме, учитель предлагает заложить в ее центральной части неглубокий почвенный разрез.

В заключении учитель характеризует природный комплекс. Предлагает учащимся определить, как использует человек пойму и перечислить мероприятия, позволяющие повысить урожайность лугов.

Точка 4. Урочище разнотравно-злакового луга выпукло-вогнутого склона западной экспозиции балки у с.Бугор.

Содержание:

Ориентирование.

Понятие о балках.

Знакомство с процессами оврагообразования, методами борьбы с эрозией.

Сравнительная характеристика растительности и почв, склонов балки и его днища.

Контурная зарисовка рельефа.

От точки 3 идем вдоль русла реки вниз по течению. Тропинка приводит нас к северной окраине с.Бугор. Мы находимся у балки с выходом известняка на днище.

С целью лучшей подготовки учащихся к описанию растительности балочных склонов, учитель после ориентирования на местности показывает ученикам участки, которые им предстоит охарактеризовать самостоятельно и рассказывает о балках. Идет беседа об истории формирования этой балки, о процессах оврагообразования, методах борьбы с оврагами.

Затем учащиеся собирают в гербарий наиболее распространенные или интересные в каком-либо отношении растения и с помощью учителя закладывают по одной прикопке на склонах и в днище балки. После этого двум бригадам дается задание для самостоятельной работы. 1. Дать описание растительности и зарисовать почву нормально увлажненного днища балки, указать главные отличия растительности и почв, склонов и днища.

Дать описание растительности и зарисовать почву балочных склонов, указать главные отличия растительности и почв днища балки и ее склонов.

После распределения заданий учитель разводит все бригады по участкам. При этом предполагается, что каждая бригада начинает работать на своем участке, а затем переходит на соседний участок, меняясь с другой бригадой. Для того чтобы сделать записи учеников более четкими и краткими предложить бригадам при описании растительности заполнить таблицу.

Таблица. Сравнение растительности луга с нормальным и избыточным увлажнением почв.

Группа растений Луг с нормальным увлажнением Луг с избыточным увлажнением
Виды раст. обилие Виды раст. обилие
Злаки
Бобовые
Разнотравье
Осоковые

Точка 5. Склоновые оползневые процессы.

Содержание:

Ориентирование,

Знакомство с понятием оползень и оползневыми процессами на склоне.

Рассказ о причине возникновения оползня и его отрицательном воздействии на сельское хозяйство, дорожное, гидротехническое строительство, населенные пункты.

Данная точка находится в 200 м от предыдущей. Мы проходим вниз по течению реки и останавливаемся на участке склонового типа местности у северо-западной окраины с.Бугор. Здесь правый коренной склон долины осложнен оползневыми процессами. Оползень имеет фронтальную форму.

Учащиеся самостоятельно приводят факты, свидетельствующие о причинах формирования оползня, в том числе активное воздействие антропогенного фактора, который проявляется в виде множества тропинок. Учитель лишь может добавить, что кроме гидрологических условий формирования оползня послужило наличие, по все видимости, в прошлом подмыва правого коренного склона Ельчика, что привело к ослаблению его устойчивости.

Точка 6. Ходов лес.

Содержание:

Ориентирование на местности.

Характеристика основной лесообразующей породы.

Понятие о ярусности древесного полога.

Самостоятельная работа: определение высоты и возраста лесообразующих пород.

Природный комплекс.

Водоохранное значение леса.

Мы продолжаем маршрут по течению реки Ельчик. Точка 6 находится на левом коренном склоне в 350 м от предыдущей. После определения своего места нахождения (на коренном склоне) и ориентирования по отношению к предыдущей остановке , учащиеся рассказывают как изменился рельеф и растительность.

Характеристика начинается с определения главных лесообразующих пород. При этом учитывается не только обилие породы, в настоящее время, но и перспектива развития растительности изучаемого природного комплекса.

Понятие о ярусности древесной растительности вводится на экскурсии методом объяснения, сочетающейся с беседой и практическими работами.

- Все ли деревья имеют одинаковую высоту? - На какие группы можно разделить деревья по высоте? Наиболее высокие деревья образуют, как обычно говорят, первый, или верхний ярус. Назовите деревья, относящиеся к первому ярусу. Давайте определим их высоту. Посмотрите, в каком ярусе находится липа? Какие еще деревья находятся в первом ярусе? Во втором? Определите их высоту.Одновременно с термином о ярусности вводится понятие о подлеске и подросте. Чтобы закрепить понятие ярусности древесной растительности, можно предложить выполнить рисунок "Ярусность деревьев в лесу".

