ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































География

Программа элективного курса для учащихся 9-го класса "От древних цивилизаций к современности" (история, география, археология)

Добавлено: 2012.09.01
Просмотров: 838

Третьякова Ирина Николаевна, учитель географии

Пояснительная записка

В 9-х классах вводится предпрофильное обучение через организацию курсов по выбору, что создаёт условия для повышения качества профильного образования.

Основная цель предпрофильного образования – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ориентированного в смежных областях деятельности.

Решение задачи качества подготовки учащихся находится в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки и имеет определяющее значение для будущего страны.

Цель предлагаемого курса: развитие разносторонних интересов и способностей учащихся и их профессиональной ориентации. Оно позволяет сделать более устойчивой и целенаправленной теоретическую подготовку учащихся по курсам истории и географии. Как следствие, была разработана программа элективного курса, направленная на подготовку учащихся к эффективному изучению этих предметов по соответствующему профилю в старших классах.

Эффективность профильного обучения в старшей школе обеспечивается последовательностью и преемственностью.

Задачи курса:

  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • подготовка учащихся к профильным экзаменам в школе и в вузах;
  • развитие общего кругозора учащихся;
  • подготовка к активному участию в будущей производственной деятельности.

Новизна данного курса заключается в параллельном изучении наук (история, география, археология), непосредственно связанных между собой, что позволяет представить мир как целостную систему фактов и событий. Содержание курса основано на интересах учащихся, выявленных при изучении истории, географии в среднем звене основной школы.

Программа связана с содержанием школьных курсов “История Древнего мира” и “География материков и океанов”, “Социальная и экономическая география мира”, углубляет и расширяет отдельные разделы.

Педагогическая технология, используемая при изучении данного курса, предполагает проведение занятий в трёх формах: лекционные, групповые, индивидуальные. Лекционные занятия проводятся со всей аудиторией, используются технические средства обучения. При групповой работе учащиеся обсуждают материалы лекции, участвуют в дискуссиях, решают проблемные вопросы. Индивидуальная работа учащихся проводится по обязательным заданиям в контурных картах и по тестам.

Программа курса позволяет полнее показать сущность и уровень современных исторической и географической наук, методов исследования. Предоставляет возможность реализовать принцип индивидуализации обучения, более полно удовлетворять интересы учащихся. В процессе обучения выявляются отрасли науки, которые наиболее интересны для школьников. Больше внимания уделяется выполнению творческих заданий и выработке умения самостоятельного поиска знаний.

Критерии оценки успешного изучения предложенного курса:

1. Тематический контроль:

  • - тестирование
  • - работа в контурных картах
  • - собеседование
  • - проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала.

2. Итоговый контроль:

  • - тестирование
  • - написание рефератов по выбранной учащимися теме курса.

Программа предпрофильного курса рассчитана на 34 учебных часа теоретических и практических занятий (1 раз в неделю по 2 часа).

Элективный курс

“От древних цивилизаций к современности”
(история, география, археология)

Тема Количество часов Вид занятий
1. Введение.

Территории зарождения первых цивилизаций.

4 часа Теория и практика.
2. Древний Египет. 4 часа Теория и практика.
3. Древние государства Месопотамии. 4 часа Теория и практика.
4. Древняя Индия: страна чудес. 4 часа Теория и практика.
5. Удивительные Эгейские царства. 4 часа Теория и практика.
6. Ацтеки: империя крови и величия.

Затерянный мир майя.

4 часа Теория и практика.
7. Инки – владыки золота и славы. 3 часа Теория и практика.
8. Рим: эхо имперской славы. 4 часа Теория и практика.
9. От древних цивилизаций к современности (итоговое занятие). 3 часа Практика.

Итого: 34 часа

Содержание элективного курса.

1. Введение.

Территории зарождения первых цивилизаций.

Основные цели и задачи курса, время и формы проведения занятий, необходимые принадлежности и оборудование для занятий, критерии оценки результатов (баллы), форма отчёта.

Египет, Междуречье, Восточное Средиземноморье, Персидская держава, Индия, Китай, Эгейские царства, государства Южной Америки, викинги, Римская цивилизация (краткая характеристика).

Практическая работа:

Анализ карты атласа.

Нанесение на контурную карту границ территорий древних государств.

2. Древний Египет.

- местоположение и природные условия Древнего и Современного Египта;

- земледельцы и ремесленники (труд, жилище, быт);

- управление государством;

- культура;

- развитие хозяйства современного Египта.

Практическая работа:

Анализ карты атласа.

Нанесение на контурную карту границ территорий древних государств.

3. Древнейшие государства Месопотамии.

- местоположение, природа, климат;

- Вавилон, Ассирия, Шумер: города Эдема (культура, быт, нравы, религии);

- современные государства Двуречья.

Практическая работа:

Нанесение на контурную карту границ современных государств в Двуречье.

Анализ карты атласа.

4. Древняя Индия: страна чудес.

- природные условия, климат, занятия населения;

- религия, культура, легенды, сказания, касты;

- контраст социального положения населения современной Индии.

Практическая работа:

Нанесение на контурную карту границ современной Индии.

