ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































День космонавтики

Из опыта организации внеклассных мероприятий, посвященных 50-летию полета человека в космос

Добавлено: 2012.09.01
Просмотров: 751

Терешкина Людмила Ивановна, учитель физики; Тишкова Марина Сергеевна, учитель начальных классов

Помню 1961 год, мне исполнилось 11 лет, а вскоре первый человек полетел в космос. Радость, волнение, крики ура и вот это трепетное отношение к теме "Космос" осталось у меня на всю жизнь и горжусь тем, что я сумела привить это чувство многим школьникам за 40 лет работы учителем физики. Но особая ответственность наступила, когда мои внучки пошли в первый класс, у меня возникло желание подготовить всех ребятишек класса целенаправленно к 50-летию освоения космоса. И первое занятие в цикле "Космос" по теме "Земля - наш космический дом". Рассказ, сопровождаемый просмотром слайд - программы, демонстрация опытов способствовали возникновению у малышей чувства зачарованности, любопытства. У них возникло желание исследовать, вмешиваться, расширить опыт путем получения новой информации. И это здорово, потому что мотивационная сила устойчивого интереса имеет решающее значение для преодоления препятствий к творчеству.

Первый ученик демонстрирует строение солнечной системы и убеждает, что наша планета Земля - гигантский космический корабль - совершает стремительный полет в мировом пространстве, а люди со дня рождения становятся космическими путешественниками, движущимися со скоростью 30 км/с вокруг Солнца. На экране Земля - огромное шарообразное тело, третья по счету планета от Солнца.

Второй ученик рассказывает об атмосфере, простирающейся на высоту до 1000 км и постепенно переходящей в безвоздушное космическое пространство. В ее состав входит около 21 % кислорода, жизненно необходимого для человека и животных. В атмосфере Земли имеется слой озона, также играющий чрезвычайно важную роль для всего живого, т. к. он задерживает губительное для жизни ультрафиолетовое излучение Солнца.

Атмосфера - это и своеобразное воздушное одеяло, удерживающее значительную часть теплового излучения Земли и не дающее ему уходить в космическое пространство.

Третий ученик демонстрирует опыты, объясняемые существованием атмосферного давления.

Стакан с водой накрывается бумагой и переворачивается, вода не выливается.

Сваренное и очищенное яйцо втягивается в бутылку из-под молока, предварительно в нее бросается зажженный фитиль. Затем задается вопрос, возможен ли этот опыт на Луне?

Демонстрируется электрический разряд с помощью электрофорной машины. Ребята вздрагивают, искрятся их глаза. Продолжается рассказ: сперва человек был слаб и целиком зависим от прихотей и капризов природы. Он не мог противостоять грозным стихиям, но шло время, человек набирался опыта, он научился добывать огонь - демонстрируется способ добычи. Далее - пролетели века - люди сделались сильными и могучими, они возвели огромные города, построили разнообразные машины и механизмы, начали штурмовать космос. Подчеркивается, что для этого надо много учиться, знать русский язык, читать, писать, считать.

На 4 года была составлена программа, но так случилось, что я перешла в МБОУ СОШ № 137 в 2009 году. Теперь, то я знаю, долг перед внуками это свято. Что делать? Спасибо дочери, она продолжила начатое дело.

В своё время меня по физике учила моя мама - Терешкина Людмила Ивановна, и я благодарна судьбе, что она была моим учителем, как говорят учителем от бога. И трепетное отношение к теме "Космос" развито и у меня. И, несмотря на то, что я учитель начальных классов, я продолжила занятия по изучению Вселенной. Нами была разработана система внеклассных занятий, посвященная изучению проблемам космоса, истории освоения космического пространства, пионерам космоса. Предлагаю фрагменты нашей программы.

1 класс.

  • Занятие 1. Земля - наш космический дом.

2 класс.

  • Занятие 1. Солнце. Что я знаю о нем.
  • Занятие 2. Семья Солнца.

3 класс.

  • Занятие 1.Мир звёзд и Галактик.
  • Занятие 2. Среди звёзд и созвездий.
  • Занятие 3. Вестники Вселенной.
  • Занятие 4. Наш друг - телескоп.

4 класс.

  • Занятие 1.Строим телескоп.
  • Занятие 2.Рисуем Луну. Лунный свет.
  • Занятие 3. Луна в тени Земли. Покрытия звезд Луной.
  • Занятие 4. Фотографирование Луны.

И если раньше создавался школьный проект, то в 2009-2011 годах был создан межшкольный проект для двух школ 122 и 137. Предлагаем фрагмент отчета о мероприятиях, посвященных 50-летию полета Ю.А.Гагарина в космос.

1-6 классы. Путешествие к звездам. (Для всех классов без исключения учащимися 7-10 классов были приготовлены демонстрационные материалы с учетом возрастных особенностей младших школьников. В каждом классе учащиеся по окончании игры с интересом включались в викторину. Мероприятия оценивались по 10-балльной шкале. И 15 из 16 оценены на 10 баллов.

Для 10 класса был проведен интегрированный урок физики с химией. Учащиеся познакомились с происхождением солнечной системы. Ощепков Артём убедительно доказал сходство химического состава планет и Солнца. Ярко познакомила с этапами освоения космического пространства Пятинкина Анна. С особым интересом слушали учащиеся выступление Бахтиной Кристины. Её презентация посвящена была ранее "закрытым" фактам и событиям. С азартом отвечали ребята на вопросы викторины.

Для учащихся 4 класса 122 школы и учащихся 7-9 классов была проведена интеллектуальная игра. Учащимся были предложены вопросы по 3 разделам:

1. Космическое многоборье

2. Колесо истории

3. Космос и Сибирь

Наибольшее количество баллов набрали четвероклассники МБОУ СОШ №122 и понятно почему:

  • Занятия проводились систематические;
  • Познания хорошие;
  • Интерес к теме устойчивый;

Они научились работать с дополнительными источниками и активно шли к победе.

А учащиеся 137 школы сделали вывод, в любом деле необходима система, но все мероприятия им очень понравились.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3