В заключении учитель называет природный комплекс, наиболее характерный для этого участка склона (урочище липово-кленовых-дубовых нагорных лесов на крутых известняково-щебнистых склонах); учащиеся перечисляют факторы, способствующие его образованию. Поскольку маршрут экскурсии в данном месте пересекает лес, имеющий почвоохранное и водоохранное значение, необходимо объяснить учащимся, почему лес вблизи рек подлежит охране и лесозаготовки строго запрещены. Учащиеся дают характеристику санитарного состояния леса.

При переходе к следующей остановке учитель дает задание проследить за изменением растительности и других природных комплексов и попытаться объяснить эти изменения.

Точка 7 Известняковый карстовый источник.

Содержание:

Ориентирование.

Беседа о подземных водах города.

Выявление зависимости свойств воды данного родника от пористости и водопроницаемости вмещающих горных пород.

возможности использования родника и условия сохранения чистоты его воды.

Достаточно спустится вниз по склону на 50 м к руслу реки, и мы окажемся у карстового источника.

После ориентирования учитель дает вводную лекцию о подземных водах города.

"По сравнению с другими областями ЦЧР Липецкая область лучше всех обеспечена ресурсами подземных вод. В гидрогеологическом отношении территория относится к южной части Московского артезианского бассейна - говорит учитель.- Для нашей территории, как мы уже выяснили, характерны карстовые процессы. Будучи мощным ландшафтообразующим фактором, карст создает своеобразные природные комплексы и способствует пополнению запасов подземных вод.

- Все ли одинаково горные породы хорошо пропускают воду? - спрашивает учитель.

Родник, у которого мы находимся, расположен на территории склонового типа местности, где чехол нерастворимых отложений, перекрывающих карстующие породы, сильно размыт, что способствует хорошему доступу к ним поверхностных вод. Зачастую над девонскими известняками нет мезозойских отложений. А покровы четвертичного и третичного периодов маломощны или полностью отсутствуют. Функционирующие здесь не один, а несколько родников, свидетельствуют о том, что происходит разгрузка трещинно-карстовых и трещинных водоносных горизонтов девонских отложений.

Затем учитель обращается к ученикам с вопросами каково значение подземных вод в целом? Почему карстовые источники необходимо сохранять и оберегать? Как человек может использовать к5арстовые источники?

Точка 8 Карстовая пещера в обнажениях известняка.

Содержание:

Ориентирование.

Продолжение знакомства с геолого-геоморфологическим строением низовья долины Ельчика.

Пещера.

Описание рельефа местности. Определение крутизны и высоты склонов.

От карстового источника, перейдя реку, поднимаемся по склону вверх. Здесь надежно скрыт зеленью дубравы, под толстой плитой известняка вход в пещеру.

Работа на остановке, как и прежде, начинается с определения своего местонахождения относительно предыдущей остановки.

Затем можно предложить учащимся вспомнить о геологогеоморфологическом строении данной территории, попытаться объяснить причину возникновения пещеры.

Сам же учитель добавляет, что - пещеры - наиболее примечательные и слабо изученные объекты природы нашего края. Пещеры естественного происхождения можно подразделить на три группы: 1. типичные малые пещеры, 2. пещеры-гроты, 3. пещеры лазы. Типичные малые пещеры имеют довольно широкой (иногда до 2-3 м) и высокий вход (до 4 -5м). Они лишены натечных образований, сопутствующих крупным карстовым горным пещерам.

Пещеры-гроты - это короткие (до 5 -7м), но обширные полости в известняках с узким или широким входом. Грот с широким входом нередко представляет собой неглубокую нишу в массе горных пород. В гротах отсутствуют полости в виде узких лазов.

Пещеры-лазы имеют узкий вход. По высоте и ширине ход не превышает 1 м, нередко резко уменьшающий направление на расстоянии всего нескольких шагов от входа. Поэтому установит длину очень трудно. Видимая протяженность обследованных лазов колеблется от 3 -5 до 10 м.

После сообщения учителя, учащиеся рассказывают, к какому классу относится данная пещера, определяют ее ширину и высоту входа.

В заключении учитель предлагает описать рельеф местности, определить высоту и крутизну склонов.

Это последняя наша остановка природной экологической тропы. Неудивительно, что многие из вас и не подозревали, что такие интересные памятники природы находятся так близко от города, где можно полюбоваться ей и узнать что-то новое о прошлом и настоящем нашего края.

Заключение.

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к труду.

Приложение.