Анализ карты атласа.

5. Удивительные Эгейские царства.

- природные условия, население;

- древнейшие государства: Крит, Микены, Троя (быт, культура, управление);

- современная Греция.

Практическая работа:

Нанесение на контурную карту границ современной Греции.

Анализ карты атласа.

6. Ацтеки: империя крови и величия.

Затерянный мир Майя.

- природа, население, современные территории;

- культура, история зарождения цивилизации.

Практическая работа:

Анализ карты атласа.

Обозначение на контурной карте современных границ.

7. Инки: владыки золота и славы.

- природа, климат, современные территории;

- культура, история зарождения цивилизации.

Практическая работа:

Анализ карты атласа.

Нанесение на контурную карту современных границ.

8. Рим: эхо имперской славы.

- природа, климат;

- культура, быт, управление империей, важнейшие завоевания;

- современная Италия.

Практическая работа:

Нанесение на контурную карту границ современной Италии.

Анализ карты атласа.

9. От древних цивилизаций к современности (итоговое занятие).

- обобщение и контроль результатов изучения основных тем курса;

- защита рефератов учащихся.

Практическая работа:

Обозначение в контурной карте географических объектов основных тем курсов.

Подготовка рефератов с использованием дополнительной литературы.

Защита рефератов.

Требования к результатам изучения курса:

По итогам изучения курса учащиеся должны научиться следующим видам деятельности и умений:

  • объяснять смысл терминов “до н.э.”, “н.э.”.
  • называть имена: наиболее известных правителей, основателей мировых религий, памятники культуры Древнего мира.
  • показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств.
  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.
  • составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства.
  • называть характерные, существенные черты:
  1. политического строя в государствах древности.
  2. положение основных групп населения в древневосточных и античных обществах.
  3. религиозных верованиях людей в Древнем мире.
  • объяснять значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, миф, религия.
  • называть : основные географические объекты литосферы , атмосферы, гидросферы основные расы, народы, языки, религии; основные страны мира; пространственное размещение основных географических объектов, процессов и явлений
  • определять : характеристику территории из разных источников;источники географической информации для решения конкретных задач.
  • описывать : географические объекты, явления, процессы.
  • объяснять : особенности специализации хозяйства и экономические связи отдельных стран мира.

зональную и азональную дифференциацию природы земли.

Список литературы

1. Сиротин В.И., Сиротин И.В. Школьная география в вопросах и ответах / пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М., 2001. - 159с.

2. Берлянт А.М, Душина И.В. Физическая география / Справочные материалы. - М., 1995. – 288с.

3. Стогова Л.Л. География путешествий и открытий на земле. – СПб., 1999. – 120с.

4. Чекулаева О.М. Я познаю мир. Города мира. - М., 2003. – 478с.

5. Маркин В.А.Я познаю мир. География. - М., 1998. – 560с.

6.Емельянов А.С.300 вопросов и ответов по странам и континентам. Ярославль, 1997. – 222с.

7. Энциклопедия для детей: Т.3 (география). – Сост. С.Т.Исмаилова. – М., 1994. – 640с.

8. Энциклопедия. “География”/ пер. с англ. И.И.Викторовой, М., 1997. – 128с.

9. Краткая географическая энциклопедия: Т.3/ под ред. А.А.Григорьева. - М., 1962. – 580с.

10. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ Баринова И.И., Горбанёв В.А., Душина И.В. и др. – 2-е изд. – М., 1999. – 560с.

11. Батурина Ю.В.По странам и материкам. – М., 2001, 2001. – 159с.

12. География: географические названия./ Авт.-сост. Мирутенко М.В. – М., 2000. – 286с.

13. Ацтеки: Империя крови и величия./ Пер. с англ. О.Перфильева. – М., 1997. – 168с.

14. Снисаренко М.А. Курс – море мрака. - М., 1982. – 159с.

15. Андреевская Т.П.Быт и нравы народов древних цивилизаций: книга для чтения к курсу истории Древнего мира. – СПб, 2003. – 184с.

16. Хрестоматия по истории Древнего мира/ под ред. Струве В.В.) – М., 1953. – 275с.

17. Рогов А.Д., Линко Г.М.Хрестоматия поэтических произведений по истории Древнего мира (пособие для учителей). М., 1961. – 255с.

18. Эльфонд И.Я.Краткий справочник по всеобщей истории. - М., 2002. – 720с.

19. В поисках Эльдорадо./ Пер. с англ. И.Ляхович – М., 1997. – 168с.

20. Инки: владыки золота и наследники славы./ Пер. с англ. Л.Каневского. М., 1997. – 168с.

21. Рим: эхо имперской славы./ Пер. с англ. Т.Азаркович., М., 1997 – 168с.

22. Саплина Е.В. Ляпустин Б.С. История древнего мира.-М., 2001 г.

23. Колпаков С.В. История древнего мира.- М.,- 2001г.

24. Ванькова А.Б. История древнего мира. – М., ЦГО,2001г.

25. Пономарева Г.М. История цивилизаций мира.- М., 2001г.

26. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен.- М.,2001г.